III. Правила поведения в музее.
– В музее нужно вести себя культурно, не кричать, разговаривать тихо. Экскурсовод расскажет вам много интересного, а вы должны внимательно слушать и не перебивать. Если хотите задать вопрос, то можно это сделать позже.
– Кто такой экскурсовод?
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам, то есть участникам экскурсии.
Экскурсовод познакомит вас с различными экспонатами.
– Что такое экспонат?
Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее.
IV. Экскурсия в музей.
Учитель организует поход в художественный музей с проведением экскурсии на 15–20 минут.
V. Самостоятельное рассматривание произведений искусства.
Учитель рассказывает, обращает внимание детей на произведения искусства, отвечает на вопросы, возникающие у детей при самостоятельном рассматривании.
1. Рассматривание картин.
– Перед вами картина выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана «Березовая роща», которая посвящена изображению одного из уголков березовой рощи. На первом плане мы видим несколько белоствольных березок и высокую сочную траву. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев березы. В картине художник очень точно находит цветовые и тональные отношения стволов берез (на свету и в тени) и травы, листьев деревьев. От картины веет радостным, праздничным настроением яркого летнего дня.
– Что вам понравилось в картине?
2. Ознакомление с декоративными изделиями.
– Рассмотрите произведения народных мастеров.
– Что вы видите? (Деревянные игрушки.)
Деревянная матрешка – знаменитый национальный сувенир. Если откроете матрешку, то внутри найдете еще несколько. Первую матрешку создал русский художник Сергей Малютин. В 1898 г. в Москве на ярмарке он приобрел деревянную куклу в форме яйца, которую можно было раскрыть, а внутри обнаружить другую. На токарную форму было нанесено изображение седоусого старика. Игрушка была расписана блеклыми красками. Сергей Малютин попросил токаря изготовить форму, а расписал игрушку по-своему. Это была славная милая девочка в русском сарафанчике, понизу которого шли бледные цветочки. С тех пор эта кукла приобрела популярность. Сегодня матрешек расписывают в Семеновском районе, в селах Полхов Майдан и Крутец Горьковской области, в городе Загорске и других. Любопытно, что матрешки, сделанные в различных местах нашей страны, отличаются друг от друга, но все они яркие и красивые.
VI. Итог урока.
– Какое впечатление произвела на вас экскурсия в музей?
– Что вам понравилось?
– Что запомнилось больше всего?
– Хотите ли вы еще раз посетить музей?
Знакомство с Мастером Украшения
Урок 12
мир полон украшений
Цели: познакомить с новым видом художественной деятельности и Мастером Украшения; развивать эстетический вкус, творческое воображение.
Оборудование: гуашь, кисти; фотографии с изображением различных украшений; иллюстрации или фотографии с изображением цветов; запись песни «О волшебном цветке».
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним Мастером. А вот как его зовут, вы узнаете позже.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Тема нашего занятия «Мир полон украшений». Что такое украшения, как вы думаете?
– Приходилось ли вам когда-нибудь что-то украшать?
– Украшения всюду вокруг нас – украшена орнаментами одежда, игрушки, дома, комнаты, посуда и другие различные предметы. Делать предметы неповторимыми, красивыми нам помогает Мастер Украшения. Он веселый, добрый волшебник, искренне желающий сделать мир краше.
Слово украсить – это придать чему-нибудь или кому-нибудь красивый вид, сделать наряднее.
– Вспомните, Мастер Изображения познакомил нас с чудесными картинами художников. Одна из них картина Царевна-Лебедь. Автор картины М. Врубель.
Давайте рассмотрим ее еще раз и найдем в ней украшения. Что вы заметили? (Красивое сплетение металла и драгоценных камней в короне, украшения на руках и др.)
2. Работа по учебнику.
– Откройте, с. 44 и 45 учебника. Какие украшения нарисованы? Где вы видели подобные украшения?
– Какие украшения окружают вас дома, на улице, в школе?
– Встречали ли вы их в сказках?
– Вспомните, в каких именно, опишите эпизоды из этих сказок.
– Рассмотрите иллюстрации из сказок на доске. Назовите сказки, опишите украшения.
Вывод. Украшения окружают нас повсюду, они делают наш мир краше, прелестнее и разнообразнее.
– Откройте с. 48 учебника. Что вы видите на картинке?
– Цветы удивительно красивы и они тоже украшены: необычные узорчатые лепестки, резные листочки, тычинки.
– Какие цветы вам нравятся?
– Цветок является украшением нашей Земли.
– Послушайте песню о волшебном цветке на слова М. Пляцковского и музыку Ю. Чичкова и полюбуйтесь изображениями цветов на фотографиях и иллюстрациях.
Есть на свете цветок алый, алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
Может, там за седьмым перевалом
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далек,
Отыскать на земле небывалый,
Самый, самый красивый цветок.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
– О чем эта песня?
– О каком цветке идет речь? (О волшебном.)
– Какой он этот волшебный цветок? Каким вы себе его представляете.
цветы
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны –
Пусть растут для нашей мамы!
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
IV. Педагогический рисунок.
– Располагаю вертикально лист бумаги. Размечаю высоту цветка, рисую в середине кружок – это центр цветка. Теперь рисую лепестки с заостренными краями.
– Вы пофантазируете и нарисуете свои формы лепестков, листочков.
– После карандашного рисунка приступайте к раскрашиванию красками. Какие краски будете использовать – гуашь или акварель?
– Что будете делать, если захотите получить новый цвет?