Раздел I. Искусство в жизни современного человека

Рабочая программа

по искусству

для обучающихся 8-х классов

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Крапивная Ксения Юрьевна,

учитель музыки

Новокузнецк 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету искусство «Музыка» для 8 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ( приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 ( ред. от. 31. 01.2012 г.) с использованием примерной программы основного общего образования по искусству (Васильева Т. Б. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст] / Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264 с.), и методических рекомендаций по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка) в 8 классе. - КРИПКиПРО, 2011.

Программа разработана как для учащихся с нормой развития, так и для учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР). При работе с учащимися с ЗПР программа адаптируется к особенностям их развития.

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №101» (далее - МБОУ«СОШ №101») на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, контрольных работ – 3, учебно-исследовательский проект – 1.

Учебно – методический комплект:

1.Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2.Сергеева, Г. П. Искусство. Фонохрестоматия музыкального материала для 8 класса. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. (CD,mp3).

Основные цели изучения музыки:

-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта учащихся;

-формирование устойчивого интереса к музыке, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средства музыки.

Цель -развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализировать имеющийся у учащихся опыт общения с музыкой;

-адаптировать культуру учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формировать целостное представление о роли музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;

-стимулировать художественно-познавательные интересы

-развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

-воспитывать художественный вкус;

-приобретать культурно-познавательные, коммуникативные и социально-эстетические компетентности;

-формировать умения и навыки художественного самообразования.

Данная программа разработана с учетом реализации национально-регионального компонента.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Введение национально-регионального компонента придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Поэтому необходимо приобщать учащихся к пониманию особенности исторических событий Кузбасса, музыкальной и художественной культуры народов, проживающих в регионе, его природного своеобразия. Таким образом,цель введения национально-регионального компонента -это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у учащихся системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса. Национально- региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем программ искусство «Музыка», где закономерности музыки получают региональное осмысление

Региональный компонент (далее – НРК) по музыке на урокеможет быть многоаспектным, например, интегрированные уроки по материалам музыкальной и художественной культуре Кузбасса (как профессиональной, так и любительской), фольклора, бытующем в вашем районе. Тематическое содержание программы искусство «музыка» не исключает встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями, ведущими мастерами и художниками, другими творческими людьми вашего города (района). Возможно посещение с учащимися учреждений культуры (театров, музеев, выставок, школ и т.д.).

Освоение НРК основано на ведущих формах общения учащихся с искусством: восприятие музыки, художественных произведений, пение, пластическое интонирование, анализ и создание образа. Активизации деятельности учащихся на уроке будут способствовать познавательно-творческие задания (графическое моделирование образа, цветовое выражение музыкальных тем, письменные работы) для восприятия музыки, развивающие у учащихся способности чувствовать, сопереживать, размышлять через постижение музыкального и художественного образа. Введение НРК в тематическую канву программы искусство «Музыка» позволит пополнить знания, умения и навыки учащихся дополнительной информацией, новыми музыкальными впечатлениями, возможностью творческого самовыражения. Содержание на основе использования различных форм общения с искусством, обращение к региональному компоненту в области искусства, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Эффективность реализации национально-регионального компонента в области искусства напрямую зависит от наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования выпустил в 2010 году учебно-методическое пособие «Музыкальная культура Кузбасса» с CD- диском, содержащим музыку и видеоряд.

«Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит учащимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие учащихся в исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

Содержание учебного предмета

Список литературы

Для учащихся

1. Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Критская, Е. Д. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала для 8 класса. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2013. ( 2CD,mp3).

3. Разумовская, О. К.Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская. - М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Вострикова, И. Н. Чтобы этот мир не потускнел. Этюды о художниках Кузбасса [Электронный ресурс] / И. Н. Вострикова, В. С. Броздецкий, О. Л. Колпаков. - Кемерово.: КРИПКиПРО, 2004.

5. Оленич, Л. В. Современное изобразительное искусство Кузбасса [Текст] / Л. В. Оленич. – Кемерово.: Кемеровский обл. ИУУ, 1994. – 26 с.

6. Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей. И. А. Агапова, М. А. Давыдова.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

7. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. О. В. Гусева, Н. П. Сокольникова, И. Л. Шаталова, - 2-е изд., перераб. – Кемерово.: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 101 с.

