В 1 дополнительном и 1 классе (132 ч)

№ (кол-во занятий) Звукопроизно-шение Просодическая сторона речи Фонематические процессы Лексико-грамматический строй Связная речь Программный материал учебного предмета «Русский язык»
  Обследование речи обучающегося Выявление индивидуальных речевых нарушений. Добукварный период
Гласные звуки
  Звук [а] Постановка звука […] 1. Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. 2. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 4. Выделение звука из ряда других звуков. 5. Выделение ударного гласного в начале слова. 6. Выделение гласного звука в односложном слове. 7. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук 1. Лексика: «Наш класс», «Наша школа», «Дни недели» «Расписание. Режим дня». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мои; - различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном   1. Составление простого предложения с глаголами настоящего времени (по картинке). 2. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению   Буква А
  Звук [о] Постановка звука […] Буква О
  Звук [и] Постановка звука […] Буква И
  Дифференциация гласных [А-О-И] Постановка звука […] Буква Ы Буква У
Свистящие: [С][С’][З][З']
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С) 1. Развитие речевого дыхания: - дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов. 2. Темпо-ритмическая организации речи: -воспроизведение простых ритмов ( // - // ) ( / - // - / - //) - воспроизведение простых стихотворных текстов в заданном темпе   1. Выделение звука из ряда других звуков. 2. Определение наличия звука в слове. 3. Выбор предметных картинок, названия которых включают заданный звук. 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Закрепление понятий «гласный — согласный» звук 1. Лексика: «Наши школа», «Столовая (посуда, продукты)», «Спальня (мебель, спальные принадлежности, белье, одежда)». 2. Грамматика: - формирование навыка изменения числа иен существительных (доска – доски, книга – книги, стул – стулья) - составление словосочетаний, указывающих на пространственное расположение предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.д) 1. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению. 2. Составление мини диалогов с использованием этикетных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания Буква У Буква Н
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С) Буква С
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Выделение первого и последнего согласного звука в слове. 3. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий согласный звук». 4. Различение односложных и многосложных слов 1. Лексика: «Наши школа», «Игровая комната (игры, игрушки)» «Комнатные растения». 2. Грамматика: - использование глаголов во множественном числе (достань- достаньте, принеси- принесите, измени – измените…) - составление словосочетаний с личными и указательными местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой, столько) 1. Составление простого предло-жения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков предмета (ясный, сухой, свежий, спелый и т.д.). 3. Установление временной последова-тельности событий по серии картин (2 карт) составление предло-жений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…) Буква К
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) Буква Т
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «твердый — мягкий звук»   1. Лексика: «Осень», «Деревья и кустарники». 2. Грамматика: - составление словосочетаний посредством предлогов в, на, под, обозначающих местоположение, направление (на столе, под стулом, в салатнице); - составление словосочетаний: признак + предмет (спелый абрикос, синяя слива, сочное яблоко, сладкие апельсины). 3. Словообразование: (Листопад, соковыжи-малка, пылесос) 1. Составление простого предложения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков действия (ясно, сухо, свежо, холодно, дождливо и т. д.). 3. Сравнение предметов по вкусу, по цвету (Лимон кислый, а апельсин сладкий. Яблоко красное, а слива синяя) Буква Л
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) Буква Р
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З) 1. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений. 2. Формирование повествователь-ной, вопросительной, побудительной интонации 1. Определение наличия звука в слове. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «звонкий - глухой звук». 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 6. Различение слов, близких по звуковому составу (дуб-зуб, губы-зубы) 1. Лексика: «Осень», «Осенние работы в саду, огороде». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с существительными мужского и жен-ского рода и глаголами настоящего времени 3-го лица (заяц замер, зайчиха замерла, …); - составление словосоче-таний с сущ. в винит. падеже с предлогами в, на, под, отвечающими на вопрос куда? (зреет на дереве, собираем в корзину, упало под яблоню) 1. Составление предложений на заданную тему. 2. Распространение предложений при помощи слов, обозначающих время совершения действия (утром, вечером, осенью, весной и т.д.). 3. Составление предложений по сюжетной картине «Осень. Собираем урожай» Буква В
