Блок 2.Анализ текстов сжатых изложений
Образец сжатого изложения к варианту (1-4) Д.С.Лихачева
1. Прочитайте образец сжатого изложения.
2. Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Приемы сжатия |
Природа создавала человека много миллионов лет. Созидательную деятельность природы нужно уважать. Человек должен прожить жизнь с достоинством, чтобы природа не была обижена. | |
Люди должны поддерживать созидательные силы природы и не поддерживать разрушительные. Как это сделать? На этот вопрос каждый человек должен отвечать индивидуально, применительно к своим способностям, интересам. В зависимости от этого он выбирает атмосферу добра или подозрительности. | |
Чувство справедливости, симпатии уважения ко всякой жизни- одно из высших чувств человека, которое называют «человечностью». Оно выражает истинную природу человеческой души. |
Образец сжатого изложения к варианту (5-8) по Д.С.Лихачеву.
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Приемы сжатия |
Мы часто желаем друг другу добра. Это не только выражение вежливости, но и человеческой сущности. Для этого нужно иметь силу духа, уметь чувствовать и по-доброму видеть окружающих людей. Все это является показателем культуры и внутренней работы духа. | |
Часто мы говорим слово «пожалуйста», обращаясь с просьбой. Отказать человеку в помощи- значит потерять человеческое достоинство. Чтобы не быть равнодушным, нужно воспитывать в себе милосердие и умение отличать слабости от пороков. | |
Цель жизни человека- увеличить добро, которое слагается из любви и дружбы .Человек, обретая эти качества, становится мудрее. |
Образец сжатого изложение к варианту (9-12) по В.А.Сухомлинскому
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Отвечая на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? -сотни мальчишек называли разные качества, но никто не назвал доброту. Без доброты невозможна душевная красота человека. | |
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. В современном мире следование путем добра- единственный путь для человека. Он необходим и человеку, и всему обществу. | |
Учить чувствовать и сочувствовать- это самое трудное, но ценное в жизни. И учить этому нужно с детства. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств, которые рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. | |
Образец сжатого изложение к варианту (13-16 ) по С.Л.Львову
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Приемы сжатия |
Человек совершил проступок или не оправдал надежд. И он сам, и окружающие ищут не столько объяснения, сколько оправдания, обвиняя все и всех вокруг. | |
В этом случае не следует забывать о важнейшей роли самовоспитания .Из всех обстоятельств главным является отношение к собственным действиям. | |
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек не уверен в себе, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек не прислушивается к мнению других. Умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно ставить жизненные цели и добиваться их. |
Образец сжатого изложение к варианту (17-20) по А.А. Лиханову
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Приемы сжатия |
Не только время меняет людей, но и отношение к жизни, сострадание к другим. Я верю, что сострадание – это особый талант и без него трудно оставаться человеком. | Упрощение Обобщение |
Счастливый человек знает о бедах других, но несчастья ему кажутся далекими и нереальными, нетипичными, как маленькие песчинки .Счастье не будет счастьем, если думать о беде и горе. | Обобщение Исключение |
Собственные беды учат человека важным истинам, которые понижают его чувствительность. Плакать от собственной боли легко, труднее- от боли чужой. Знаменитый мыслитель сказал, что «процветание раскрывает наши пороки, а бедствия- наши добродетели». | Упрощение |
Образец сжатого изложение к варианту( 21-24) по Д.С.Лихачеву
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия ( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Приемы сжатия |
Грубость в языке- очень распространенное явление, свидетельствующее о слабости человека, а вовсе не о его силе. Иногда это признак невоспитанности и жестокости. | |
По–настоящему сильный человек не будет громко говорить и ругаться. Давно известно, что дурной поступок, каждое дурное слово отражается на человеческой жизни. Личность сильна благородством и великодушием. | |
Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно. Это трудно, но нужно! Наша речь- важнейшая часть личности, нашей способности не поддаваться влиянию среды. |
Образец сжатого изложение к варианту (25-28) по В.А.Солоухину
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Способы сжатия |
Было ли у человеческого искусства два пути или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: желание поделиться своей красотой с другими или украсить свой боевой топор? Это требовало выхода, и не все ли равно, на что оно выливалось? | |
Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека. А потом началась отдача. Изображение природы появилось на рукоятке топора, берестяном ведерке, на глиняной тарелке. Народное искусство носило прикладной характер, выражающийся в каждом изделии. | |
Потом оно отвлеклось и проделало большой путь от рисунка на скале до великих произведений искусства. |
Образец сжатого изложение к варианту (29-32) по В.А.Сухомлинскому
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Способы сжатия |
Труд учителя- это профессия, не сравнимая ни с каким другим делом, отличающаяся рядом особенных свойств и качеств. | |
Объект труда учителя- духовная жизнь человека. Инструменты воздействия на духовный мир школьника-весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому профессия учителя- это проникновение в духовный мир ребенка. | |
Результат труда педагога можно увидеть не сразу, а через продолжительное время. От мастерства учителя зависит формирование личности школьника, его настоящее и будущее. Безграничная вера в человека- вот что должно жить в учителя, который посвятил себя благородному труду. |
Образец сжатого изложение к варианту (33-36 )по В.М.Пескову
Задания:
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Текст сжатого изложения | Способы сжатия |
В детстве кто-то подложил мне томик «Животные-герои». Это стало своеобразным «будильником», пробудившим во мне чувство природы. Таким «будильником» для других стали прогулки по лесу, первое путешествие, месяц, проведенный в деревне. | |
Только в детстве пробуждается интерес к великому таинству жизни. Вырастая, человек понимает, как сложен мир и как все зависит от богатства и здоровья живой природы. Эта школа должна быть обязательно. | |
И все-таки в начале всего стоит Любовь, которая делает познание мира увлекательным. Любовь- это точка опоры, отсчета всех ценностей жизни. Она приближает человека к счастью. |