Государственное издательство
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
.ИСКУССТВО" Москва 1959
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране фотография получила широкое распространение во многих областях общественной и научной жизни, она стала также достоянием многочисленной, все возрастающей армии фотолюбителей. Одной из наиболее сложных проблем для них оказывается проблема фотографирования при искусственном освещении.
В практике некоторых фотолюбителей освещение применяется только как неизбежный технический фактор, необходимый для получения фотографического изображения, тогда как большинство его изобразительных возможностей часто остается неиспользованным.
Все звенья фотографического процесса неразрывно связаны между собой и оказывают влияние на техническое и художественное качество снятого изображения. В решающей мере успех всей работы зависит от умелого использования освещения.
Искусство и техника освещения непрерывно совершенствовались на всем протяжении развития фотографии. До изобретения электрических источников света в фотоателье использовалось естественное освещение. Съемка производилась при дневном рассеянном свете, проникающем в помещение сквозь стеклянную крышу и окна фотоателье, причем регулирование количества света и распределение его на освещаемом объекте производилось при помощи системы занавесей, штор, щитков для отражения света и т. д.
Несмотря на громоздкую и малосовершенную технику, художники-фотографы ставили перед собой конкретные изобразительные задачи и добивались известных успехов. Освещение строилось в расчете на пластическое, рельефное воспроизведение снимаемых объектов, передаваемых широкой градацией тонов и тональных переходов.
1* 3
Применение источников искусственного света коренным образом изменило технику освещения. Свет стал постоянным и независимым от изменчивых природных условий. В распоряжение фотографа поступила разнообразная осветительная аппаратура с лампами накаливания и портативные импульсные лампы. Вместе с усовершенствованием осветительной техники появилась возможность устанавливать любое по сложности и приемам освещение, широко использовать все богатство световых эффектов.
Настоящая книга является кратким практическим руководством, рассчитанным на широкий круг фотолюбителей. В ней сообщаются элементарные сведения об источниках искусственного света, говорится об основных принципах работы с осветительной аппаратурой во время съемки, о методике установки света по основным видам, приводятся справочные таблицы, даются расчеты на основе конкретных примеров.
В качестве иллюстраций приводятся работы студентов Всесоюзного государственного института кинематографии.
Научиться фотографировать при искусственном освещении — первейшая задача каждого фотолюбителя. Цель книги — помочь фотолюбителю освоить технику съемки с применением различных источников искусственного света в наиболее часто встречающихся случаях практики.
Книга поможет также начинающему кинолюбителю в его работе по установке света и при экспозиционных расчетах.
Глава 1 СВЕТ И ОСВЕЩАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Освещение в фотографии должно использоваться не только как необходимое условие для фиксации выбранного объекта съемки, но и как средство выразительности, позволяющее наиболее полно и глубоко выявить на снимке главное — его содержание.
Чтобы в совершенстве овладеть изобразительными средствами фотографии, каждому фотолюбителю необходимо изучить фотографическую технику, освоить методику работы с осветительными приборами.
Световые лучи распространяются от источника прямолинейно. Встречая на своем пути препятствия в виде предметов, они частично отражаются, частично поглощаются поверхностями, а также проходят их насквозь, если предметы достаточно прозрачны. Чем светлее поверхность, тем больше света она отражает и меньше поглощает (например, белая бумага), и наоборот, темные поверхности почти весь свет поглощают (например, черный бархат).
Теневой контур
Если сферическая поверхность освещена светом, направленным от фотоаппарата, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются притенения, составляющие так называемый теневой, темный контур.
Образование теневого контура при освещении гипса и шара показано на рис. 8. Наибольшее отражение света от поверхности полусферы наблюдается в центральной части (а), где образуется световой блик. Чем ближе расположен отдельно взятый участок поверхности к контурной линии (б), тем больше света будет отражаться этим участком в боковых направлениях и меньше в сторону источника света, тем темнее будет казаться этот участок по сравнению с центральной частью шара.
Чем ближе расположен к освещаемой поверхности источник света, тем шире будет полоса теневого контура. Более темный контур образуется при освещении направленным светом; рассеянный свет или несколько источников направленного света, взаимно подсвечивая образующиеся теневые контуры, смягчают теневые участки. Чтобы совсем убрать теневой контур или смягчить его в нужной степени, устанавливается боковой свет.
