К эмоциональной компетенции относится
фиксация своих ощущений и эмоций при восприятии произведений искусства и мира вокруг себя;
телесно-эмоциональная идентификация с другим (артефактом культуры).
К восприятию художественного образа относится
распознавание интонаций и настроений в произведениях искусства и выделение ведущей интонации, доминирующего настроения;
выбор фактуры и материала для доминирующего настроения;
перевод художественного образа в другую языковую систему искусства;
поиск в видимых формах и явлениях природы выражения характера или настроения;
описание художественного образа прилагательными, выражающими настроение, внутреннее состояние, психологическую характеристику;
отражение объективных характеристик предмета (факта, явления) в субъективном описании (выражении);
подбор интонационно созвучных произведений разных видов искусств.
Чтение художественного образа предполагает
установление связей между «чувственной тканью» и воздействующими художественно-выразительными средствами;
построение ассоциативных рядов; оживление персонажей;
сравнение и сопоставление произведений, близких по тематике, мотивам, сюжетам.
На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему, в том числе в разных видах искусства.
На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию различных настроений с использованием специальной лексики и искусствоведческих терминов.
Третий тип заданий
направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, а также на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задания этого типа направлены на выявление как общей культуры участника, так и на его умение анализировать конкретное произведение искусства. Если на школьном этапе участнику предлагалось проанализировать произведение искусства, определив его по фрагменту, и назвать его автора, то на муниципальном этапе задание может усложниться предложением назвать другие произведения этого же автора, описать и проанализировать общую композицию произведения; дать расширенные сведения о творчестве автора, характерные особенности творческого почерка художника, культурно-исторической эпохе, жанре, стиле и т.п. На муниципальном этапе задание усложняют предложением для работы не только одного, но и нескольких менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ с предложением дать их сопоставительный анализ.
Задания регионального и заключительного этапов этого типа могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены предложением сопоставительного анализа и заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи, а также заданиями творческого характера. На этих этапах материалом заданий могут стать явления современного искусства и массовой культуры.
Четвертый тип заданий
направлен на выявление уровня развития информационно-коммуникативной компетенции: на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей, например, способности самостоятельного структурирования и осмысления нужной информации, связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, а также на выявление способности предъявления результатов работы в нужной форме.
Четвертый тип заданий может включать задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства, которые могут быть осложнены предложением продолжить ряд признаков или названных явлений или исключить из ряда признак или название, не соответствующее ряду. Задания определяют уровень не только знаний искусствоведческих терминов, названий и признаков направлений в искусстве, жанровой принадлежности произведений, но и в целом сформированности понимания целостности художественного явления, его исторического места и стилевой принадлежности. На последующих этапах олимпиады задания этого типа могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по включению в них новых явлений художественной культуры, не относящихся к классическому наследию, а также представляющих собой и явления массовой культуры. Задания этого типа могут включать элементы проектной деятельности.