Контрольно-измерительные средства

Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов стимулирует учеников к правильной речи.

Таблица 2.

График проведения итогового контроля.

  Окончание добукварного периода Административная проверка по итогам обучения
Дополнительный класс
Первый класс  
Итого

Примерные виды заданий.

По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце 2ой четверти.

Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, , вилка.

Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные, охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между… ? Сколько слогов в слове? И т.п.

Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной проверки является:

А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, прозаический текст;

Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.

При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных звуков. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Задача реализации курса   Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов - регулировать оптимальную силу голоса - называть основные органы артикуляционного аппарата - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией, - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов    
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.
а) смыслоразличи-тельная функция     - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем   - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов
в) фонематический анализ и синтез   - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением. - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки   - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных  
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.     - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал) - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения   - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///) - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;
6. Профилактика нарушений чтения и письма - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. - делить слова на слоги для переноса. - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я. - сравнивать звуковой и буквенный состав слова;  





Наши рекомендации