Световой контур
Мы рассмотрели случай, когда источник света находится за спиной фотографа, при этом мы наблюдали образование теневого контура.
Снимаемый объект может быть расположен также между фотоаппаратом и источником света; в этом случае образуется светлый, или световой контур, иногда его называют «световой шнур».
Световой контур образуется на предметах по контурной линии при освещении встречным, контурным (контровым), светом.
Рис. 10. Светотеневое освещение гипса с использованием контурного света
Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.
На рис. 9 схематически изображено образование светового контура при освещении шаровой поверхности и гипса. Зритель находится в точке А, откуда наблюдает на участке а — б направленно-рассеянное зеркальное отражение, воспринимаемое как световой контур. Такой прием освещения часто используется при съемке, когда темный по тону и малоосвещенный объект или часть объекта необходимо отделить по контуру от темного фона, с которым он сливается. В сочетании с основным и рассеянным светом контурный свет помимо обрисовки контура способствует рельефной передаче освещаемого участка объекта.
Светотеневое освещение гипсовой модели показано на рис. 10. Направленный свет (передне-верхний по направлению) хорошо выявляет рельеф освещенной части гипса. Блики контурного света помогают выявить объемную форму теневой части модели.
Основные виды света
Представим себе, что мы выбрали фон, расположили перед ним снимающегося, поставили фотоаппарат и приступили к установке света.
Сначала необходимо найти положение для источника света, который будет в нашей схеме освещения главным, основным. От его положения будет зависеть распределение света и тени на снимаемом объекте, характер светотеневого рисунка в целом. Обычно при съемке портрета передне-верхне-боковой по направлению свет принимается за основной.
Схема к рис. 12
На рис. 12 и схеме к нему показаны различные установки основного света: а — основной свет установлен от аппарата (переднее освещение); б—лампа перемещена влево световой поток имеет передне-боковое направление — свет установлен
Рис. 12. Установка основного, рисующего, света
еще более боковым, но уже справа; г — свет имеет нижнебоковое направление. Постоянного, универсального направления основного света, годного для всех случаев съемки, не существует; каждый раз направление основного света определяется во время съемки и зависит от характера и положения объекта съемки, от творческого замысла фотографа. Предположим, решено установить основной свет так, как это показано на рис. 13. Однако производить съемку еще нельзя. Окончательная установка света на этом не может считаться законченной. Теневые участки объекта слишком темны, контуры теневой части головы сливаются с фоном, который лишен фактурной проработки.
Рис. 13.
Основной,
рисующий,
свет
Возникает необходимость подсветить теневые участки лица. Для этого от аппарата устанавливается источник, излучающий рассеянно-направленный свет (рис. 14).
Рис. 14. Заполняющий свет
Рис. 15. Освещение двумя видами
света:
а — рисующий; б — заполняющий
В отличие от первого вида света, который называется основным, или рисующим, светом, второй вид называется заполняющим, или передне-рассеянным, светом. Включив оба осветительных прибора, можно заметить, что в тенях, также как и в светах, появилась проработка
фактуры, пластическая форма на снимке стала более ощутимой, рельефной (рис. 15).
Рис. 16. Контурный свет
Рис. 17. Освещение тремя
видами света: а — рисующий, б —
заполняющий; в — контурный
Чтобы еще больше подчеркнуть светом объемность, усилить иллюзию трехмерности объекта, используется контурный свет (рис. 16). Световой контур по яркости должен быть сильнее, чем светлая часть лица, иначе он не будет различаться, но не настолько ярким, чтобы пересвечивать лицо. Чтобы на объекте съемки появился световой контур,
источник света устанавливается за кадр ом между объектом и фоном.
Для установки контурного света также необходимо найти наилучшее для каждого конкретного случая направление, в котором должен работать осветительный прибор. Он может быть установлен сверху, снизу, сбоку, на световую или теневую часть объекта, располагаясь вблизи границы кадра.
На рис. 17 показан объект съемки, освещенный рисующим, заполняющим и контурным светом.
Чтобы завершить установку света, необходимо осветить фон (рис. 18). Для этого используется еще один осветительный прибор направленного или рассеянного света (если
фон плоский и небольшой по площади). Этот, четвертый, вид света называется фоновым. На рис. 19 объект съемки показан на освещенном фоне.
