Методика литературно-театральных занятий
МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Редактор Т.А. Майол
Цель – предоставить подрастающему поколению возможность стать мыслящими, достойными и социально адаптированными гражданами с помощью литературы и искусства театра.
Введение
Современные дети привыкают с очень раннего возраста воспринимать информацию в «готовом» виде от «видеопродукции», не умея ее анализировать, использовать в реальной жизни.
Как отмечают специалисты, у детей, воспитанных современными средствами коммуникаций, возникают проблемы с социализацией в реальной жизни, развитием воображения.
Более 90% информации современные дети воспринимают зрением. Их способность воспринимать информацию через слух, а тем более через буквенные символы развита крайне слабо. Ведь при буквенном изложении необходимо иметь очень развитое воображение, чтобы осуществить перевод полученной информации в зрительные образы. Неспособность к таким усилиям в дальнейшем сильно усложняет процесс обучения, влияет на мыслительные способности, лишает ребенка огромного количества знаний, позволяющих ему лучше разобраться в сложностях социальной жизни общества. Готовая видеопродукция, как правило, носит развлекательный характер, не развивает мыслительные и аналитические способности ребенка, не провоцирует его на изучение первоисточника. Современные видео версии упрощают литературные произведения, на основе которых были созданы, нацеливая ребенка следить только за развитием сюжета, не анализируя источники событий, характеры героев, отсекая все важные моменты, которые как раз и объясняют, благодаря каким обстоятельствам и поступкам герои оказались в той или иной ситуации. Тем самым отсекается и терапевтическая функция искусства, позволяющая ребенку понять особенности социального устройства жизни людей, помогающая ему осознать собственные проблемы и найти достойный выход из непростой ситуации. Еще большая проблема возникает с восприятием музыки современными детьми, поскольку она требует от слушателя развитого воображения и глубокого мыслительного процесса.
Для более четкого понимания вышеизложенных проблем, необходимо осветить несколько моментов.
Как отмечают специалисты, у современных детей, воспитанных современными средствами коммуникаций, возникают проблемы с социализацией в реальной жизни, развитием воображения.
Современные видео версии упрощают литературные произведения, на основе которых были созданы, нацеливая ребенка следить только за развитием сюжета, не анализируя источники событий, характеры героев, как правило, отсекая как раз все важные моменты, которые объясняют, благодаря каким событиям и поступкам герои оказались в той или иной ситуации.
Что такое «искусство»?
Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, однако, все не так просто. Лучшие умы человечества пытались сформулировать ответ на этот вопрос протяжении нескольких столетий, и так и не пришли к единому мнению, поэтому определений искусству по-прежнему существует несколько. Приведу лишь некоторые из них:
БСЭ
Иску́сство
Одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Там же
И как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции И., слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия И. на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.
Основные функции искусства
1 Преобразующая (искусство воздействует на людей на идейном и на эстетическом уровне, оно формирует мировосприятие человека; формирует его морально-нравственное восприятие действительности; создает иные художественные миры из повседневности; сам художник-творец преобразует материалы в нечто новое - в образы).
2. Утешительная (отвлекает человека от его трудов и забот, развлекая и даря эстетическое удовольствие, позволяет восстанавливать психическое здоровье, гармонию человека с миром).
3. Познавательная (позволяет воспринимать мир во всей его полноте, одновременно получая знания о разных эпохах, народах, системах ценностей, позволяя познать и весь мир и самого себя).
4. Философская (позволяет создавать концепции бытия)
5. Предсказательная (позволяет проследить путь развития человека в будущем)
6. Информационная (позволяет обмениваться опытом как личностным, так и общественным).
7. Коммуникативная (позволяет общаться, обмениваться мыслями и чувствами всем людям, снимая любые барьеры: языковые. Религиозные и т.п.).
8. Воспитательная (позволяет воздействовать как на чувства, так и на ум человека, формирует целостную личность).
9.Эстетическая (позволяет ценностно сориентировать человека в мире, побудить его к творчеству, научить его жить и созидать по законам красоты).
10.Гедонистическая (позволяет человеку научиться испытывать особое, духовное наслаждение, наслаждения от созидания и восприятия красоты).
Искусство всеобъемлюще. Нет такой области человеческой деятельности, которая была бы для него закрыта, нет такого потайного уголка в душе самом человеке, которого бы не затронуло искусство.
