Тема 9. Креативные технологии в выставочной деятельности

Рассмотрим методы организации выставок, психотехнологии и органи-зации торговых ярмарок, стендов и экспонатов.

современном сервисе большинство предпринимателей принимают участие в выставках, используя для продвижения своей выставочной экспозиции рекламные технологии. Учитывая высокую конкуренцию, для эффективного участия в выставках сегодня необходимо использовать инновационные методы технологии опережающего воздействия на рынок. Взападных странах все инновационные тенденции формируют корпус совершенно новых технологий (High-humу), адекватных реалиям информацион-ного общества в противовес High-tech. Креативные технологии High-humу бази-руются на обычных информационных и коммуникационных технологиях, но упор делается на интерактивную и креативную составляющие коммуникации, в то время как информационная компонента отходит на второй план. Эти техно-логии отличаются изменчивостью и адаптивностью к условиям среды.

Выставки можно рассматривать как форму маркетинговых коммуника-ций, к которым зарубежные авторы (Ф. Котлер и др.) относят:

– рекламу;

– стимулирование сбыта;

– связи с общественностью;

– личные продажи;

– прямой маркетинг.

Во многих работах российских специалистов выставки как инструмент маркетинговых коммуникаций выделяются отдельно, хотя западные исследова-тели относят их к методам стимулирования сбыта.

В условиях все возрастающей конкуренции компании большое внимание стали уделять конкурированию в коммуникационной и эмоциональной подаче информации, в демонстрации потребителю выгод от приобретения тех или иных товаров и услуг. При этом выставочные мероприятия являются качественным и многофункциональным средством в продвижении товара/услуг, той коммуника-тивной площадкой, где можно активно донести информацию до целевой ауди-тории. Выставки выделяются в отдельную форму маркетинговой коммуникации еще и потому, что они включают в себя практически все вышеуказанные формы: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг – информирование клиентов, партнеров, участников о пред-стоящей выставке.

Поэтому в современном бизнесе, производстве и сервисе выставки заня-ли важное место в комплексе маркетинговых коммуникаций предприятия.

В последнее время все больше предприятий обращают внимание на вы-ставочную деятельность как инструмент продвижения производимой продук-ции/услуг или бренда. Выставки выступают в качестве самого эффективного метода продаж, отдача от которого порой намного выше, чем от прямых продаж. Причем каждая выставка отражает в концентрированном виде рынок соответст-вующих товаров и услуг, тенденции и перспективы развития отрасли. Нo при этом без учета особенностей и специфики рынка выставка может стать затрат-ным и бессмысленным мероприятием.

Функции выставок. Моделирование актуальной рыночной ситуации. На выставке представлено большинство «игроков» рынка в данной товарной группе, что позволяет оценить их сильные и слабые стороны, широту и качество ассортимента их продукции, уровень цен и пр.:

1) выставки обеспечивают установление непосредственного контакта продавца и покупателя. Причем на выставке существует множество возможностей для презентации компании и ее продукта, расширения представлений по-требителей о предложениях экспонента;

2) установление контактов с представителями средств массовой информации;

3) исследование конкурентной среды.

Выставки могут носить информационный и торговый характер. Сущест-вуют ежегодные и сезонные выставки, а также периодические и разовые. Кроме того, они бывают городскими, региональными, межрегиональными, националь-ными и международными, а также отраслевыми, многоотраслевыми, специали-зированными и универсальными. Конкретный тип выставки влияет на построе-ние программы подготовки к выставке и участия в ней.

Креативные технологии в выставочной деятельности. Креативмаркетинг основывается на исследовании креативных предпочтений целевой группы, их сопряженности с социокультурными стереотипами, диктующими типы поведенческого реагирования и мотивационные факторы потребления в ответ на визуальные, семиотические, смысловые, звуковые коды. Затем определяются моти-вы, при которых потребитель приобретает товар или услугу, т.е. определяется «мо-тивационный порог целевой аудитории». В дальнейшем, опираясь на проведенные исследования, разрабатывается маркетинговая креативная стратегия программы продвижения марки, бренда, продукта или услуги.