В большинстве случаев съемочной практики можно обойтись перечисленными видами света. Иногда применяется еще так называемый моделирующий свет для дополнительной световой отделки, точной отработки светом отдельных частей объекта, например лица, костюма и т. д., хотя заполняющий свет может выполнить частично также и функцию моделирующего света.
Итак, пятью основными видами света являются: рисующии, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий. Последовательность установки осветительных приборов диктуется обычно практическими соображениями.
На рис. 20 изображена принципиальная схема освещения портрета, называемая нормальным портретным освещением.
Метод освещения с помощью рисующего света а также вышеприведенная терминология были в свое время разра ботаны кинооператором проф. А. Д. Головней* и широко распространены в кинопроизводственной практике.
Описанная методика освещения рисующим светом применима при фотографировании любого объекта. Вместе с тем это отнюдь не означает, что всегда механически должны использоваться все пять основных видов света и именно так, как они описаны. Для начинающего фотолюбителя вполне достаточным может оказаться применение только рисующего света, которым одновременно можно осветить объект съемки и фон (как правило, при съемке объект и фон требуют раздельного освещения).
По мере накопления навыков световые схемы можно постепенно усложнять, применяя различные сочетания основных видов света.
Рис. 20. Принципиальная схема нормального (обычного) портретного освещения пятью основными видами света:
а — рисующий; б — заполняющий; в — контурный, г — фоновой; д «*- моделирующий
Несколько слов о точности в работе с осветительными приборами. На первый взгляд может показаться, что особой точности не требуется. Но это неверное представление пол-
* А. Д. Головня, Свет в искусстве оператора, Госкиноиздат, 1945.
ностью опровергается практикой. Источники света должны устанавливаться с точностью до нескольких сантиметров (особенно при съемке с близких расстояний); по возможности точнее необходимо устанавливать яркостные соотношения на самом объекте съемки и на фоне. Например, при установке заполняющего света далеко не безразлично, с какой стороны его установить,—со стороны рисующего света, за камерой, или с противоположной стороны (рис. 21).
В первом случае (а) теневая часть лица не будет освещена заполняющим светом, светотеневые контрасты будут значительными, потребуется дополнительная подсветка теней. Во втором случае (б) мы имеем дело с такой установкой источника света, при которой на объекте и от объекта на фоне не возникает теней В третьем случае (в) теневая часть будет хорошо освещена, но при этом на лице могут возникнуть двойные тени.
При установке каждого вида света можно воспользоваться не одним, а несколькими осветительными приборами. Например, если фон по площади очень большой или имеет протяженность в глубину, его освещают двумя, тремя или несколькими источниками, из которых, в свою очередь, один
может быть источником направленного света, другой — рассеянного, третий—создавать световой рисунок, четвертый — подсвечивать тени, но все вместе — обеспечивать освещение фона.
Часто можно встретить случаи, когда под основными видами света подразумеваются направления, в которых установлены осветительные приборы, например передний свет, боковой и т. д. Это неправильно.
В современной фотографической литературе источники света принято делить по следующим основным признакам:
1. По изобразительному назначению (свет рисующий, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий).
Некоторые авторы вводят дополнительные названия, уточняющие назначение источников света, однако основными остаются пять приведенных выше видов освещения.
2. По направлению светового потока.
Осветительные приборы могут быть установлены в любом месте воображаемой полусферы, в центре которой находится снимаемый объект. В горизонтальной плоскости основными направлениями являются: переднее, передне-боковое, боковое, задне-боковое и встречное направление (соответственно слева и справа от оптической оси). Переднее направление называют иногда фронтальным, передне-боковое— диагональным, встречное — контровым. В вертикальной плоскости кроме фронтального различают нижнее, передне-верхнее, верхнее и контровое (по существу, верхне-контровое). Дальше начинаются многочисленные комбинации: передне-верхне-боковое, часто используемое для установки рисующего света, передне-нижнее —для моделирующей подсветки глаз, верхне-контровое и ниж-не-контровое —для обрисовки светом в различной мере контурных форм объекта и т. д.
3. По характеру излучения: направленное и рассеянное.
Главным признаком при установке каждого источника света является его изобразительное назначение; второй и третий признаки являются существенными, но не главными. Так, в качестве прибора основного света может быть использован источник направленного света (как это бывает в большинстве случаев), а также с большим успехом источник рассеянного света (например, при съемке женского портрета); и в том и другом случае это будет основной свет.