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
Главное из искусств
Литература – главное из искусств. Жизнь человека в народе и жизнь народа в мире, сам человек, его личность, его взаимоотношения с природой, - все это (и не только) является вечной темой и предметом литературы.
Основа литературы – это слово, именно оно несет в себе многовековой культурный опыт каждого отдельного народа на нашей Планете.
Художественная литература (то есть литература как вид искусства) отражает в себе весь мир, не разделяя его на различные области знаний, отражает всю сложность нашего мироздания и человеческой жизни. Здесь малейшие оттенки изложения имеют огромный смысл, отражая многогранность нашего бытия и нашего восприятия окружающего мира.
Чтение - интеллектуальная работа, выполнять которую маленького человека необходимо научить. Однако просто привить этот навык, как прочие, недостаточно, нужно еще заинтересовать ребенка чтением, чтобы он полюбил это занятие искренне.
«Чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатлениями. Оно основная форма художественной коммуникации, опирающаяся на естественный язык, вобравший в себя опыт поколений; ориентирующаяся на сотворчество при восприятии. Сильные стороны чтения объясняются и особой активностью собственного опыта читателя, и опорой на многовековую традицию, и выразительностью литературных средств, и обращенностью литературных образов к фантазии читателя, и прямой связью чтения с национальным характером культуры. Чтение литературного произведения оказывает обратное влияние на наш естественный язык, развивает чувство языка, обогащает его, способствует языкотворчеству. На стороне чтения стоят высшие общемировые ценности, созданные Гомером, Данте, Шекспиром, Сервантесом, Гете, Толстым и Достоевским».
Ю.Б. Бореев «Эстетика»
«Масскультура» манипулирует сознанием человека, навязывая ему некие ценности, художественная же литература формирует мировоззрение, учит человека воспринимать мир во всем его многообразии, помогая устанавливать причинно-следственные связи. Чтение – основа всего художественного восприятия человека. Литература – драматургическая основа театра.
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых письменных текстов.
Чтение требует больших интеллектуальных усилий и соответственно обладает высоким гедонистическим эффектом, а также способно оказывать не «мозаическое», не манипуляционное, а мировоззренческое воздействие на личность. Лишь при известных обстоятельствах (в массовой культуре) литература становится средством манипуляции сознанием людей. Классическая же литература и добротная литература современности не манипулирует личностью, а формирует ее.
«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры!»
Слово «театр» переводится с греческого как «место зрелищ» и само «зрелище».
Однако театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие. Это особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров.
Основа театра – актер, живой человек создающий «здесь и сейчас», на глазах у зрителя, художественный образ, персонаж пьесы, оживляющий все, что есть на сцене – декорации, реквизит, превращаю сцену в реальное место действия пьесы. Актер может выразить жизнь только через себя, только через свою пластику и свою интонацию, он присваивает опыт отношений многих людей и передает его, перевоплощаясь в персонажа.
Театральность – это особый способ художественного мышления, именно она придает спектаклю праздничность.
Суть театра - игра. Игра, включающая в себя «перевоплощение» живого человека-актера в вымышленного персонажа, «оживляющая» его, включающая зрителя в мир пьесы с его предлагаемыми обстоятельствами, игра, идущая в пространстве сцены и игра, захватывающая зрительный зал. Игра, несущая в себе сложную систему знаков и символов, основанных на синтезе искусств: музыки, танца, живописи, архитектуры, прикладного искусства (декорации, костюмы), кино.
Зритель в театре всегда находится в процессе «сотворчества», соучастия в игре, воспринимая и смысл спектакля и его зрительно-образное решение.
Но для того, чтобы принимать «активное» участие в этом процессе, зрителю необходимо понимать систему знаков и символов спектакля, он должен воспринимать предложенную «игру», включаться в эмоциональное «сотворчество». А к этому его необходимо заранее подготовить, научив восприятию. Иначе у нас в театре будет не зритель, а «публика», которая жаждет просто эффектного зрелища.
Театр способен пробудить в воспринимающем человеке очень сильные эмоции, через чувство пробудить мысль, другие чувства, помочь человеку, особенно маленькому человеку, по-другому взглянуть на мир.