Как отмечает А. Двоскин, маркетинговая креативная стратегия должна строиться по модульному принципу и содержать три основные программные ли-нии: консервативную; аффективную и комбинированную. В каждой линии генерируются три блока: смысловой,лексический,текстовый и звуковой блок контента

(статьи для прессы, слоганы, обращения, пресс-релизы, сценарии аудиороликов и проч.); визуальный,сюжетный и колористический блок (модели плакатов, цвето-

вых рядов, логотипов, сценарии видеороликов и т.д.); динамический и технологиче-ский блок(особенности организации продаж,оформления мест наибольшего спро-са, промоушен акции, выставки и т.д.). В дальнейшем осуществляется анализ разра-ботанной стратегии, с помощью тестовых мини-игр, проведения фокус-групп с при-менением психотехнических методик. На завершающем этапе определяется креа-тивный потенциал маркетинговой стратегии (месседж-пакета), ее влияние на моти-вационный порог целевой аудитории

А. Двоскин выделяет отличительные особенности креативных технологий в маркетинговых коммуникациях:

исследование креативных предпочтений целевой аудитории;

определение мотивационного порога целевой группы, ее ригидности и уровня информационной насыщенности носителей сообщения. При этом моти-вационный порог – это максимальный уровень мотивов, при котором покупается товар/услуга. Ригидность характеризуется суммой факторов, мешающих при-нять решение о покупке;

использование результатов исследования креативных предпочтений целевой аудитории на стадии разработки программы продвижения продук-та/услуги;

тестирование выбранной стратегии, которое может осуществляться путем проведения фокус-групп, организации «креативных мини-игр» и прочими методами;

определение креативного потенциала выбранной стратегии, то есть ее

влияния на мотивационный порог потребителей, а также проверка восприятия

ими сообщения и выявление разницы между задуманным сообщением и его ин-терпретацией потребителями.

6) модульный принцип построения программы продвижения: программа выстраивается по нескольким линиям развития, каждую из линий составляют три содержательных блока.

Американский исследователь креативных стратегий в маркетинге и рек-

ламе Ч. Фрейзер выделяет рационалистические и проекционные стратегии:

родовые стратегии –описывают такие характеристики товара,кото-рые могут быть воспроизведены любым брендом товарной категории, не выде-ляют товар среди конкурентных, работают лучше всего, если бренд доминирует на рынке (например, реклама автомобилей бизнес-класса);

стратегии преимущества –восхваляют продукт,услуги или их поль-зу для потребителя; подходят для новых и развивающихся категорий товара; то-вар не носит уникального характера (например, реклама Даниссимо);

стратегия уникального торгового предложения –выделяет значи-

мые, важные, уникальные для потребителя черты продукта; подразумевает на-личие уникальных свойств товара – это должно быть что-то, что конкуренты не смогли бы или не захотели повторить;

стратегия позиционирования –при этом позиционируется продуктили услуга с учетом товаров конкурентов; это может быть лучшим способом, чтобы атаковать рыночного лидера (реклама Fiat Grande Punto, его позициони-рование как первого «мужского» автомобиля в классе В).

Проекционные стратегии – это стратегии,в которых сообщение создаетпсихологически важные отличительные черты товара и воздействует на эмоции потребителя:

имидж бренда – обосновывается превосходство товара или услуги, их отличия от подобных, базирующиеся на психологических выгодах клиента; товар становится символом определенного психологического типа человека; требует ана-лиза психологических характеристик целевой группы и создания на их основе цельного образа для конкретной аудитории (примером может служить реклама си-гарет LM со слоганом «Почувствуй вкус, объединяющий мир»);

стратегия резонанса – показывает обстановку, ситуации, эмоции, имеющие отношение к реальному или воображаемому опыту группы потребите-лей; формирует совпадение идеи сообщения с образами, имеющимися у потре-бителей. Основное отличие от создания имиджа бренда в том, что не создается связи между товаром и определенным образом человека;

аффективная стратегия – основывается на том, что любая эмоцио-нальная реакция прорывается через равнодушие и меняет восприятие продукта, должна вызвать у клиентов эмоции и соучастие. При этом часто используется юмор и другие приемы, способствующие возникновению эмоциональной реак-ции на рекламу.

