Результаты деятельности гуманистов и реформаторов
Гуманисты и протестанты, каждый своими средствами, прокладывали дорогу тому новому типу ментальности, который позволил уже в следующем XVII в. создать новый образец культуры — познающий, экспериментирующий и наблюдающий человеческий разум, особую сферу его творчества — науку и новый тип ученого, свободного в своей профессиональной деятельности от влияния церкви.
Прототипом этого нового типа мыслителя и был гуманист, полагавшийся на себя в обретении знания и добродетели, избравший путь самостоятельного прочтения и осознания мудрости, почерпнутой в книгах. Со временем сама природа стала пониматься как книга, в которой можно прочитать ее собственные законы (Галилей).
Гуманисты, а вслед за ними и протестанты-реформаторы видели в самостоятельной работе с текстом источник истинных знаний. Правда, книжные источники различны: у гуманистов — классическая античная литература и философия, у реформаторов — Библия. Это не значит, конечно, что первые не обращались к Священному писанию, учению отцов церкви, а вторые не знали Платона и Аристотеля. Расхождения были, приводили к жаркой полемике, но культурная работа по формированию идеалов, методов и норм рационального знания шла с одинаковой силой и в среде гуманистов, и в среде протестантов.
Культурным противоречиям эпохи противостояла своя устойчивость, которую современный исследователь определил как "культ Слова". Конечно, во многом опора на Слово связана традицией средневековой культуры, но в эпоху Возрождения Слово звучит не только из уст проповедника, оно рвется к зрителю сначала в площадных фарсах, а потом в трагедиях и комедиях Шекспира, оно обретает массового читателя, чему способствует изобретение печатного станка (1436 г. Иоганн Гутенберг) и появление тиражей книг. Чтение Священного Слова приучает простого человека к методической работе — размышлениям над святым текстом для утверждения в вере ради личного спасения.
Идеалы знаний и учености у гуманиста и реформатора различны. Слово гуманистов — классическая изящная словесность, богатство латинского языка, объединяющего в себе античную и христианскую мудрость. Смысл познания — достижение Божественного предназначения человека, поэтому знание — значительно, а потому не просто созерцание и размышление, но и переустройство самой человеческой жизни. Слово реформаторов звучит совсем иначе. Оно — страстная проповедь, твердое убеждение в правоте своей веры в Христа, слово, за "которым не только знание, но и нравственный поступок, жизнь по вере. Истинность слов должна быть доказана, но не ссылками на авторитеты прошлых и настоящих ученых людей и даже самой Римской церкви. Слово Божье адресовано каждому человеку и от него самого зависит, сможет ли он воспринять, услышать и поверить ему. Личная вера требует личного знания Божественной истины. Следовательно, каждый единомышленник Лютера обязан был самостоятельно понимать текст Священного писания.
Общее в отношении гуманиста и реформатора к слову и знанию - они сходятся в одном, но чрезвычайно существенном: человек, будучи Божественным творением, обязан изменить себя, приобщаясь к учености и словесности, дабы реализовать Божественный замысел, в одном случае, или же обучаясь умению чтения и понимания Священных текстов, в другом.
Истина, однако, и в том, что, изменяя себя, человек изменяет свое отношение к миру, свои способы самоутверждения в мире, а потому в новой рациональной ментальности эпохи меняется не только субъект познания — гуманист и реформатор, но и объект познания и методы, с которыми уверенный в себе субъект обращается к миру. Существенно, кроме того, чтобы все эти нововведения были приняты культурой в целом, а не оставались продуктом ее элиты.
Если гуманисты прокладывали путь к социальному признанию нового типа учености, создавая публику по своему образу и подобию, причем, не только обращаясь к высшей аристократии, но и к горожанам вообще: лавочникам, ремесленникам, крестьянам городских окраин, чему, безусловно, способствовало написание трудов на народном языке — volgare, то протестанты обращались к верующей душе каждого, ища новых методов связи христианина и Бога. Именно в среде протестантов, хотя и в разрез с их первоначальной установкой о неразумной природе человека, но в соответствии с требованием опоры на личную веру, получает социальное признание особый "исследующий разум". Его принципы, обращенные к вере, станут в следующем столетии осознанными познавательными средствами новой науки и философии.