«Весь мир - театр!» - утверждал великий Шекспир. Действительно, каждый человек в день разыгрывает столько ролей - не сосчитать! А дети? Еще больше, чем взрослые. Кроме ролей, которые их «заставляют» играть взрослые, они также играют самими же придуманные роли, когда играют в придуманные игры. Но зачем? Затем, чтобы лучше подготовиться к жизни, чтобы знать, как вести себя в разных ситуациях.
Так устроен наш мир. Можно понаблюдать за котенком, за щенком. Все их игры – отработка будущих навыков охоты, ухаживания и т.п., всего того, что будет необходимо во «взрослой» жизни, что обеспечит возможность жить. Человеческому детенышу намного труднее. Развитый мозг дает множество задач. Мир человеческих взаимоотношений накладывается на природный мир, заставляя ребенка остро нуждаться в помощи взрослых. Какие игры ему наиболее необходимы, ребенок пока еще не знает, вот и играет во все подряд, копируя поведение родных, сверстников, героев мультфильмов и книжных персонажей. И вот здесь ребенку требуется помощь. А больше всего ему на этом этапе может помочь именно сказка…
Создайте особенную атмосферу в помещении, где будут проходить сказочные занятия, чтобы ребенок, приходя туда, мог сразу же настроиться на определенную игру, понять, что тут от него ничего не будут требовать, наоборот, ему здесь будет интересно и весело.
Игра «на равных»
Педагогу предлагается придумать для себя какой-нибудь образ. Вы можете стать любым сказочным героем или выдуманным персонажем, главное, чтобы Вам было в нем комфортно. Для детей Ваше перевоплощение будет служить особым сигналом, означающим, что здесь, в этом помещении, им предлагают играть. Ведь нет никакого педагога, а есть человек, который уже играет в какую-то игру. Дети очень остро чувствуют подобные вещи. Достаточно взрослому просто надеть красный клоунский нос, и они моментально веселеют - принимают правила игры: раз ты хочешь быть похожим на клоуна, значит, ты нас сейчас будешь развлекать. А, следовательно, мы можем спокойно расслабиться и поиграть.
Для наших занятий образ клоуна подходит не очень, ведь речь пойдет не об искусстве цирка, а о литературе и театре. Поэтому самый простой и удобный образ педагога для наших занятий – Сказочник или Сказочница. Безусловно, такой образ позволяет чувствовать себя более уверенно - Сказочница знает все сказки, проще отстаивать свое мнение и больше авторитета, при этом. Сказочница может что-то забыть, не понять, расшалиться и т.п., что позволяет педагогу втягивать детей в обсуждение, в игру.
Безусловно, всем хорошо известно, как меняет человека костюм. Если строгой учительнице в очках просто надеть на голову разноцветный кудрявый парик, - очки тут же перестанут придавать ей строгость а, наоборот, сделают ее образ еще смешнее. Поэкспериментируйте сами с различными головными уборами и париками – вы удивитесь переменнам, которые начнут происходить с вами. Парик и головной убор могут изменить человека до неузнаваемости. Выберите тот образ, который покажется вам наиболее интересным. Костюм можно решить даже добавлением просто накидки из ткани. Очень важно, чтобы ваш головной убор и накидка не противоречили друг другу. Например, вы надеваете рыжий кудрявый парик и черную накидку. Такое сочетание парика и костюма сделает вас скорее похожим на веселую ведьмочку, чем на Сказочницу. А если к такому парику добавить накидку легких светлых тонов – получится вполне милая и интересная Сказочница.
Построение занятий
Сначала нужно прочесть и обсудить книгу. Почему? Современные дети порой даже не догадываются, что все истории, которые они видят по телевизору и компьютеру (мультфильмы, фильмы, всевозможные детские программы и пр.), сначала были кем-то написаны. Причем, были написаны именно книги - повести, рассказы, романы, а затем уже из них были созданы пьесы, сценарии, а после этого - были сняты фильмы, нарисованы мультфильмы, созданы театральные постановки.
Так неужели неинтересно узнать, как же выглядела эта история в первоисточнике? Что же придумал самый первый создатель истории -писатель? Или - что же написано в самой народной сказке, прежде чем ее начали ставить на сцене или экранизировать?
