Тема: «Вязание крючком. Схематическое изображение узора. Беседа ” Профессия вязальщицы”. Декоративные элементы интерьера панно « Полевые цветы»
Цель:развитие творческих способностей обучающихся через освоение навыков вязания крючком.
Задачи:
образовательная -овладение специальными умениями, необходимыми для вязания крючком;
воспитательная -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности и целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.
развивающая -развитие познавательных интересов, творческого мышления, пространственного воображения через ознакомление с историей развития вязания;
здоровьесберегающая -вести целенаправленную работу по сбережению здоровья учащихся
Ход урока.
Организационная часть.
Изучение нового материала.
Ученица 1.
Посмотрите, посмотрите-
Вяжет бабушка мне свитер,
А у бабушкиных ног
Как живой лежит клубок.
Серый,
Круглые бока
У пушистого клубка.
И бежит он к двери прытко,
Словно в сказке колобок.
Убежал бы,
Только нитка
Не пускает за порог.
Учитель:
Сегодня, как вы уже поняли, речь пойдёт о вязании. Вязание всегда было и остаётся одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. И корни вязания уходят далеко в прошлое. А кто из вас уже знает что- нибудь о вязании?
Ученица 2:
Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками…вязаный детский носок. Причём большой палец был вывязан как в перчатке, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие современных плетёных шлёпанцев. Возраст носка около пяти тысяч лет.
Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, но ночи бывают холодными, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. В начале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть.
Когда рано утром пастухи уходили на пастбища, они непременно брали с собой клубок и спицы. Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.
Учитель:
Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить вечера в своих замках за вязанием.
Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев – вязаный берет – насчитывает много веков. Во Франции ручное вязание с 18 века становится весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В 14- 15 веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.
Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.
О вязании сложены не только стихи, но существует множество загадок. Девочки, а знаете ли вы загадки о вязании?
Ученица 3:
Чем больше крутиться,
Тем меньше становится.
(Клубок)
Ученица 4:
Маленькое, кругленькое-
За хвост не поднять.
(Клубок).
Ученица 5:
Лежит старый дед,
В двести крестов одет.
Он без рук и без ног,
А под лавку скок!
(Клубок).
Учитель:
А кто знает стихи о вязании?
Ученица 7:
Весёлый помощник
У Алёнки есть крючок-
Весельчак – весельчачок:
Сам разутый, голый,
Но всегда весёлый,
Потому что всех подряд
Одевает…Вот и рад!
На столе клубочков семь:
Папе свяжем синий шлем,
Бабушке - платочек
И пару чулочек.
Полушалок – маме,
С яркими цветами.
Деду свяжем мы кисет-
Подберём красивый цвет.
Брату свяжем поясок,
Чтобы ростом был высок.
Ну а моднице – сестрице-
В жёлтых розах рукавицы.
Э. Огнецвет.
Учитель:
Вязание крючком известно давно. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней и стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных и необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить , умея вязать. Научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами. Для вязания крючком пригодны все нитки: катушечные, «ромашка», ирис, гарус, мулине, синтетические, шерстяные
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. (от 1 до 6мм).
Крючки диаметром 3-6мм употребляются для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкие крючки – 1, 5-2,5 мм в диаметре. Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами.
Плотное вязаное полотно можно получить, если взять толстые нитки и тонкий крючок. Если толщина крючка почти в два раза больше толщины ниток, крючок подобран правильно. Крючки бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.
Толстый теплый шарф, например, вяжут толстым крючком, кружева – тонким, который чуть-чуть толще иголки.
Учиться вязать лучше всего со средним крючком. Важна только, чтобы натки тоже были средние – не толстые и не тонкие. Потому что толстую нитку таким крючком сложно захватить, а из очень тонких будет получаться слишком большие петли, и вязание будет неровным, некрасивым.
Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями.
○ - воздушная петля
х - столбик без накида
I - полустолбик без накида
┼ - столбик с накидом
┬ - полустолбик с накидом
╪ - столбик с двумя накидами
○○○ - цепочка из воздушных петель
Правила работы
На рабочем месте должен быть порядок
Работать при хорошем освещении. При тусклом свете быстро устают глаза и сложно следить за рисунком вязания.
Руки должны быть чистыми и сухими. От грязных рук нитки, особенно светлые, пачкаются.
Нитки
Для вязания можно пользоваться различными нитками. Для тонких работ нужны простые нитки – льняные и х/б, они намотаны на катушки. Такими нитками можно обвязать край платочка, выполнить кружевную кайму. Ники гарус, яркие, «ромашка», можно использовать для вязания более серьезных изделий (салфетки, шапочки, кофточки и т.д.), шерстяная пряжа нужна чтобы связать теплые вещи (рукавички, шарф, шапочку и т.д.), кроме простых и шерстяных, бывают еще искусственные и синтетические нитки. Из них вязать трудно, потому что сильно тянутся.
Крючок
Состоит из ручки и носика крючка, который захватывает нитку и делает из нее петли. Крючок должен быть не очень острый, но и не очень тупой, такой, чтобы хорошо прокалывать вязание. Крючок должен быть примерно в два раза толще нити
Закрепление
- Что вы знаете об истории развития вязания крючком?
- Как правильно подобрать крючок для вязания?
- Какие условные обозначения вы знаете?
- Расшифруйте карточки – задания.
Вводный инструктаж.
Основные приёмы вязания крючком (приложение №3).
Правила техники безопасности при работе крючком (приложение №4).