Жанровая форма романа 20 века
Роман – жанр неканонический, антитрадиц.. Он живёт в контакте с живым опытом совр-ти, с незаверш.действит-ю (Бахтин) => Не м.б. незаверш.формы романа. Действ-ть не завершена, мы не м. её оценить объективно. Роман – продукт индивид. тв-ва, своб.вымысел, а не предание. Если он принцип.дистанцируется от канонов, возникает проблема аутентичности высказыв-я в романе. Как роман доказывает, что он говорит о жизни, а не о готовой правильн.модели? Роман всегда считали аморальным, т.к. он не давал моральную норму, портил нравы. Установка на безыскусность, безыскусственность. Роман – публикация записок, воспоминаний от 1 лица (Европ.роман), найденная рукопись, документ, сам процесс писания романа. -> Пародия на роман. Роман демонстр. свою природу неканон.жанра, доказывающего аутентичность жизненного опыта, процесса познания, рукописи.
В 20в. все заговорили о смерти романа, но литведы считают: т.к. роман изменчив, это 1 из его разновидностей. Роман – факт контакта с действ-ю. роман 19 века – эстетически равновесная форма, равновесие в к-ре. Личность соотносит свою автономность с моральной традицией. Чел-ая жизнь мыслится достаточно компромиссно. Понимание несовершенства чел-ка, терпимость, уважение слабости. Реализм 19 века стремился преодолеет разрыв между жизнью и моральными ценностями, традицией. Поэтому пересечение т.зр., разные подходы, гуманная этика терпимости. Фигура автора более ли менее объективна.
После Ницше обнар-ся нерешённость проблемы чел-ка. Противоречия в его жизни мы не м.разрешить в рамках нашей к-ры. => Утопия устранения противоречия. Роман не м.б. утопическим жанром. До 20-х гг. 20 века с 80-хх 19в. – роман не явл-ся ведущим жанром. Разр-ся его классич. форма. Утрата позиции всезнающего пов-ля – начало разр-ия романа. Т.зр. не подчинены единому сознанию. На уровне фабулы – тоже существенные изменения. С начала 20-х гг. роман возрождается, но отступает от форм гармонизации.
Роман 19 века искал равновесия между свободой личности и традиционными нравственными ценностями, миром “общей жизни”.
Дефабулизация: основа романа не отдельная история, фабула должна отступить.
Дефабулизация. Осложняется принципом разъединения эл-тов внутри пр-ия. Фабула б.центром романа, сюжет следовал за нею. Обнаруживал смысл бытия героя. Фабула как связная история организовывала мир романа. Дефабулизация = редукция фабулы. %Манн «Волшебная гора». Приключение сознания во внутр.мире чел-ка. Герой ещё есть, но он м.исчезнуть как во франц.неоромане. % Натали Саррот «Золотые плоды». Новеллистическое событие – смех.
Роман 20 века м.б. организован по пародийной фабуле. %Вульф «Миссис Дэллоуэй». Сюжет нач-т преодолевать фабулу.
Дефаб.: роман как движение т.зр.вокруг определённого мотива. Герой теряет ощущение своей свободы, активность. Он не столько субъект, сколько элемент жизненного текста, изображённого в романе. Отсутств. Устойчивая перспектива ценностей. Подрыв фабулы интереса к судьбе героя (она ни о чём не говорит).
Сложно построенный текст. Композиционно-организованный. Принцип пространственности – ведущий а не хронолог.. Рядоположность. М.б.много центров, соотносящихся др.с др.. Смысл весь – как сделано целое. Определённая конструкция. Разъединение эл-тов в этом целом, монтаж. Они не вытекают 1 из др.. %Брехт. Принцип разъединения Эл-тов подобен кубистическому. Раздробленность. В романе 20 века представление о хаосе жизни включается в роман. Семантика: встреча чел-ка с хаосом.
МОНТАЖ. Форма организации целого, где фрагменты соед-ся механически. Типы: скрытый и откровенный.
Симультанное действие. Пишет коллективные романы.
ПОЭТИКА ПАССАСА («США»): смешение планов, исп-ие разных жанровых форм, резкая смена ракурсов, перечислительность, введение в текст мотивов, связ-х с написанием романа.