Необходимо объяснить детям, что книга несет значительно больше информации, что она интереснее любого кино или мультфильма, достаточно только научиться ее правильно читать. Читать не для кото-то, не потому, что тебе это велели, а потому, что тебе самому этот процесс доставляет большое удовольствие. И очень интересно поделиться своим мнением с другими, и совсем по-другому тогда будут воспринимаются и кино, и мультфильм и спектакль.
Читаем сказку вместе
Современные дети очень мало знают о том, как рождались сказки. Поэтому очень правильно и интересно будет начинать занятие с предложения отправиться в путешествие в ту страну, сказку которой будем потом читать. Природа той страны, в которой родилась эта сказка, быт и обычаи этого народа – все имеет значение для восприятия сказки. Желательно рассказать детям также и о времени создания сказки (сделать небольшой исторический экскурс).
Нельзя забывать, что современные дети не представляют себе условия жизни людей в те времена. Когда сочинялись сказки. Научно-технический прогресс резко изменил условия жизни людей. Мы живем в мире, который еще полвека назад мог пригрезиться только писателю-фантасту.
Но взаимоотношения людей, как ни странно, не претерпели таких изменений. Так же мы классифицируем добро и зло, также их воспринимаем. Также нуждаемся в любви и добром отношении ближнего. А ведь именно о людских взаимоотношениях и рассказывают сказки! Именно о поступках человеческих и последствиях этих поступков несут они нам информацию, помогают в увлекательной формк сказки проследить за поступками героев, увидеть последствия этих поступков, понять, как можно достойно выбраться из сложных жизненных ситуаций – то есть дают всю ту информацию. Которая так необходима ребенку! И что особенно важно – всю эту информацию он получает только в том случае, если у него хорошо развито воображение и фантазия, если он может представить себе эту историю, воспринять ее. Проанализировать и сделать выводы, соотносимые с собственной жизнью.
Эта вступительная часть не может быть в форме лекции, это должна быть тоже игра, чтобы дети не заскучали, и вместе с тем, она должна быть познавательной.
Почему важен исторический экскурс? Да потому, что ребята даже приблизительно не представляют, в каких условиях тогда жили люди. Мультфильм или фильм показывает им условия, в которых живут персонажи, но как быть, если мы читем у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке»
Что это такое «ветхая землянка»? Как она выглядит? Каково в ней жить? Мы обязательно должны объяснить это детям, иначе как можно себе это представить?
Затем предложите детям прочесть сказку. Идеально, если книг со сказкой хватит на всех. Можно, к примеру, отксерокопировать текст сказки в нужном количестве экземпляров. Почему это так важно?
Дети должны почувствовать, чтобы понять, что процесс чтения - это очень увлекательное занятие. Если книг на всех не хватает, сказку начинает читать педагог, а затем фрагментами читают дети. Очень важно передавать книгу каждому следующему ребенку с небольшим комментарием: «Спасибо, Коля. Оказывается, путешествие наших героев только начинается», или « Спасибо, Таня, только непонятно, зачем наши герои туда пошли. Но сейчас Витя поможет нам в этом разобраться». Таким образом, подчеркивая и показывая детям, как строится художественное литературное произведение.
Если же книг на всех хватает, можно, и это будет даже лучше и интереснее, превратить процесс в чтение «по ролям».
Педагог может заранее рассказать ребятам, какие герои действуют в предложенной к чтению сказке и «распределить роли». Текст «рассказчика» педагог может оставить себе, но лучше также распределить его между детьми. Например, четверо ребят будут «Сказочниками», остальные – персонажами сказки, причем на каждую роль может быть тоже по нескольку человек. Они могут читать свой текст хором, а могут по очереди. Педагог в этом случае выступает в роли «дирижера», внимательно следя за «оркестром» читающих детей и поддерживая у них интерес к чтению сказки.
Такое чтение очень нравится детям. А, уже прочитав сказку до конца, вы можете приступать к ее обсуждению. Но ни в коем случае не задавайте вопросов вроде «Что вы об этом думаете?» и т.п. Необходимо переходить к игре-обсуждению.
