Глава 2 источники искусственного света
Обычно фотолюбители свои первые фотографии снимают днем при естественном освещении, довольствуясь уже готовыми более или менее подходящими световыми условиями.
Постепенно совершенствуя свою технику, расширяя тематику съемок, они неизбежно усложняют освещение, переходят к съемкам при источниках искусственного света.
Источники искусственного света дают возможность осветить объект съемки независимо от окружающих световых условий, в соответствии с поставленной задачей отработать светом объемную форму, добиться требуемого распределения светотени, т. е. использовать свет как активное средство изобразительности.
Искусственное освещение позволяет имитировать эффекты как естественных, так и искусственных источников света: воссоздать эффект солнечного освещения, эффект освещения от настольной лампы, стенных бра, свечей и т. д. Воспроизводя тот или иной эффект освещения на фоне, на самих объектах съемки можно дать конкретное представление на снимке не только о месте действия, но и о времени действия и характере обстановки.
Осветительная аппаратура необходима в тех случаях, когда естественное, дневное, освещение является недостаточным как по создаваемой им освещенности, так и по распределению света (недостаток направленного или рассеянного света); осветительные приборы необходимы для установки на объектах съемки требуемых яркостных соотношений с целью уменьшения или увеличения имеющегося интервала яркостей (т. е. отношения минимальной и максимальной яркости объекта съемки). Подобные случаи часто встречаются при съемках против света, при съемках вечером, когда интервал яркостей слишком велик, или при съемках в пас-
мурную погоду, когда близкие по тону объекты сливаются друг с другом.
С помощью источников искусственного света в процессе съемки решаются всегда две основные задачи. Первая — художественная, изобразительная задача (создание задуманного светового эффекта, определенного светотеневого рисунка, отработка формы, объема, фактуры, выявление тона и цвета, пространства; в конечном счете — создание задуманного художественного образа). Это главная задача. Ей подчиняется вторая—экспонометрическая задача, связанная с фотографическим процессом получения изображения (достижение необходимых освещенностей и яркостей объекта съемки с учетом конкретных технических условий съемки).
В процессе работы над созданием фотографического изображения художественно изобразительные и технические задачи решаются в тесной взаимосвязи, однако технические задачи должны быть полностью направлены на реализацию творческих замыслов и не переходить в самоцель.
В качестве источников света для фотографирования чаще всего применяются лампы накаливания, электронные (импульсные) лампы, реже дуговые лампы. Каждый из этих источников света обладает свойственными ему особенностями, недостатками и преимуществами по сравнению с другими источниками.
На приведенном рис. 22 изображены различные виды источников искусственного света.
К первой группе относятся источники света с открытым пламенем: спичка, свеча, зажигалка, керосиновая лампа, костер. В фотографии они редко используются в качестве осветительных приборов, чаще — это объекты съемки.
Вторая, наиболее обширная группа включает в себя главным образом источники света с лампами накаливания. Сюда относятся всевозможные бытовые электроприборы: настольные лампы, бра, люстры, торшеры и т. д. Эти источники света могут использоваться для подсветки, а также служить объектами съемки.
К этой же группе относятся специальные осветители с фотолампами. В отличие от обычных осветительных ламп они обладают большей мощностью и повышенным излучением в области коротковолновой части спектра.
Третья группа включает в себя источники света кратковременного действия, специально приспособленные для це-
лей фотосъемки. В нее входят наиболее современные электронные (импульсные) лампы «Молния ЭВ-1», «Луч-57» «Фил» и др., одноразовые лампы-вспышки, а также редко применяемая магниевая вспышка. Импульсные лампы дают очень короткую (11,мо—'/«„о сек-) и мощную вспышку, равную свету 100 и более тысячеваттных ламп. По спектральному составу их световой поток близок к дневному свету, в силу чего импульсные лампы широко применяются для цветной съемки.
Учитывая возможности и ограничения, с которыми связано применение того или другого источника света, фотолюбитель для каждого случая выбирает наиболее подходящий и удобный источник света.