Контрольно-измерительные средства
Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов стимулирует учеников к правильной речи.
Таблица 2.
График проведения итогового контроля.
Окончание добукварного периода | Административная проверка по итогам обучения | |
Дополнительный класс | ||
Первый класс | ||
Итого |
Примерные виды заданий.
По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце 2ой четверти.
Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, , вилка.
Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные, охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между… ? Сколько слогов в слове? И т.п.
Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной проверки является:
А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, прозаический текст;
Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.
При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных звуков. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, | - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов - регулировать оптимальную силу голоса - называть основные органы артикуляционного аппарата - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией, - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм | - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов |
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | ||
а) смыслоразличи-тельная функция | - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами | |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем | - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов | - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов |
в) фонематический анализ и синтез | - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением. - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков | - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков |
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). | - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки | - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных |
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. | - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). | - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал) - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение) |
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения | - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///) - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) | - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты; |
6. Профилактика нарушений чтения и письма | - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. - делить слова на слоги для переноса. | - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я. - сравнивать звуковой и буквенный состав слова; |