Георг Лукач – автор теории романа. 1914-1916. Вышло в 20-е гг. Роман – форма поиска целостности. Проблема абстрактности романа, кот-ую он стрем-ся преодолеть. Возможно т.ед-во. Конструкция текста д.объединить части под знаком какой-то идеи. Роман – ироническая композиция, игра, созидание целого. Вместо космоса материального мира – космос сознания. Попытка найти смысл и целостность. Фабула замен-ся композицией.
3 формы организации целого:
1. Романная фабула стан-ся не фабулой жизни, а фабулой тв-ого процесса созидания текста. Роман – проблема написания. => Поэтологический роман ( о тв-ве). Обсуждается процесс пов-ия. Мы видим работу автора. Рефлексия.
2. Создание романа на основе внутр. т.зр.. Она замещает т.зр. автора. Герой отнимает у автора его полномочия. Обратная перспектива. %Пруст – романы внутр.т.зр.. Множ-во пустых мест, ограниченность героя, неспособность судить, непонимание самого себя.
3. Построение романа по логике авт-ого сюжета. Он реал-ся в способе конструирования целого. Есть черты поэтологического романа, но т.зр. – внешняя. Пр-во сознания организуется текст, а не фабула.
Поэтологический роман (критический): роман в романе, о романе, саморефлектирующий, осознающий себя. Метапроза. % «Мамаша Кураж»: коммент.к действию в песнях, в начальн.строках, «6 персонажей в поисках автора».
Дегуманизация иск-ва: пр-ия непосредственно не воспр-ся. Воспр-ся его поэтика, сделанность. Обсуждение формы пр-ия в тексте. Решение проблемы аутентичности худ.высказывания; обнажение процесса сознания; интеллект.игра, рукотворность, тв-ая рефлексия.
Проблематика тв-ва – наиболее универс.проблематика к-ры, раскрывающая проблематику чел-ка. Отн-ия автора и героя. Субъективное и объективное в жизни, тв-ве. Соотношение реальности и воображения, вымысла. Лит-ра и жизнь. Проблема свободы чел-ка (как автора). Где сущность: во мне, в герое, в персонаже? – универс.проблематика. 1 из первых романов, где рефлексируются отн-ия автора и героя, - «Туман» Мигеля де Унамуно. Разрушение мимитической формы. Бунт против судьбы. Экзистанциалистский роман. Перед лицом смерти чел-к осознаёт свою сущность, кот-ая открывается в агонии. Воображение и реальность. Воображение – жизнь, а реальность – граница заданности. Иск-во – форма противостояния жизни. Судьба не желает подчиняться воображению. Иск-во – постижение сути реальности и вместе с тем – спор с ней.
Автор и герой – сотворцы? Разр-ся мимитическая линия: очуждение фабульной истории. Читатель провоцир-ся на новые интерпретации, стан-ся соавтором. Я и другой – драматическая проблематика (во многих пр-ях 20века как рефлексия). %Сартр «Взаперти».
Расслоение тв-ой деят-ти авторов. Эта деят-ть создаёт мир (фабулу). Акт наррации введён непосредственно в текст. Особый герой – писатель, выступающий как конкр. Чел-к. Создаёт рукопись. Вилим его в проц.тв-ва.
Обнажение приёмов создания худ.мира как текста, подчёрк-ся лит-ть лит-ого пр-ия (Якобсон). Условность. Интертекстуальность. Автор – скриптор (мыслит шаблонами).
Сама лит-ра – факт жизни. Люди подражают в жизни лит-ре.
Жид «Фальшивомонетчики». 1925. Сам герой – создатель романа. Создан худ.мир, где есть роман и есть пис-ль. Минимум 5 планов. Ни пересекаются. => Бесконечность смыслов. Где границы между вымыслом и реальностью? Пост.сомнение во всём. Рубеж в создании жанра поэтологич.романа. Всё доведено до предела. Роман = спор с дейсв-ю, борьба между её и тем, что хочет сделать автор из жизн.материала. Соперничество мира и представления о нём. Ключ к роману – дневники пис-ля, включённые в текст романа. Граница между жизнью пис-ля в общ-ве и в работе над своим пр-ем не ясна. Сюжетное движ. подчинено мысли то ли перс. (Эдуарда), то ли автора.