Заместитель директора по УВР
Учитель высшей категории
Тюмень 2011
Пояснительная записка
Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, модель, скульптура, сказка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, макет и т.д.
Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, коллекции, выставки, сказки, праздники, герои детских книг и т.д.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
• расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
• находить источники информации;
• извлекать информацию, относящуюся к теме;
• планировать работу над проектами;
• сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
• доводить начатое дело до конца.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям.
После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
Ктаким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или тематической картотеки.
Этапы проектной деятельности
ПЕРВЫЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство с темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).
3. Сбор информации детьми.
4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
ВТОРОЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
3. Реализация проектов.
4. Презентация проектов.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
• видом деятельности
—создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
—подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.)
—проведение исследований;
• количеством участников
— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллажей, макетов. Кроме этого, результатами коллективном деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты,
спектакли...)
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
• количеством этапов;
• набором и иерархией ролей;
• необходимостью привлечения взрослых.
Самые простые коллективные проекты — это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями. Например, дети могут сделать элементы коллажа, а взрослые — объединить эти элементы в единый коллаж.
Другой пример— это тематическая выставка рисунков и скульптур. Дети делают отдельные рисунки и скульптуры, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.
Взрослые могут создать заготовку для макета города — общий рельеф, а дети — разместить на нем свои макеты домов и машин.
Еще один известный пример — это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сцены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовке кукольного спектакля в качестве такого промежуточного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных кукол-персонажей.
Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» — это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, нужно организовывать специальным образом — в форме отдельного праздника.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, которая помогает организовывать и направлять работу учащихся.
После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.
При выполнении проекта дети могут работать группами. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки во время работы над проектом
желательно сделать достоянием всего класса. Для этого учитель организует классный час, где дети показывают и рассказывают о своих достижениях. Это может повысить их интерес и привлечь других к работе над проектом.
Организуются экскурсии в музеи. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
В завершение работы над проектами организуется их презентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.
Планирование занятий
Часа
Тема «Изобразительное искусство»