Для учителя

1. Васильева Т. Б. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст] / Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264 с.

2. Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ [Текст] / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015. – 126 с.

3. Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

4. Сергеева, Г. П. «Комплекс уроков по Искусству» в 8-9 классах. Мультимедийный сборник для учителя. Г. П. Сергеева , И. Э. Кашекова , Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. (DVD).

5. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. О. В. Гусева, Н. П. Сокольникова, И. Л. Шаталова, - 2-е изд., перераб. – Кемерово.: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 101 с.

6. Сергеева, Г. П. Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы. [Текст] / Г. П. Сергеева , И. Э. Кашекова , Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 157 с.

7. Золина, Л. В.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод. пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

8. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: 1-9 классы: программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / под руководством Б. М. Неменского. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. -141 с.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________________Е.В. Кислицына
«___»____________2017 г.

Рабочая программа

по искусству

для обучающихся 8-х классов

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Крапивная Ксения Юрьевна,

учитель музыки

Новокузнецк 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету искусство «Музыка» для 8 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ( приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 ( ред. от. 31. 01.2012 г.) с использованием примерной программы основного общего образования по искусству (Васильева Т. Б. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст] / Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264 с.), и методических рекомендаций по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка) в 8 классе. - КРИПКиПРО, 2011.

Программа разработана как для учащихся с нормой развития, так и для учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР). При работе с учащимися с ЗПР программа адаптируется к особенностям их развития.

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №101» (далее - МБОУ«СОШ №101») на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, контрольных работ – 3, учебно-исследовательский проект – 1.

Учебно – методический комплект:

1.Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2.Сергеева, Г. П. Искусство. Фонохрестоматия музыкального материала для 8 класса. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. (CD,mp3).

Основные цели изучения музыки:

-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта учащихся;

-формирование устойчивого интереса к музыке, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средства музыки.

Цель -развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализировать имеющийся у учащихся опыт общения с музыкой;

-адаптировать культуру учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формировать целостное представление о роли музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;

-стимулировать художественно-познавательные интересы

-развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

-воспитывать художественный вкус;

-приобретать культурно-познавательные, коммуникативные и социально-эстетические компетентности;

-формировать умения и навыки художественного самообразования.

Данная программа разработана с учетом реализации национально-регионального компонента.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Введение национально-регионального компонента придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Поэтому необходимо приобщать учащихся к пониманию особенности исторических событий Кузбасса, музыкальной и художественной культуры народов, проживающих в регионе, его природного своеобразия. Таким образом,цель введения национально-регионального компонента -это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у учащихся системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса. Национально- региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем программ искусство «Музыка», где закономерности музыки получают региональное осмысление

Региональный компонент (далее – НРК) по музыке на урокеможет быть многоаспектным, например, интегрированные уроки по материалам музыкальной и художественной культуре Кузбасса (как профессиональной, так и любительской), фольклора, бытующем в вашем районе. Тематическое содержание программы искусство «музыка» не исключает встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями, ведущими мастерами и художниками, другими творческими людьми вашего города (района). Возможно посещение с учащимися учреждений культуры (театров, музеев, выставок, школ и т.д.).

Освоение НРК основано на ведущих формах общения учащихся с искусством: восприятие музыки, художественных произведений, пение, пластическое интонирование, анализ и создание образа. Активизации деятельности учащихся на уроке будут способствовать познавательно-творческие задания (графическое моделирование образа, цветовое выражение музыкальных тем, письменные работы) для восприятия музыки, развивающие у учащихся способности чувствовать, сопереживать, размышлять через постижение музыкального и художественного образа. Введение НРК в тематическую канву программы искусство «Музыка» позволит пополнить знания, умения и навыки учащихся дополнительной информацией, новыми музыкальными впечатлениями, возможностью творческого самовыражения. Содержание на основе использования различных форм общения с искусством, обращение к региональному компоненту в области искусства, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Эффективность реализации национально-регионального компонента в области искусства напрямую зависит от наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования выпустил в 2010 году учебно-методическое пособие «Музыкальная культура Кузбасса» с CD- диском, содержащим музыку и видеоряд.

«Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит учащимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие учащихся в исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

Содержание учебного предмета

Раздел I. Искусство в жизни современного человека

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его многофункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Наши рекомендации