Фронтальный свет означает, что осветительный прибор работает от аппарата; фронтально установленный свет может быть заполняющим, а может быть и рисующим. Рисующий направленный фронтальный свет дает полное представление о том, где какой источник света установлен и каково его назначение в данной световой схеме. Например, конт-ровой по направлению свет может едва заметно обрисовать контур, может создавать основной световой рисунок изображения и т. д.
Отсюда следует вывод: обдумывая замысел освещения, надо всегда помнить, что каждый источник света должен выполнять конкретную изобразительную задачу.
Фотограф-художник, создавая нужный световой рисунок, тщательно отрабатывает эффект освещения, по многу раз переставляет источники света, поднимая и опуская приборы, перекрывая световые потоки шторками и сетками.
Когда свет, по мнению фотографа, установлен, можно составить схему расстановки осветительных приборов. Световая схема поможет при анализе расстановки осветительных приборов выяснить, что в ней было сделано удачно, правильно и что неправильно.
Готовых световых схем, пригодных для всех случаев съемок, не существует. Свет при съемке устанавливается лишь для конкретных условий. Это важно знать для правильного понимания и освоения метода освещения.
Работая над установкой света, фотолюбитель должен стремиться воспроизводить правдивый, реалистический характер освещения, при помощи нескольких осветительных приборов добиваться получения на снимке эффекта освещения как бы от одного основного источника света, видимого в кадре или подразумеваемого за кадром.
Вспомним схему светотеневого освещения (см. рис. 4). На ней ясно выражен эффект освещения от одного основного источника света. Таково наше визуальное восприятие светового эффекта в жизни. Чтобы правдиво воспроизвести картину освещения на снимке, необходимо учесть целый ряд обстоятельств, использовать специфику и особенности фотопроцесса, например фотографические свойства материала, процесс обработки негатива и фотопечать, а самое главное —установку света.
В процессе работы с источниками света возникнет необходимость точно, методически последовательно отрабатывать световой эффект. В этой работе помогут основные виды света. Практика подскажет, какие источники света необходимы. Очевидно, одного рисующего света будет недостаточно. Понадобятся и остальные виды света, которые помогут обеспечить на пленке воспроизведение фактуры в тенях, усилить впечатление объемности, рельефности, обрисовать контур, добавить рефлексы, установить требуемые яркостные соотношения, получить в итоге интересное, выразительное изображение, не теряя естественной простоты в характере освещения.
Синхронизация вспышки
При съемке с электронной лампой экспонирование пленки в кадровом окне фотоаппарата происходит в момент вспышки. Поэтому должно быть достигнуто полное совпадение открытия затвора и момента вспышки. Это достигается с помощью специального устройства синхронизации. Обычно синхронизация осуществляется по принципу — «вспышка во время выдержки», так как продолжительность вспышки импульсной лампы значительно короче применяемых выдержек.
При съемке фотоаппаратом с центральным затвором в целях синхронизации с импульсной вспышкой выдержка может устанавливаться любая: если затвор шторно-щелевой, то выдержка может быть от г/25 сек. и больше. При меньших выдержках обычные шторно-щелевые затворы в момент вспышки не обеспечивают полного открытия кадрового окна.
На рис. 40 и 41 изображены графики работы центрального и шторно-щелевого затворов. Пунктирной линией показано, как изменяется время полного раскрытия, если уменьшать выдержку. При пользовании центральным затвором даже при 1/250 сек. сохраняется момент полного раскрытия затвора (незаштрихованная часть) и, следовательно, возможна съемка при вспышке импульсной лампы.
У большинства шторно щелевых затворов момент полного открытия кадрового окна возможен только при выдержке, начиная с 1/?6 сек. и продолжительнее (у некоторых камер полное открытие кадрового окна возможно при установке на 1;50 сек ). При более коротких* выдержках кадровое окно экспонируется последовательно через щель, и съемка с применением импульсной лампы становится невозможной
Большинство современных фотоаппаратов имеет синхро-контакт, что позволяет производить съемку при вспышке импульсной лампы. Этот контакт называется нулевым (0-контакт) и предназначен только для подключения импульсной лампы В заграничных аппаратах он обозначен Х-контакт. При подключении к этому контакту импульсной лампы замыкание электрической цепи происходит в момент полного раскрытия затвора (на рис. 40 и 41 этот момент обозначен буквой е .
