Рецензия на статью Аверина «Музыка нас связала»
Комментарий к статье Аверина (http://masculist.ru/blogs/post-3712.html)
Цель моей статьи – постараться проанализировать статью Аверина «Музыка нас связала» с позиций Православия (мои комментарии выделены слэшами с обеих сторон).
Сейчас, на закате жизни, вспоминаю молодость, прошедшую в северной столице – детище отца русского флота императора Петра Великого. Я обучался в военной академии. Подготовка офицеров русской армии всегда была на высоком уровне, учиться было очень непросто. Но молодость давала силы и на отдых – в моем случае на походы в театр и в консерваторию. К танцевальным вечерам я был прохладен. Моим увлечением была музыка. Её я много слушал. Соответственно, стремился познакомиться со знатоками, окруженными для меня в то время туманным романтическим ореолом. Разумеется, это проявлялось и в отношении противоположного пола. Вспоминаются разные особы. Одна держала «дистанцию огромного размера», относилась свысока, видимо, стремясь набить себе цену. Другая никак не могла определить свой курс, не знала, хочет ли она свидания и наличествует ли у неё время. Третья влюбилась в меня на первом же свидании, с ней я создал семью, воспитал сына, умного и крепкого мужчину. И через 20 лет она также страстно влюбилась в гастролировавшего в Ленинграде пианиста. И уехала с ним, сначала в Москву, а потом – в Тель-Авив, на историческую родину служителей искусства музыки.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Очень близкая история ко мне. Мои воспоминания содержатся в статье “La musica” на сайте Проза.ру. Тот факт, что музыканты имеют своей исторической родиной Израиль, имеет глубокую духовную основу. По словам митрополита Иоанна Ладожского "Жидовствующие — это приверженцы человекобожия, люди, готовые сотворить себе кумира из какого-то человека (мессии)". А музыка есть подмена Божьего звучания, заложенного в голосе, звучанием падшего человеческого сердца, выраженного в инструменте
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Выводы.
1. Практически все женщины (девушки), которые обучаются в консерватории, чрезмерно эмоциональны, инстинктивны, и неспособны управлять своими чувствами. Они могут ни с того, ни с сего обидеться, заплакать. Могут дать слово и взять его обратно. Поэтому категорически не советую Вам верить их обещаниям, и создавать с ними семью. Если, всё же, это получилось, надо стремиться к многодетности, ибо это привяжет ее к Вам. Потом, при первой же материальной возможности надо отвадить ее от музыки.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
В православной традиции то, что нарекает эмоциями автор, преимущественно называется страстями человеческими, каковы похоть, гордыня, тщеславие, чревоугодие, уныние, алчность и прочее. Эмоции – это любые чувства, а музыка, как правило, передаёт чувства греховные, которые были обозначены выше. Убедительно сказано об этом в Священном предании Православной Церкви. Есть постановления Апостольские и Соборные, в которых чётко осуждена игра на музыкальных инструментах. Стоит отметить, что строгое отношение к музыке характерно и для других мировых религий, например ислама.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
2. Консерватория, да и большинство музыкальных учреждений, состоят из женского коллектива, который, как многие знают, есть серпентарий. И окружение давит на женщину, особенно в наше время, когда в оных заведениях обучается много стерв, которые запросто соблазнят и сломают более-менее порядочную девушку. Часто женский коллектив нарушает понимание истинной иерархии.
3. Музыка – это сцена. А всякая сценическая деятельность предполагает артистизм, лицедейство. Поэтому большинство женщин, которые обучаются в консерваториях, стремятся что-то из себя показать, например застенчивых скромниц или развратных стерв.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Лицедейская сущность музыки раскрыта в предании Православной Церкви, например в агиологии, догматике. Феодосий Кавказский называл музыку именно так, когда его предложили отпеть одну меломанку, он сказал: «С музыкой она жила – пусть музыка ее отпевает». Святые отцы перечисляли Музыка – это та же сцена, с теми же ролями и режиссером.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
4. Продолжение пункта 3. Сценическая деятельность практически всегда формирует сильное чувство собственной важности, которое мешает женщине построить здоровые отношения с мужчиной.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Верное замечание. На православном языке это называется «гордыня» и «тщеславие» - это самые страшные из семи смертных грехов.