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З’) Буква Е
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-З’) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (за-зя, зо-зё,…). 2. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости. 3. Звуковой анализ одно- двусложных слов туз стечения согласных (зал, зуб, коза) 1. Лексика: «Осень», «Овощи, фрукты, ягоды». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (в значении местонахождении предмета, отвечающими на вопрос где? ); -составление словосочетаний числительное + существительное (один апельсин, два апельсина, пять апельсинов). 3. Словообразование: (сухофрукты) - образование качественных прилагательных: ягода - ягодный, апельсин- апельсиновый, ананас - ананасовый   1. Обучение вопросно-ответной форме общения: - понимание предложных конструкций выражающих поручение, приветствие, благодарность, приказание. 2. Составление диалогов по теме: в магазине, на рынке (используя консрукции «Сколько стоит, сколько взвесить, пожалуйста, спасибо») Буква П
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-C) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (са-за, су-зю,…) 2. Дифференциация звуков по глухости - звонкости в прямых слогах. 3. Звуковой анализ двусложных слов из открытых слогов, двухсложных слов с закрытым слогом (осы, зима, лиса, сова, завод, замок, синяк, голос). 4. Различение слов, близких по звуковому составу (суп-зуб, коза-коса, розы-росы) Буква М
Сонорные звуки [Л][Л']
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л) 1. Развитие речевого дыхания: - распределить длину выдоха на произношение таблицы гласных и, э, а, о, у, ы; - на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. 2. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания   1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Определение количества звуков, их последовательности в слове из 3-5 звуков без стечения согласных. 3. Составление схемы слова из 2х слогов без стечения согласных с выделением ударного слога (халат, молот, мелок, холод, пенал, укол, дятел, колун, бокал, белый). 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме 1. Лексика: «Осень», «Птицы». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными мужского и женского рода и глаголами прошедшего времени первого и третьего лица (лодка плыла, Николай плыл); - с существительными в родительном падеже с предлогом у в значении принадлежности (у Клавы, у волка, у белки)   1. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины) составление предложений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…). 2. Составление предложений с глаголами в настоящем и прошедшем времени: «плывет- плыл, бежит - бегал» Буква З
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л) Буква Б
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) 1. Выделение ударного гласного в слове, последнего звука в слове. 2. Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов, с опорой на гласные звуки. 3. Практическое закрепление понятий «гласный — согласный» звук. 1. Лексика: «Животные», «Домашние животные». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в родительном падеже в значении отрицания (нет тополя, нет липы, нет льва). 3. Словообразование: Лед – ледок – льдина – льдьнка – ледник – ледовый – ледяной – гололед 1. Обучение ответам на вопросы где? куда?. 2. Составление по вопросам учителя простых распространенных предложений, содержащих обращение к собеседнику с просьбой, вопросом Буква Б
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) Буква Д
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов (ла-ля-ла, лё-ло-лё…). 2. Дифференциация звуков по твердости — мягкости. 3. Сравнение звукового состава слов (лук-люк, мел-мель, угол-уголь, галка - галька). 3. Преобразование слов за счет замены одного звука (галка - палка - полка, белка – булка ) 1. Лексика: «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с сущ. в тв. падеже без предло-га в значении орудия или средства действия (подметал метлой, копал лопатой); - составление словосочетаний местоим. 2-го лица + глагол (ты бежал – вы бежали, ты шел–вы шли) 1. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений «Приглашение гостей, представление себя». 2. Составление рассказа-описания дороги домой Буква Я
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) Буква Я
Шипящие звуки [Ш][Ж], дифференциация свистящих - шипящих звуков.