Имеются фотоаппараты с двумя синхроконтактами: один из них нулевой, иногда обозначающийся стрелкой молнии, служит для подключения синхропровода импульсной лампы, другой — с определенным временем упреждения, иногда обозначающийся в виде колбы лампы-вспышки, служит для подключения одноразовых ламп-вспышек
Выпускаются также фотоаппараты с одним синхроконтактом и синхрорегулятором, с помощью которого может быть установлено необходимое время упреждения.
На рис. 42 показаны синхрорегуляторы фотоаппаратов «Зенит-C» (А) и «Зоркии-4» (Б) Чтобы подготовить фотоаппарат к работе, необходимо при помощи диска шкалы выдержек а установить выдержку в '/25 сек. или более продолжительную, а также установить синхронизацию с помощью рукоятки опережения б до совмещения точки в с требуемой цифрой шкалы (или до появления в окошке рукоятки необходимой цифры), соответствующей «времени до полпика»*, указываемому в паспорте лампы-вспышки. При работе с импульсными лампами регуляторы механизмов синхронизации устанавливаются на нуль.
В случае, если фотоаппарат не имеет вмонтированного синхроустройства, приходится пользоваться приставными синхронизаторами.
На рис. 43 показан приставной синхронизатор, который устанавливается на спусковой кнопке фотоаппарата. К нему присоединяются спусковой тросик а и синхро-провод б. Точность синхронизации при работе с приставным синхронизатором обычно ниже, чем у камер, имеющих вмонтированное синхроустройство**. Приставной синхронизатор требует подгонки к индивидуальному аппарату и допускает регулировку в зависимости от применяемого источника света.
Самодельные синхронизаторы также отличаются невысокой точностью работы. Среди многочисленных магнитных, магнит-номеханических и других синхроустройств для работы с импульсной лампой фотолюбителю может быть рекомендован простой по конструкции механический синхронизатор, рассчитанный для съемок камерами типа «ФЭД» и «Зоркий»; он позволяет снимать с выдержкой в 1/а5 сек., а изготовить его нетрудно своими силами.
На диск скоростей сверху плотно надевается насадка а с выступом в (рис. 44), а на месте универсального видоискателя устанавливается площадка б с контактами г, к которым подключается синхропровод импульсной лампы. При
„Временем до полпика" называется промежуток времени между подачей напряжения на контакты и отдачей лампой половины максимальной световой энергии, измеряемой в миллисекундах (мсек).
'' Самая короткая выдержка, которую допускает приставной синхронизатор, обеспечивая надежную работу, равна '/s сек- Для фотоаппаратов со шторными затворами и '/so сек-—Для фотоаппаратов с центральными затворами.
нажатии спусковой кнопки затвора диск вместе с насадкой приходит в движение и в момент полного открытия затвора (первая шторка дошла до конца — положение «е» на рис. 41) нажимает выступом на электроконтакт г, замыкая тем самым электрическую цепь.
Наиболее точная синхронизация должна соблюдаться в том случае, когда продолжительность выдержки предельно коротка. Иначе говоря, чем короче выдержка, тем точнее должна быть синхронизация. В -этом случае малейший сдвиг синхронизации, даже на 5 мсек, может привести к браку — пленка в кадровом окне будет неполностью экспонирована.
На рис. 45 приведены случаи правильной и неправильной синхронизации при съемке со шторно-щелевым затвором. В случае а синхронизация установлена правильно, синхроконтакт замыкается в момент полного открытия кадрового окна; кадр экспонирован полностью. В случае б момент вспышки отстает от момента полного открытия кадрового окна на 10 мсек; кадр экспонирован частично. В случае в вспышка отстает от момента полного открытия кадрового окна еще больше.
Точность синхронизации фотоаппарата с центральным затвором можно проверить следующим способом. Аппарат заряжается пленкой, после чего производится съемка при одной и той же диафрагме (рассчитанной по ведущему числу) сначала при минимальной выдержке J/250 сек., затем при '/ю ~~ Vs сек- Объектом съемки может служить лист белой бумаги. После проявления пленки негативы сравниваются между собой по плотности. Если плотности одинаковы, значит синхронизация установлена правильно, если при короткой выдержке плотность негатива меньше, значит синхронизация нарушена и производить съемку при этой выдержке нельзя: требуется регулировка механизма синхронизации. При проведении испытаний объект не должен быть освещен посторонним светом.