Игра-обсуждение
Педагог должен включить детей в обсуждение, чтобы у них начался мыслительный процесс. Наиболее удобный способ для этого – просьба что-либо объяснить. Оказывается, педагог-Сказочник не все понял в этой сказке. Что-то ему показалось неправильным, бестолковым, просто глупым. Чем более противоречащим содержанию сказки будет непонимание педагога, тем лучше, тем сильнее он спровоцирует детей на обсуждение. Они непременно постараются объяснить ему то, что он недопонял.
Так постепенно, шаг за шагом, вопрос за вопросом педагог с детьми смогут проанализировать всю сказку, причем дети ни на минуту не утратят интерес к такому обсуждению.
Для решения спорных вопросов хорошо прибегать к разыгрыванию сцен из сказки. Педагог никак не понимает, почему тот или иной герой повел себя именно таким образом, и предлагает ребятам разыграть эту сцену. Он распределяет роли среди ребят. Тем, кому не хватило ролей, дается определенное задание – или изображать природу: море, лес и т.п.; или толпу крестьян, придворных и т.п.; или выступать в качестве арбитров. Задача таких «спектаклей» - более внимательно разобрать какой-либо ключевой момент книги и одновременно дать детям возможность подвигаться, ведь им бывает крайне трудно долго сидеть на одном месте и воспринимать информацию.
Педагог также может предложить взглянуть на сказочную историю с точки зрения каждого отдельного персонажа, чтобы понять побудительные мотивы его поступков. Можно проиграть с ребятами в ситуации, в которых эти персонажи стали бы вести себя иначе, и к чему бы это могло привести.
Таким образом, в интересной игровой форме ребята смогут не только познакомиться с литературным произведением, но и проанализировать его. А также понять стилистику, задачи, заложенные в его сюжете, смогут применить полученные знания в своей собственной жизни, откроют для себя огромный и прекрасный мир художественной литературы, Все это сделает их жизнь, полнее, глубже и, несомненно, счастливее.
В игровой форме ребята смогут не только познакомиться с литературным произведением, но и проанализировать его, понять стилистику, задачи, заложенные в нем, смогут применить полученные знания в собственной жизни, откроют для себя огромный и прекрасный мир художественной литературы.
Занятие 1. Читаем сказку
Перед началом занятий по этой сказке Вам нужно подготовить две книги: «Сказку о рыбаке и его жене» братьев Гримм и «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Скорее всего, ребята Вам скажут, что прекрасно знают эту сказку. Безусловно, они приблизительно помнят сюжет. И вот здесь их подстерегает первая неожиданность. Откройте им маленький секрет, что, оказывается, сюжет своей сказки Пушкин прочитал у братьев Гримм. Здесь, конечно, необходим также небольшой экскурс в историю Германии и биографию самих братьев Гримм - великих собирателей народных сказок.
Далее предложите ребятам прочитать сказку, распределяя роли рыбака, рыбки, жены рыбака и рассказчиков среди ребят.
Вы: «Давайте вместе прочитаем эту сказку. Мне одному (- ой) не справиться, да и не интересно. Другое дело – вместе. Только, конечно, будем читать не все хором. Давайте распределим роли. Кто-то будет очевидцем-рассказчиком. Знаете, что такое «очевидец?» Это тот, кто видел какое-нибудь событие своими газами, то есть присутствовал при этом событии. Ну, а рассказчик - это тот, кто рассказывает либо о том, что видел сам, либо о том, что ему уже кто-то рассказал. По-моему, веселее будет, если мы будем читать текст рассказчика от первого лица, как очевидцы событий, как вы считаете? Как будто, мы лично присутствовали при всем происходящем….
Итак, кто хочет быть рассказчиком? Сколько желающих, столько и будет очевидцев. Будете читать по одному предложению. Как будто вместе рассказывать историю.»
Далее Вы должны распределить роли рыбака, камбалы и жены рыбака.
По Вашей команде ребята-рассказчики начинают читать. Важно поддерживать заданный тон игры и в процессе чтения, поддерживая и провоцируя ребят, которые читают сказку от имени рассказчика, своими замечаниями («Да что вы говорите?», « Не может быть!» и т.п.)
Если ребят на роли рыбака, камбалы и жены рыбака будет тоже по несколько человек, можно предложить им читать по очереди.
В процессе чтения Вам ни в коем случае нельзя отвлекаться и позволить ребятам просто дочитать сказку до конца. Сам процесс чтения должен быть не механическим, а осмысленным. К примеру, ребята читают до момента «сидел он и сидел». И тут вы говорите: ««Сидел и сидел», наверное, долго сидел. Слово-то случайно не повторяется, как думаете?» Нужно обязательно узнать мнение ребят по этому поводу. Попробовать «разыграть этот момент». Представить, как по-Вашему мнению «Сидел», попросить ребят попробовать показать, как можно «сидеть», когда ловишь рыбу.
После беседы рыбака с рыбой-камбалой, педагогу необходимо обсудить этот момент с ребятами (почему отпустил, чем руководствовался, как себя чувствовал рыбак – испугался, удивился и т.п.).
Следующий момент, требующий обсуждения – беседа рыбака с женой. Вам необходимо понять, почему она сразу захотела что-то попросить у камбалы-рыбы. Почему рыбак не захотел идти назад к рыбе. Просто лень ему было или же он руководствовался другими мотивами?
Продолжаем чтение, прерывая его после второй беседы рыбака и камбалы.
Тут у Вас вновь возникает ряд вопросов: почему море изменило цвет? Что это может означать? Непонятно. А, может быть, это специально очевидцы так говорят, чтобы нас попугать? Нет? Наверное, море все-таки как-то связано с рыбой? Отражает ее отношение к происходящему?
А что означает стишок, который читает рыбак, - это его «представление» рыбе? Так он решил ей представиться и рассказать, что ему нужно? А еще этот стишок как-то похож на «заклинание», как будто рыбак ворожит, призывая рыбу. Его даже можно попробовать произнести на разные лады. Как рыбак излагает рыбе просьбу? Что он испытывает при этом (стыд, неудобство, уверенность в своей правоте?).
Читаем следующий отрывок о беседе рыбака с женой. Педагог вмешивается после слов о том, что они пошли спать. Ваши вопросы:
Довольна ли жена? А сам рыбак?
Читаем следующий фрагмент о том, какая беседа состоялась у рыбака с женой через пару недель. Необходимо отметить, изменилась ли манера обращения жены к рыбаку, изменилось ли отношение самого рыбака к походу к рыбе.
Читаем следующий фрагмент – беседа рыбака с рыбой. Отмечаем изменение цвета моря. Замечаем, что рыба стала немногословной.
Читаем фрагмент прихода рыбака к жене до ухода на сон. Необходимо отметить подробное описание прекрасного замка, отношение жены рыбака и самого рыбака ко всему происходящему.
Читаем далее до ухода рыбака к морю. Сколько времени прошло на этот раз до появления нового желания у жены рыбака? Отмечаем изменение манеры разговора.
Читаем фрагмент про приход рыбака к морю и совсем краткую беседу рыбки с ним. Отмечаем изменение моря.
После прочтения следующего фрагмента (приход рыбака к жене и новый уход к рыбе), Вы акцентируете внимание детей на том, что на этот раз от одной просьбы до другой проходит совсем мало времени. Жена рыбака пробыла королевой до его возвращения домой после разговора с рыбкой, и сразу же захотела стать императрицей, даже не успев толком «покоролевствовать».
Читаем фрагмент беседы рыбака и рыбы, акцентируя внимание на изменении моря и душевных терзаниях рыбака.
После прочтения следующей беседы рыбака с женой, Вам следует обратить внимание детей на то, как подробно и интересно описаны императорские покои, как тщательно все разглядывает рыбак, как старается убедить жену, что она прекрасно выглядит, как пытается ее вразумить, спорит с ней. Как изменился характер жены, замечает ли она все красоты, которые ей дало императорское звание, зачем ей оно? Нужно объяснить ребятам, кто такой римский папа. Ужаснуться, что жена захотела уж и вовсе невозможного - возглавить Римскую католическую церковь, которую и возглавлять-то может только мужчина.
Читая следующий фрагмент, обычно сами дети отмечают изменившийся цвет моря. А Вы и не знаете уже, сочувствовать рыбаку или нет?
Читаем фрагмент сказки, в котором жена, ставшая Римским Папой, хочет стать Богом. Должность римского папы ей, явно, никакой радости не принесла («сидит истуканом»). Необходимо отдельно остановиться на моменте, когда жена вынуждена взять тайм-аут - не может придумать, кем бы ей еще стать.