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ш)   1. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – воспроизведение слоговых цепочек со сменой ударения (ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША). 2. Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. 3. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений (скажи голосом Маши, голосом Медведя) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющейся гласной и ударением (шА-шо-шу,ша-шО-шу, ша-шо-шУ,…). 2. Слоговой и звуковой анализ 2-3 сложных слов без стечения согласных (шина, ушиб, шорох, мешок, машина, малыши,…). 3. Составление схемы слова с выделением ударного слога. 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме 1. Лексика: «Наш город», «Магазин». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными с суффиксами –ик-, -ек-, -к- (уменьшительно-ласкательными); - с существительными в дательном падеже без предлога в значении адресата действия (напишу Мише); - с существительными в творительном падеже с предлогами под, над, за (над машиной, за шкафом, под вешалкой). 3. Словообразование: (пешеход – пешеходный) 1. Составление по схеме простых распространенных предложений. 2. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений по темам «В транспорте», «В магазине» Буква Г
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ш) Буква Ч
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ш) 1. Дифференциация звуков схожих по акустическим признакам: • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых отличаются одним звуком (Машка – маска, башня – басня, крыша - крыса). 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой 1. Лексика: «Наш город», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки». 2. Грамматика: -соотнесение вопросов что делает? что делал? со временем действия (спешил – спешу, смешил – смешу); - составление словосочетаний обозначающих переходность действия на предмет (моет чашку, стол) 1. Составление простых предложений по данной модели. 2. Составление коротких рассказов описаний (по образцу): «Моя улица», «Мой дом» Буква Ь
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ш) Буква Ш
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ж) 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Составление схемы трехсложного слова с закрытым слогом в конце(мужичок, утюжок, ежонок, ежиный). 3. Подбор слов с заданным количеством звуков. 4. Составление слов из заданной последовательности звуков 1. Лексика: «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (вижу жаворонка, вижу одежду, вижу журнал); - с существительными в родительном падеже в без предлога (нет жука, нет журнала) 1. Вопросно-ответная форма: понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них. 2. Составление рассказа-описания пути по схеме-плану (описание дороги домой) Сочетания ЧА,ЧУ,ШИ
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ж) Буква Ж
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-Ш) 1. Дифференциация звуков по глухости - звонкости • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на дру-гой . 4. Звуковой анализ слов с йотированной гласной вначале 1. Лексика: «Зима», «Хвойные и лиственные деревья». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с сущ. в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из леса, сошел с поезда, отъехали от гаража, живет около школы); - существительное в именительном падеже + прилагательное (пушистый медвежонок, колючий ёжик); - местоимения первого лица + глаголы. 3. Словообразование: (многоэтажный) Лыжи - лыжня- лыжный – лыжник 1. Составление и употребление простых распространенных предложений по сюжетной картинке. 2. Составление рассказов описаний по схематическому плану «Сосна и елка», «Первый снег» «Признаки зимы» Буква Ё
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-Ш) Буква Й
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-З) 1. Дифференциация звуков схожих по акустическим признакам: • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (зал-жал, залей-жалей, жевать-зевать). 4. Звуковой анализ слов с йотированной гласной в начале (южный, язык, ежик, …) 1. Лексика: «Зима на реке», «Дикие животные зимой». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными орудийного значения и глаголами настоящего времени (подметает метлой); - составление словосочетаний глагол + существительное в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (побежал к забору, прижался к стене) 1. Установление временной последовательности событий по серии картин (три картины). 2. Составление рассказов описаний по схематическому плану «Зима на реке», «Дикие животные зимой»   Буква Х
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-З) Буква Ю
Сонорные звуки [Р][Р']
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) 1. Развитие речевого дыхания: - сочетать выдох с произнесением согласных звуков ТРРРР…, ДРРРР… . 2. Различение на слух типов предложений (вопросительные, побудительные, повествователь-ные). 3.Упражнение на развитие тембра речи: – звуковой окраски, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.)   1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Воспроизведение слоговых рядов из 3 прямых, обратных, закрытых слогов (ра-ро-ру, ар-ор-ур, ран-рон-рун, вар-вор-вур, … ). 3. Определение последовательности звуков слове. 4. Слоговой и звуковой анализ 1-2 сложных слов со стечением согласных в начале слова (трава – дрова, трап – драп, …) 1. Лексика: «Зима», «Дикие животные зимой», «Зимняя одежда и обувь». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в творительном падеже с предлогом с в значении совместимости или сопровождения (пирог с творогом, с курагой); -составление словосочетаний: с существительными множественного числа с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и глаголами настоящего времени. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр) 1.Составление диалогов по темам «В магазине одежды». 2. Различение вопросов что делает? что далел? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени. 3. Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном Буква Ц
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) Буква Э
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) Буква Э
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) 1. Подбор слова с заданным количеством звуков. 2. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (кепка – репка, печка – речка, море – горе, прятки – прялки, …). 3. Звуковой анализ слов с мягким и твердым знаком (дверь, хорьки, …) 1. Лексика: «Моя семья», «Мой дом», «Речевой этикет дома». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: числительное + существительное; - с существительными в родительном падеже с предлогом у и без предлога, в значении принадлежности предмета или его отрицания (у пескаря, нет пескаря); - с существительными в винительном и творительном падежах единственного числа 1. Составление устных высказываний о простых случаях из собственной жизни (с направляющей помощью). 2. Пересказ рассказа или сказки самостоятельно или с по вопросам Буква Щ
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) Буква Ф
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) Буквы Ь, Ъ
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Р’) 1. Дифференциация звуков по твердости — мягкости. 2 Выделение ударного гласного в слове, составление схемы слова из 2-3 слогов со стечением согласных (шрам, арка, репка, драка, персик, крякать, хрюкать, дремать, кричать, , …). 3. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука 1. Лексика: «Моя семья», «Правила поведения в гостях и дома», «Семейные праздники». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в коробке, на коробке); - с существительными с суффиксами -ист-, -щик-, -чик-, -щиц(а)-, -тель-, -арь- обозначающими лиц по роду их деятельности (строитель, тракторист, продавщица, пекарь, …). 3. Словообразование: (водопровод, кофеварка, кофемолка, пароварка) 1. Распространение предложений по модели: Солнце светит (как?) ярко. Солнце ярко светит (когда?) летом. 2. Сравнение предметов по вкусу, весу: конструкция типа «варенье сладкое, а лекарство горькое» . 3. Составление диалога «За столом в гостях»     Слово, предложение, текст. Упражнение в написании слов с изученными буквами.
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Р’)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Л) 1. Дифференциация акустически сходных звуков • в прямых слогах; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. 2. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога (ров – лов, малина - Марина) 1. Лексика: «Моя семья», «Моя мама», «Восьмое марта». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: местоимение 2-го лица + глагол (ты шел – вы шли, ты прыгаешь – вы прыгаете); - с существительными в творительном падеже с предлогами под, над, за (за дверью, под стулом, над кроватью); - с существительными в различных падежах. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр, ледоход, сельскохозяйственный, черноглазый, кареглазый, черноволосый)   1. Составление предложений по модели: кто? что делает? где? как?. 2. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, поручения, благодарность. 3. Составление связного высказывания по образцу: «Поздравление для мамы» Алфавит. Гласные звуки и буквы. Обозначение мягкости согласного звука. Деление слов на слоги и деление слов для переноса.
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Л)
Аффрикаты Ч, Ц, Щ
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ч) 1. Речевое дыхание: на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. 2. Темпо-ритмическая организация речи: - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания; -чередование ударных и безударных слогов. 3. Интонация: - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и короткие стихотворные отрывки с отработанными звуками   1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющимся ударением (ча-ча-чА, ча-чА-ча, чА-ча-ча). 2. Звуковой анализ 2-3-сложных слов со стечением согласных (внучок, значок, громче, мягче, тапочка, выпечка, тайничок, …). 3. Звуковой анализ слов с йотированными гласными в начале слова, после гласной, после мягкого знака, после согласной 1. Лексика: «Весна», «Дикие животные весной», «Птицы весной». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными, обозначающими детенышей животных (с суффиксами -онок-, -ёнок-); - с существительными с суффиксами -ик-, -ек-, -к-, -очк-, -ечк- (уменьшительно-ласкательные); - числительное + существительное, указывающие на количественные отношения и признаки предмета по счету (первый листочек, второй листочек, пятый листочек; два листочка, пять листочков) 1. Пересказ текста самостоятельно или по вопросам учителя. 2. Чтение коротких текстов с окнами (методика Г. Эббингауза): использование грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения Твердые и мягкие шипящие согласные . Буквы обозначающие два звука. Перенос слов
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ч)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Т) 1. Выделение заданных звуков из ряда других. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Составление слов из данных вразброс слогов. 4. Подбор слова к данной звуковой и слоговой схеме 1. Лексика: «Весна», «Растения весной», «Труд людей весной». 2. Грамматика: состав-ление словосочетаний: - с существительными в род. падеже с предлога-ми из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из чащи, отъехали от озера, спустился с пригорка, живет около села); - с существительными множественного числа с окончаниями -ы(и), -а(я) и глаголами настоящего времени (распускаются листья, листочки, тают снега, сосульки, зеленеют поля, травы) 1. Составление простых распространенных предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. 2. Составление рассказа-описания (сравнение деревьев, кустарников, травянистых растений) Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-С)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ц) 1. Развитие силы и продолжительности выдоха: - проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе. 2. Темпо-ритмическая организация речи: - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. 3. Интонация: - использовать паузу для интонационной организации речи   1. Определение наличия звука в слове. 2. Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных. 3. Выбор графической схемы к слову. 4. Составление слов из данных вразброс слогов   1. Лексика: «Моя Родина - Россия». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места к которому направлено действие (подошел к цветку, к птице); - с существительными с суффиксами –ица-, обозначающими лиц женского рода по виду их деятельности (художница, школьница, учительница) 1. Распространение предложений по вопросам. 2. Составление предложений с заданными предлогами. 3. Составление, при помощи учителя, устного рассказа с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией Предложение. Текст. Заглавная буква
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ц)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Ц) 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух существительных, названия которых отличаются одним звуком (цапля – сабля, сцена – стена, …). 4. Составление слов из данных вразброс букв 1. Лексика: «Цветы и травы», «Насекомые». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными в творительном падеже с предлогом с, в значении совместимости или сопровождения (идет с учительницей); - составление словосочетаний обозначающих временные отношения (дворец строят – строили, огурец рос -растет, страус бежал – бежит) 1. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, благодарность, поручение, просьбу. 2. Составление текста-повествования «Сезонные изменения в природе» Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Предлог
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ц)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Т-Ц)   Обозначение звуков буквами. Азбука, или алфавит
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Щ) 1. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания. 2. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений, игр-драматизаций 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Определение количества звуков, их последовательности в слове. 3. Определение порядкового номера звука в слове, линейной последовательности звуков. 4. Составление слов из данных вразброс звуков 1. Лексика: «Скоро лето», «Летний лес», «Летом на реке» «Рыбы». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными с суффиксом -ищ- в значении увеличения (волчище, хвостище, …); - с переходными глаголами (моет чашку), с глаголами, указывающими на орудийность или средство действия (водит (что?) автобус, подметает (чем?) метлой) 1. Пересказ текста с опорой на план. 2. Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Щ) Слово и слог. Перенос слова
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ш-Щ) 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух существительных, названия которых отличаются одним звуком. 3. Подбор картинки к заданной схеме слова. 1. Лексика: «Части суток», «Летние развлечения». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными с суффиксами –ист-, -щик-, -чик-, -щиц(а)-, -тель-, -арь-; - существительное + прилагательное обозначающее временные отношения (утренняя свежесть, вечерняя прохлада, летний день, осенние цветы, …) 1. Распространение предложений с помощью вопросов. 2. Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзных слов потому что, поэтому. 3. Чтение рассказов с послетекстовыми упражнениями и пересказом
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Щ) Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные после шипящих и их обозначение на письме. Слова с сочетаниями ЖИ,ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Т-Щ)
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Щ) 1. Лексика: «Явления природы (Дождь, ветер, радуга)», «Мой дом». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: числительное + существ, указывающее на количественные отношения и признаки предмета по счету; - с существительными с суффиксами -ик-, -ек-, -к-, -очк-, -ечк-, -ищ- уменьшительно-ласкательные и в значении увеличения (кот- котик-котеночек-котище, дом-домик-домочек-домище) 1. Составление при помощи учителя устного рассказа с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией. 2. Чтение коротких текстов с окнами (методика Г. Эббингауза): использование грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения Слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных звуков на конце слова
  Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Щ)
Повторение и закрепление изученного материала
  Повторение (Резервные уроки) Упражнение на развитие тембра речи – звуковой окраски, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.) 1.Дифференциация слов идентичной слоговой структуры, включающих в себя йотированные гласные (Любка – юбка, ямка - лямка). 2. Составление слов из данных вразброс букв, слогов 1. Лексика: «Космос», «Экология». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в различных падежах. 3. Словообразование: Космос- космонавт- космический; путь – путник – путевой - спутник 1. Составление сложноподчинен-ных предложений с использованием союзных слов потому что, поэтому. 2. Пересказ текста с опорой на план Правописание гласных в ударных и безударных слогах
 
  Обследование речи обучающегося Оценивание качества освоения программного материала. Выявление индивидуальных речевых нарушений Слова – названия предметов. Слова – названия признаков предметов. Слова – названия действий предметов
 
  Повторение
 






РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Наши рекомендации

Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с. 2. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с. 3. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы). — М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с. 4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС. – 560 с. 5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с. 6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с. 7. Ястребова А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста // Библиотека практикующего логопеда. — М.: АРКТИ. — 96 с. 8.Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с. 9. Диагностика письма и чтения у младших школьников (сборник материалов) / Н. В. Струнина, Т. А. Яцук. — Челябинск. — 60 с. 10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с. 11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова // Библиотека логопеда-практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с. 12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова // Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с. 13. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический ма