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
5. Одежда выступающих музыкантш крайне откровенна и вызывающа – оголенные плечи, спина, грудь, ноги. Слушатели Вашей женщины, если они не потеряли мужское естество, обязательно захотят быть с ней, если она…
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Действительно, одежда этих женщин свидетельствует о желании разжечь огонь блудной страсти у слушателей. Здесь могут быть разные цели. Иногда женщина хочет отвлечь слушателей от некачественного исполнения. В других случаях она хочет усилить впечатления от хорошей игры. Или увеличить число поклонников. Недаром среди артисток много изменщиц! Об этом хорошо сказал Василий Великий в одном из своих слов:
"Пусть послушают это те, кто у себя дома вместо евангелия держит флейты и кифары… У тебя украшенная золотом и слоновой костью лира лежит на некоем высоком жертвеннике, словно бесовский идол. И вот какая-нибудь злосчастная женщина, вместо того чтобы выучиться прясть, по господскому принуждению отдается тобой на выучку к сводне, которая своим телом послужила в свое время распутству, а теперь учит этому делу женщин помоложе. Вот эта рабыня выходит с лирой; ее руки обнажены, выражение лица развязно. Все собрание гуляк поворачивается к ней; к ней устремляются все глаза, все уши прилежно ловят мелодию; утихает беспорядок, умолкает смех и состязание в непристойностях — все в доме безмолвствуют под действием сладострастных звуков. Но тот, кто молчит там, не будет безмолвствовать в божьей церкви и не прислушается к слову евангелия, и это понятно — тот самый враг, который там велит молчать, здесь учит шуметь.
Жалкое это зрелище для целомудренных глаз: женщина не с веретеном, но с лирой в руках, на глазах не у мужа, но у чужих людей, поет не псалом, песнь веры, но похотливые напевы! Кифаристки налагают свои руки на струны, словно на основу, и торопливо снуют туда и сюда плектром, как челноком, но произведения этих трудов не увидеть! В самом деле, в конце трудов, необходимых для жизни, мы имеем перед глазами их произведение, как-то: в столярном ремесле — скамью, в плотницком — дом, в кораблестроительном — судно, в ткацком — плащ, в кузнечном — меч; а в праздных забавах, каковы искусства играть на кифаре, или плясать, или дуть во флейту, вместе с окончанием действия исчезает и само произведение. Поистине, как сказал апостол [Павел, К филиппийцам, III, 19], «конец трудов их — погибель».
Я говорю об этом по необходимости, обращаясь к тем не в меру изнеженным людям, которые либо каждодневно, либо по тем дням, когда находят повод повеселиться, какую-нибудь свадьбу или пирушку, с крайним рвением предаются звукам флейт и кифар и пляскам: услышав, как слово божье порицает подобные занятия, из страха наказания… перемените свою скверную жизнь к лучшему."
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Итак, женщины-музыканты, тем более актрисы – непригодны для семейной жизни с нормальным мужчиной. Поэтому следует избегать знакомств с ними, а если все-таки вы сошлись, то женщину следует держать в ежовых рукавицах, для чего необходим лидерский, коммуникативный и вообще жизненный опыт.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
А для православного христианина великое значение приобретает вера и смирения, которые помогают ему идти истинным путём.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КАНОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ.
____________________________________________________________
* «Каноны св. Василия» предписывают, что предстоятель церкви, который учится играть на гуслях, и настаивает на игре на них, должен быть отлучен от церкви.
* Св. Климент папа римский. Постановления апостольские изреченные в восьми книгах. § 32. Если приходит кто [в Церковь] из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник; то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты.
* ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СЕДЬМОГО СОБОРА, НИКЕЙСКОГО. 22. Все приносить Богу, и не порабощаться своими желаниями, есть великое дело. Ибо Если ясте, аща ли пиете, глаголет Божественный Апостол, вся во славу Божию творите. И Христос Бог наш, в Своем Евангелии, повелел отсекать начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по слову Его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействовал с нею в сердце своем. Отсюда научаясь, мы должны очищать помыслы. Ибо Если и вся лет суть, но не вся на пользу, как учит Апостолское слово. Всякому человеку необходимо есть, дабы жить, и живущим в браке с детьми, в мирском состоянии, не предосудительно есть мужам и женам вместе; токмо Дающему пищу да приносят благодарение; но есть ни с какими либо позорищными вымыслами, или с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями, на кои падет пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гуслями и певницами вино пьющим, на дела же Господня не взирающим. И Если где будут таковые в Христианах, да исправляются: Если же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас. А которых жизнь есть тихая и единообразная, яко давших обет Господу Богу взять на себя иго монашества: те да сядут наедине и умолкнут. Но и священническое житие избравшим, не совсем позволительно есть наедине с женами, а разве купно с некоторыми Богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному. То же соблюдать должно и в рассуждении сродников. Если же случится монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не иметь потребнаго, и по нужде восхочет он препочить в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому сие творить, поелику нужда требует.
* ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. 24. Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И Если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.
* ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. 50. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.
24 января – 7 февраля 2016 года