Метод «точки зрения» в повествовательном искусстве XX века и его эстетический смысл.
“Метод точки зрения” как способ повествовательной организации романа также может рассматриваться как показательный вариант реализации кубистического принципа построения художественной целостности произведения. Художественный мир романа строится здесь с разных точек зрения в самом буквальном смысле: носителями этих точек зрения являются персонажи романа, глазами которых увидена изображенная в тексте реальность В таком “романе точки зрения” каждая точка зрения представляет собой особый способ переживания реальности, особенный взгляд на нее.
Особенность романов внутренней точки зрения.
Когда говорят о форме романов, строящихся на внутренней точке зрения, имеют в виду романы, где организующим началом является пространство героя, находящегося внутри художественного мира. И этот мир рассказывается, создается, постигается и организуется только по воле героя. У автора нет позиции вне этого мира, поскольку герой является сам и автором этого мира, фактическим его создателем. Это внутренняя точка зрения при вертикальном развертывании, вертикальном ее осуществлении, порождает такие формы повествования, которые принято называть потоком сознания.
Роман У.Фолкнера “Шум и ярость” состоит из четырех обособленных частей, каждая из которых строится на своей психологической и пространственно-временной точках зрения.Одна и та же жизненная ситуация разрабатывается в каждой из этих точек зрения с радикальнейшим по своей интенсивности ее переживанием – с точки зрения идиота, с точки зрения интеллектуала на грани самоубийства, с позиции убийственной ненависти, позиции мужественной любви и понимания. Главным содержанием романа становятся сами эти точки зрения, каждая из которых по-своему преодолевает свой предмет – исходную жизненную историю. Здесь важнейшую роль играет время – один из конститутивных моментов кубистически организованного повествовательного произведения. Непосредственная проблематика данного романа – спор персонажей со временем, враждебным их нравственным устремлениям: каждый из них по-своему, для себя останавливает течение времени.
Однако в этой композиции присутствует и еще один слой проблематики времени, связанный с самой кубистической формой повествования. Каждая повествовательная перспектива во всех случаях предполагает свое переживание времени, в каждой – свой ритм течения времени, не совпадающий с ритмом физического времени и времени других перспектив. Точка зрения каждого персонажа, каждая жанровым, стилевым или иным образом обусловленная повествовательная перспектива оказывается связана с определенным опытом переживания индивидуального или коллективного бытия, знающего границы своего существования во времени. Каждая перспектива есть, в конечном итоге, сознательное или бессознательное решение проблемы времени, - то есть смерти. Стиль, жанр, интонация есть придание формы и тем самым смысла конечному существованию – придание смысловой определенности течению индивидуального времени.
Встреча и пересечение временнных перспектив актуализирует, делает ощутимой эту темпоральную проблематику, связанную с порождением смыслов. Смысл есть в определенной степени преодоление конечности индивидуального существования – преодоление времени. Здесь происходит переключение внимания с рассказываемого события на стиль, форму – смысл рассказывания, смысл художественной перспективы. Время жизни, поступка, судьбы превращается в пространство смысла.
8. Идея «дегуманизации искусства» и понятие «чистого искусства» в эстетическом сознании XX века.
Источник так называемой “дегуманизации": крушение традиционных ценностных систем, недоверием к гуманизму, опирающемуся на принципы самодостаточности личности и представлений о ее всесилии.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ- когда ис-во не претворяется в жизнь.Стремление произведения искусства быть только произведением искусства. Оно сразу говорит, что это ис-во. Игра =» освобождение от патетики (категория, придающая возвышенность). Усилие художника становится главным содержанием ис-ва, пр-ия. Непосредственность, моменты творческой рефлексии входят в текст =» роман о написании романа, кинофильм о съёмках кинофильма. Поэтологическая рефлексия (творческая).
Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства».
Книга была написана, чтобы объяснить, в чем специфика нового искусства.
2 ключевых места.
1. Глава «Немного феноменологии»: люди по-разному воспринимают смерть близкого человека. Автор отделяет человеческое восприятие и специальное.
2. Ситуация с окном: мы можем смотреть через окно и видеть сад. А можем видеть стекло. Стекло – слово, краски для художника. Восприятие искусства требует видеть стекло, медиум. Читатель, который переживает за героев, видит в них людей, не видит акта искусства. Если он смотрит на портрет и думает о герое, он не видит искусства.
В каждом произведении 2 события: событие изображения и изображенное событие. Или одно или другое (по Гассету). В реальности одно через другое. Воспроизведение технической стороны, языка произведения важнее, чем то, что изображено. Его интересует творческий акт, работа понимания, работа с языком, усилия художника.