Связь Северного Возрождения с Реформацией
Северное Возрождение теснейшим образом связано с Реформацией — религиозным и общественно-политическим движением XVI в., начало которой связывают с деятельностью Мартина Лютера. Существует традиция, согласно которой гуманизм называют "большой реформацией", а протестантскую Реформацию — "малой".
Реформация[5] часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).
Возрождение и Реформация имеют существенные отличия:
Возрождение | Реформация | |
Направление в развитии культуры | Светское | Религиозное |
Место возникновения | сформировалось в Италии и распространилось на страны Западной Европы | в основном захватила страны Европы, почти не коснувшись Италии. |
Социальный состав | в основном верхи общества | различные слои общества |
Как и северные гуманисты, деятели Реформации выступали за восстановление традиций раннехристианской церкви, защищали идею равенства всех верующих перед Богом, отвергали церковную иерархию, но они ограничивали свободную волю человека волей Бога.
Кальвин, реформатор католической церкви, создал учение об "абсолютном предопределении", согласно которому предопределенное Богом, в том числе и судьба человека, не может быть изменено людской волей. Деятели Реформации выступали против культа разума, противопоставляли гуманистическому эпикурейству суровый религиозный аскетизм.
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.
Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор знаменитого сатирического произведения "Письма темных людей", стремившийся показать божественное в самом человеке.
Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что:
вера есть внутренне состояние человека; спасение человеку даруется непосредственно от Бога; прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства.
Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер(1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).
Альбрехт Дюрер заложил основы светских жанров — портрета, пейзажа, бытовых жанров. В его творчестве проявляется еще одна яркая черта Северного Возрождения: стремление изобразить человека не совершенным и идеальным, но достоверным.
Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения.
Реформация победила в Швейцарии в XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Его "Похвала глупости" имела огромное значение для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию.
Художники Питер Брейгель (1525-1569), Франс Халс (1580-1660), Ян ван Эйк (1390 – 1441) — центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. В его творчестве отразилась одна из принципиальных особенностей этого искусства: тесная связь с искусством поздней готики.
Сложная символика, фантазия и гротеск проявляются в творчестве Хиеронимуса Босха (Хиеронимус ван Акен)(1450 – 1516). Его стилистика настолько необычна для того времени, что многие современные искусствоведы считают Босха провозвестником сюрреализма.
Питер Пауль Рубенс(1577-1640), представлял искусство Фландрии, Рембрандт ван Рейн(1606-1669) - главный живописец голландской школы[6]. Эти художники, которых сближала мощь и оригинальность дарования, сумели по-разному воплотить и библейские сюжеты, и образы современников.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.
Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора "Утопии". Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет", "Король Лир", "Отелло", исторических пьес "Генрих VI", "Ричард III", сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре "Глобус", который пользовался большой популярностью у населения.
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы, авторы которых: Фернандо де Рохас (трагикомедия "Селестина" (написана ок. 1492-1497гг.); Мигель де Сервантес(1547-1616), автор "Дон-Кихота", писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман "История жизни пройдохи"; автор национальной драмы - Лопе де Вега (1562 - 1635), - более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как "Собака на сене", "Учитель танцев".
Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко(1541-1614) и Диего Веласкес(1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".
Пьер Ронсар, прозванный "принцем поэтов" за свои сонеты о любви, оказал очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом. Мишель де Монтень(1533-1592) доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. Основное его произведение - "Опыты" - представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы.