Образное представление как источник творчества при создании трикотажных изделий.
Художественное произведение — сложная система совокупностей однотипных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-временная организация, гармония и т.д.). Для него характерно наличие художественного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.
Соотношение образных и эстетических принципов в художественном произведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состояние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоциативных мыслей и ощущений.
Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать и закономерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства являются способы художественного формообразования: симметрия и асимме трия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.
Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, который не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, обувь, одежду и др.
Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно формально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — неизвестно, поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться в нем, непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — творческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Область же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объективно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем Не менее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без звуков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.
Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающаяся из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором мор-фологизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь благодаря композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.
Дизайнер как художник решает двойную задачу — социально-коммуникативную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображениям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстетическая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно меняться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально разнообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как художник, как творческая личность.
Творчество — это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции. Чтобы воспитать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний — основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая закономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых имеется элемент догадки, неосознанности, интуиции, — эвристика. Нас интересует то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», «чувства материала», как развить эти «чувства».
Во-первых, необходимо накопление знаний — специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обучение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний (таких, как история дизайна, его сегодняшнего дня и его будущего и др.) ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.
Соединение любознательности и наблюдательности без последующего действия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, так же как главный инструмент этого воспитания — творческое действие.
Лабораторная работа №2
Проектирование одежды на основе законов и правил композиции. Формообразование костюма. Силуэт и линии в костюме.
Формообразование— род художественной деятельности дизайна и технического творчества, обозначающий процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками. Формообразование костюма складывается под влиянием традиций художественного и прикладного искусства и фиксирует самые общие черты стиля времени.
Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру. Структура обладает свойством отбора средств для выразительности формы. Любая форма обладает сложной многоуровневой структурой, в которой выделяются пространственно-временной, композиционный и стилевой уровни.
Пространственно-временной и композиционный уровни позволяют «построить» внешнюю форму костюма, стилевой уровень организует внутреннюю форму.
Костюм как объемно-пространственная структура неразрывно связан с фигурой: при движении человека происходит интенсивное взаимодействие фигуры, костюма и пространства. В результате меняются форма костюма и рисунок материала, т. е.
происходит развитие во времени. Поэтому форму костюма определяют как динамическую модель пространственно-временной системы и в процессе проектирования предполагают варианты ее существования и развития в объемной многомерной временной среде.
Основным законом существования формы костюма является целостность ее организации, т. е. все элементы формы должны обладать общими свойствами, состоять в единстве и быть целесообразными. Уместность и целесообразность той или иной формы костюма определяются функциональностью. Фигура человека является основой для проектирования исходной функциональной формы. Конструктивные особенности этой формы задаются анатомическими особенностями тела: это симметричность, преобладание вертикали, опорные горизонтальные линии, определенные пропорциональные соотношения частей тела.
Для дизайнера важными являются следующие характеристики: рост, размер и тип телосложения. Тип телосложения зависит от отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела.
Форма костюма может быть условно разделена на внешнюю и внутреннюю, где внешняя форма — это визуально воспринимаемое очертание костюма (облик), а внутренняя форма — это его структура.
Основные признаки внешней формы костюма не зависят от эстетических и практических качеств. К ним относятся: геометрический вид, величина, соотношение, объемно-пространственная форма, равновесие, психологический и физический центр.
Задание: Разработать эскизы, применяя различные виды формообразования в костюме.
Лабораторная работа №3