Заместитель директора по УВР

Учитель высшей категории

Тюмень 2011

Пояснительная записка

Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, модель, скульптура, сказка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, макет и т.д.

Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, коллекции, выставки, сказки, праздники, герои детских книг и т.д.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

• расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

• находить источники информации;

• извлекать информацию, относящуюся к теме;

• планировать работу над проектами;

• сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

• доводить начатое дело до конца.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям.

После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригоди­лись при работе над проектами. Другими словами, сбор сведе­ний происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Для включения поиска информации в проектную деятель­ность в полном объеме необходимо предусматривать специаль­ные организационные приемы.

Ктаким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или те­матической картотеки.

Этапы проектной деятельности

ПЕРВЫЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Знакомство с темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга ис­точников информации, определение критериев отбора инфор­мации и т.д.).

3. Сбор информации детьми.

4. Подведение итогов сбора информации и фиксация най­денной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

ВТОРОЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор про­ектов для реализации.

2. Ориентировочное планирование этапов работы над про­ектами.

3. Реализация проектов.

4. Презентация проектов.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отлича­ющихся:

• видом деятельности

—создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, от­крытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

—подготовка и проведение мероприятий (спектакли, кон­церты, викторины, КВН, показы мод и т.д.)

—проведение исследований;

• количеством участников

— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, кол­лажей, макетов. Кроме этого, результатами коллективном деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты,
спектакли...)

• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

• количеством этапов;

• набором и иерархией ролей;

• необходимостью привлечения взрослых.

Самые простые коллективные проекты — это проекты, в ко­торых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями. Например, дети могут сделать элементы коллажа, а взрослые — объединить эти элементы в единый коллаж.

Другой пример— это тематическая выставка рисунков и скульптур. Дети делают отдельные рисунки и скульптуры, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.

Взрослые могут создать заготовку для макета города — об­щий рельеф, а дети — разместить на нем свои макеты домов и машин.

Еще один известный пример — это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо акте­ров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сце­ны и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завер­шения, оставляя у ребенка ощущение гордости за получен­ный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возмож­ности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, по­казать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выде­лять промежуточные этапы, каждый из которых может закан­чиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовке кукольного спектакля в качестве такого промежу­точного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных ку­кол-персонажей.

Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующими­ся» — это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, нужно орга­низовывать специальным образом — в форме отдельного празд­ника.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или пред­лагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется до­бровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, которая по­могает организовывать и направлять работу учащихся.

После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор ин­формации. Для этого используются различные источники: кни­ги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, науч­но-популярных и документальных фильмов и телепередач.

При выполнении проекта дети могут работать группами. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход де­ятельности учащихся. Удачные находки во время работы над проектом

желательно сделать достоянием всего класса. Для это­го учитель организует классный час, где дети показывают и рас­сказывают о своих достижениях. Это может повысить их инте­рес и привлечь других к работе над проектом.

Организуются экскурсии в музеи. К организации и проведе­нию экскурсий привлекаются родители.

В процессе работы над проектами дети готовят мини-докла­ды, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, вы­ставки.

В завершение работы над проектами организуется их пре­зентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.

Планирование занятий

Часа

Тема «Изобразительное искусство»

Наши рекомендации