О художественном творчестве
В Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, разглядев в человеке — создании Божьем - высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник поэтому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый (именно в живописи был открыт закон прямой перспективы, перенесенный затем - в архитектуру, именно художники проявили практический интерес к законам строения человеческого тела - сочинение Андрея Везалия по анатомии было в этой среде популярно), но не только.
Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобретением", но любое конструирование — механический, мы бы теперь сказали, инженерный труд тоже почитается культурой Ренессанса. Для этой эпохи любой труд, умственный ли, ручной ли, литературный ли одинаково ценен, ибо реализует разные способности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих, и, казалось бы, далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуальным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Возникало авторское искусство, сходный процесс осуществлялся и в литературе. Интересно, что восприятие себя как автора, чей единственный и особенный "мир может быть интересен читателю или зрителю, сочетается с интересом к глубокому постижению мира внешнего, природного. Вот почему в живописи автопортрет и портрет соседствует с подробно прописанным пейзажным фоном, а в автобиографиях и жизнеописаниях великих людей эпохи достаточно место уделено поэтическому описанию природы. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессансной литературе от поэзии (Данте, Петрарка) и новеллистики (Боккаччо) к драме (Шекспир) положили начало литературе Нового времени — авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии.
Эпоха от Возрождения до Реформации стала временем колоссальной подготовительной работы по переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое многие исследователи называют "культурным переворотом". Результатом чего явились: новый субъект культуры — самодействующий человек, полагавшийся на собственный разум, опыт, знания и умения; новый объект человеческой деятельности — практически и теоретически изменяемый мир, одновременно и природный и Божественный; новое отношение к Богу — у гуманистов бесконечно возвышающее человека, у протестантов — унижающее его, однако через личную веру оставляющего надежду на личное спасение; новые социальные связи — не только связанных с новой структурой общества: буржуа и пролетариями, торговцами и банкирами, но и с профессионализацией всех видов деятельности — сферы искусства, образования, наук, предпринимательства, а также с появлением новых религиозных и светских сообществ (католические ордена и протестантские секты, кружки гуманистов); новое отношение человека к самому себе, сформулированное Рабле: "Делай, что хочешь — твори добро", в протестантизме закрепившееся в двух девизах: "личного спасения" и "всеобщей полезности людей друг другу".
Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н. Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации.
Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи.
Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.
[1] Само понятие «Возрождение» (Ренессанс) восходит к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари (1550 г.), где он подчеркивает возвращение к античности, ее "возрождение".
Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл:
· возвращение к идеалам и ценностям античности;
· отождествление с Христовым Воскресением — Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).
Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от "средневековой дикости, темноты и невежества" (состояние смерти) "к свету культуры и человечности" (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни — Воскресение).
[2] В "Ренессансе,— отмечал Н. Бердяев,— произошло бурное и страстное столкновение нового духовного содержания христианской жизни, которое возрастало на протяжении всех средних веков, столкновение человеческой души, заболевшей тоской по иному, трансцендентному миру и не способной уже удовлетвориться этим, с вечно возрождающимися и возрождающими античными формами. То была душа, заболевшая жаждой искупления и приобщения к тайне искупления, которой не знает античный мир, душа, отравленная христианским сознанием греха, христианской раздвоенностью между двумя мирами, не способная удовлетвориться формами природной жизни и культурной жизни античного мира"
[3] от ла. «гуманус» - человечный.
[4] Эразм Роттердамский: важен не просто данный людям ум, а его развитие, совершенствование. Людьми не рождаются, а воспитываются. Воспитание это обучение, поэтому, человек, не обученный каким-либо наукам, есть животное, в некотором отношении худшее, чем дикое.
[5] Термин "Реформация" (лат.— преобразование) означает мощное религиозное движение, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков.
[6] После произошедшей в конце XVI веке буржуазной революции, Нидерланды распались на две части - королевскую Фландрию и буржуазную Голландию.