Другой способ проверки синхронизации (для одноразовых ламп-вспышек) состоит в том, что производится съемка самой лампы-вспышки ил и ее отражения в зеркале при самой малой диафрагме через красный светофильтр (чтобы избежать передержки). Если на снимке снята светящаяся колба лампы, значит синхронизация установлена правильно. При запаздывании вспышки на снимке различима неуспевшая сгореть фольга; изображение потухающей лампы указывает на преждевременную вспышку.
Проверка правильности синхронизации у камер со шторно-щелевыми затворами сводится к тому, чтобы установить, вся ли площадь кадрового окна открыта в момент вспышки. Для этого, установив выдержку в ]/25 сек. и подключив к фотоаппарату синхропровод, снимают при вспышке лист белой бумаги на любой негативной пленке (диафрагма устанавливается по ведущему числу).
Можно зарядить камеру обычной фотобумагой унибром, вложив полоску шириной 35 мм. Вывинтив объектив и приставив рефлектор к объективному гнезду, надо произвести съемку самой вспышки.
При правильной синхронизации на проявленной пленке и фотобумаге будут ясно различимы резкие очертания рамки кадрового окна.
Глава 3 ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ
Приступая к фотографированию, необходимо не только выбрать объект съемки, решить как, откуда, при каком освещении его снимать, но и подготовить фотоаппарат и осветительную аппаратуру, а также установить экспозиционный режим съемки.
В этой главе мы остановимся главным образом на экспозиционных расчетах. Трудности правильного определения экспозиции становятся особенно ощутимыми при съемке с источниками искусственного света, что заставляет хотя бы кратко остановиться на методике экспозиционных расчетов.
Чем выше требования предъявляет фотолюбитель к своим работам, чем больше его художественные запросы, тем точнее должны производиться экспонометрические расчеты. Особенно это относится к съемке на обратимых фотоматериалах, при работе с цветофотографическими пленками.
Внимательно присмотревшись к любой фотографии, можно заметить, что все изображение состоит из градации различных тонов, начиная с самых светлых (световые блики) и кончая самыми темными участками (глубокие тени). Благодаря контрастирующим сочетаниям тонов и промежуточных им полутонов нами воспринимаются форма изображаемых предметов, пространство, световые эффекты.
На рис. 48 приводятся фотографии, имеющие различную контрастность изображения. Если тональная шкала снимка широкая, т. е. имеет большое количество градаций тонов и тональных переходов, то в этом случае полностью используются возможности тонального построения кадра — а. В остальных случаях, когда изображение слишком контрастное (тональные переходы отсутствуют) — б или серое, с малым контрастом (отсутствуют крайние значения тонов) — в, изображение оказывается технически неполноценным.
Соотношение крайних значений тонов изображения называется интервалом тонов. Каждый фотограф старается полностью использовать возможный интервал тонов, который допускают фотографические материалы.
Чтобы на фотографии с помощью шкалы тонов правдоподобно по соотношениям воспроизвести объект съемки, необходимо выполнить по крайней мере следующие условия: интервал яркостей объекта съемки должен соответствовать фотографической широте негативного материала, а также должны быть обеспечены правильная экспозиция и проявление до нормальной (рекомендованной) гаммы.
Контрастность изображения на фотоотпечатке зависит не только от качества негативного изображения, но и от подбора фотобумаги по контрасту, от самого процесса фотопечати.
Плохо напечатанный снимок с хорошего негатива можно перепечатать; с плохого негатива очень трудно получить удовлетворительный отпечаток, а в большинстве случаев просто невозможно.
Технические, а следовательно, и художественные качества снятого изображения в большой степени зависят от правильной экспозиции при съемке.
Факторы экспозиции
Величина экспозиции в процессе фотографирования складывается из произведения освещенности оптического изображения, получаемого в фотоаппарате на светочувствительном слое, на время экспонирования — выдержку (рис. 49).
В практике фотографирования экспозиция обычно выражается величиной диафрагмы и выдержки, которые мы в дальнейшем будем называть факторами экспозиции (рис. 50).
Если говорить более подробно, то экспозиция зависит и определяется следующими основными факторами, которые схематически изображены на рис. 51.
Освещенность снимаемого объекта зависит от силы света источника, от расстояния между лампой и освещаемым предметом, а также от угла, под которым световые лучи падают на предмет. Чем сильнее освещен объект съемки, чем светлее сам объект и чем больше раскрыта диафрагма объектива,
тем больше света поступает на негативный материал в аппарате, тем короче, следовательно, должна быть установлена выдержка.