В сказке говорится, что ей мешает уснуть жадность. В чем же заключается ее жадность? Можно ли посчитать, что ее жизнь стала счастливее оттого, что все ее желания стали исполняться? Вы можете спровоцировать ребят, задав вопрос: «Может, и в самом деле рыба может сделать жену рыбака и Богом, раз сделала ее уже Римским Папой?» Очень интересно слушать рассуждения ребят по этому поводу. И все же, зачем жене рыбака все это нужно? Как сказалась на ее поведении и характере возможность исполнения всех желаний?
Читаем последний, финальный отрывок. Задержите внимание ребят на описании моря. Очень интересна и финальная фраза сказки «Так сидят они там и доныне». Рыбак тоже оказался наказан.
Закончить чтение нужно благодарностью всем участникам.
Но некоторые моменты сказки по-прежнему остались Вам «непонятны».
И Вы предлагаете ребятам разыграть некоторые фрагменты сказки в лицах (беседы рыбака с женой, как изменяется их поведение в зависимости от разных бесед, беседы с рыбкой).
На прощание попросите ребят обсудить эту сказку дома с родителями. А на следующем занятии расспросите их о том, что думают их родители по поводу прочитанной сказки, согласились ли они с мнением детей. Затем предложите детям прочитать таким же образом сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Вначале также обязателен небольшой исторический экскурс в историю нашей страны. Чтение проходит по тому же принципу, что и чтение предыдущей сказки. После прочтения ребятами разыгрываются некоторые фрагменты сказки, оставшиеся «непонятными» Вам. После занятия вновь предложите ребятам обсудить сказку с родителями.
Анализ спектакля.
Здесь задача педагога заключается в погружении детей в атмосферу увиденного спектакля. Вы должны вместе с ними разобраться, о чем был спектакль, почему так, а не иначе вели себя герои, насколько их поведение совпадает или отличается от поведения героев сказки. Ребята снова вспоминают книгу. Снова можно и нужно разыгрывать фрагменты сказки, анализируя уже не только само литературное произведение, но и произведение театрального искусства – увиденный спектакль. Разбирать, насколько этот спектакль совпадает или отличается от их видения, обсуждать актерское исполнение, насколько интересно и почему именно так исполнены артистами их роли, насколько убедительны созданные ими образы; обсуждать сценографическое решение (декорации, реквизит, костюмы), и музыкальную составляющую спектакля.
Возможно, ребятам захочется поставить свой спектакль по этой сказке – и это прекрасно! Вместе создаем декорации, костюмы, реквизит. Решаем, как будет выглядеть этот спектакль. Важно, чтобы педагог не брал на себя роль режиссера – он является всего лишь сказочным помощником. Просто Вы знаете немного больше, и можете помочь ребятам. Режиссура, сценография, подбор музыки, распределение ролей и исполнение должно производиться самими ребятами, Ваша задача, как педагога - спровоцировать их на увлеченность этим процессом.
Такая «игра в театр» намного больше поможет ребятам понять и полюбить театральное искусство, чем даже занятия в специализированной театральной студии. Наша задача не увлечь детей работой в театре, наша задача – показать, насколько интересно это искусство, как много может оно дать человеку, насколько более интересной и полной может стать его жизнь.
Создание общих художественных произведений позволяет ребятам развивать коммуникативные способности, еще раз возвращает их к прочитанным книгам и увиденным спектаклям, дополнительно провоцирует их на собственное творчество.
И, пожалуй, самое важное в этих занятиях.
Уважаемые педагоги! Будьте очень осторожны. Ни в коем случае не давайте оценки способностям и возможностям детей.
Эти занятия призваны открыть перед человеком прекрасный мир литературы и театра, помочь маленькому человеку в нем ориентироваться, помочь ребенку обнаружить ту великую пользу и помощь, которую ему может оказать искусство.
А для этого не нужны «данные» и «способности». Для этого нужно только желание и интерес, который мы и призваны пробудить в подрастающем человеке.
Жизнь человека – величайшая ценность. Все мы хотим, чтобы жизнь наших детей была прекрасна.
И только от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы передать своим детям лучший опыт, накопленный предыдущими поколениями, сможем ли мы помочь им прожить их жизнь достойными, умными, развитыми и счастливыми гражданами своей великой страны.
МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Редактор Т.А. Майол