С диафрагмированием объектива связано увеличение глубины резко изображаемого пространства; от продолжительности выдержки зависит степень четкости изображения при фотографировании движущихся объектов (см. табл. 1).
Величина экспозиции во всех этих случаях остается неизменной, характер снятого изображения меняется значительно.
При выборе факторов экспозиции — величины диафрагмы и выдержки — необходимо исходить из поставленной изобразительной задачи. Если объект имеет большую протяженность в глубину и допускает продолжительную выдержку, очевидно, целесообразно исходить из расчета требуемой диафрагмы.
Существует несколько способов определения правильной экспозиции, которая обеспечивает оптимальные результаты. Наиболее простой и наименее точный способ определения факторов экспозиции, удовлетворяющий требованиям начинающего фотолюбителя,— различные таблицы, счетные линейки, калькуляторы. Более надежный и точный способ определения экспозиции — съемка экспозиционной пробы, результаты которой отвечают высоким требованиям профессионалов. Неудобство этого способа заключается в том, что проба должна быть проявлена до основной съемки. На это необходимо известное время, требуются также соответствующие условия, причем условия освещения съемки должны совпадать с режимом, при котором сделана проба. Подготовленные фотолюбители и профессионалы обычно производят экспонометрические расчеты с помощью фотоэлектрического экспонометра. Этот способ определения требуемой величины экспозиции удачно соединяет в себе точность расчетов и высокую оперативность в работе.
Фотоэлектрический экспонометр „Ленинград Ю-11"
Основными частями экспонометра «Ленинград» (рис. 52) являются: фотоэлемент прямоугольной формы с окном а, ограничивающим восприятие экспонометра до 60°; между
окном корпуса и фотоэлементом расположена диафрагма с двумя отверстиями, управляемая автоматически поворотом наружного диска калькулятора б, имеющего две шкалы диафрагмы от 1 до 22 и указатели з, нанесенные черной и красной краской, соответствующие замерам в условиях больших и малых освещен-ностей.
Средний подвижный диск в имеет шкалу выдержек от '/1000 до 60 сек. и шкалу светочувствительности материала от 11 до 700 единиц ГОСТ, деления которой видны через окно г неподвижного внутреннего сектора.
Показания микроамперметра отсчитываются в соответ ствии с положением стрелки д в прорези шкалы е. Деления шкалы выполнены в виде каналов ж от 1 до 8. Все части экспонометра объединены в одном корпусе с габаритами 21,5x75x48 мм. Вес прибора 96 г.
Экспонометром можно производить замеры, не вынимая его из футляра; для этого достаточно откинуть вниз крышку футляра, на которой в специальном держателе установлено молочное стекло в оправе, используемое в качестве насадки при замерах освещенности.
Яркости могут замеряться от 7 до 72 000 асб, освещенности — от 35 до 350 000 лк. Перевод показаний экспонометра в величины яркости и освещенности, достаточно точный для фотолюбительской практики, может быть осуществлен с помощью табл. 2.
Для определения факторов экспозиции по замеряемой яркости в окне г устанавливают показатель светочувствительности материала, на котором производится съемка, направляют экспонометр на фотографируемый объект, совмещают один из указателей з красного или черного цвета с каналом, соответствующим отклонению стрелки, и против величины диафрагмы читают выдержку. Если замеряется освещенность, то в окне фотоэлемента устанавливается светофильтр из молочного стекла (с коэффициентом пропускания около 0, 2). Каждое деление шкалы прибора соот-
ветствует в среднем 10 асб или 50 лк (при открытой диафрагме), 400 оси или 2000 лк (при закрытой диафрагме).
В качестве примеров можно привести следующие расчеты. Допустим, что светочувствительность пленки равна 45 единицам ГОСТ, а яркость объекта равна 6 (красный указатель). Это типичные условия при съемке с лампами накаливания. Устанавливаем в окне г цифру 45, совмещаем красный указатель с каналом 6 и выбираем наиболее подходящую нам пару факторов экспозиции (диафрагма 4 и выдержка 11гь сек. или диафрагма 16 и выдержка 1 сек. и т. д.). Если диафрагма объектива 3,5, то при этих условиях снимать с выдержкой короче ljiis сек. нельзя. Пленка, имеющая све<