Для того чтобы участие в выставке было максимально эффективным средством маркетинговых коммуникаций, фирмам необходимо заранее плани-ровать свое участие. Выделяют шесть основных этапов подготовки и участия в выставке:

1. Принятие решения об участии в выставке.

2. Определение целей участия.

3. Выбор конкретной выставки.

4. Подготовка к участию – разработка проекта.

Работа в ходе функционирования выставки.

Анализ итогов.

В среднем на участие в выставке затрачивается около 40% маркетинго-вого бюджета компании.

Постановка целей предполагает сбор фактов, информации, потребно-стей, мнений, определение того, что следует включить в проект и что исклю-чить. Причем определяя задачи проекта, вы должны заранее понимать, как его результаты смогут быть оценены с помощью Smart-теста.

    Таблица 11
  Критерии постановки целей
     
Критерии Понятие критерия Вопрос теста
     
Specific Конкретность Определено ли, что относится к
    цели?
     
Measurable Измеримость Измеримы ли результаты по за-
    вершении проекта?
     
Achievable Достижимость Выполнима ли физическая рабо-
    та в полном объеме, несмотря на
    трудности?
     
Rewarding Выгодность Какая польза от проекта для ор-
    ганизации в целом и команды в
    частности?
     
Time-bound Временные рамки Когда проект необходимо
    завершить?
     

Цели участия: поиск новых рынков, выведение нового товара на рынок и определение возможного спроса на него, презентация фирмы и ее продуктов, расширение числа потребителей (возможность охватить значительную часть це-левой аудитории), повышение уровня информированности существующих и по-тенциальных потребителей о фирме и ее продуктах (услугах), исследование по-требительских предпочтений, анализ конкурентной среды, позиционирование своих продуктов (услуг) относительно конкурентов, формирование или укреп-ление имиджа организации, поиск новых партнеров, непосредственный сбыт продукции или оказание услуг.

Как отмечают О. Кудряшко и Е. Голубкова, многие производители, при-ходя на выставку, совершают однотипную ошибку – не уделяют достаточно внимания особенностям рынка и самой выставке. Основные цели, ради которых фирма планирует участвовать в выставке, практически можно свести к несколь-ким важным направлениям:

а) увеличение объема продаж; б) демонстрация своих достижений (продемонстрировать новые услуги,товары и их основные технические характеристики, раздать информационные материалы);в) позиционирование на рынке;

д) формирование имиджа (увеличить узнаваемость предприятия, для имеющихся клиентов поддержать положительный имидж компании, для тех, кто не знает о компании, – сформировать имидж надежного предприятия);

е) поиск новых партнеров и клиентов (поддержать и развить связи с су-ществующими клиентами; партнеры: провести переговоры с потенциальными поставщиками материалов, найти потенциальных крупных клиентов, найти по-тенциальных дилеров и подписать с ними протокол о намерениях по совместной деятельности);

ж) изучение конкурентов (оценить сильные и слабые стороны конкурен-тов, выявить новых конкурентов, сравнить себя с конкурентами).

При этом каждая цель должна быть измерима и определена во време-ни. Проектировать (с англ. to project) – это значит предлагать или планиро-вать, бросаться вперед, переноситься в воображении, делать предсказания, определить концепцию и программу участия, то есть разработать проект уча-стия.

После того как принято решение об участии, необходимо решить орга-низационные вопросы, иначе говоря, необходимо управлять проектом. В данном случае управление предполагает координацию множества основных действий, выполняемых людьми.

Каждый проект обычно имеет четыре основные стадии:

Установление качественных и количественных целей.

Планирование и распределение временных затрат.

Исполнение плана.

Оценка результатов.

Таким образом, первым шагом в управлении проектом должно стать оп-ределение его целей и формулирование задач.

Определяя задачи, надо подходить «от результата», то есть члены ко-манды должны обсудить и всесторонне оценить конечный результат до его по-лучения, учесть все возможные факторы. Необходимо оценить положение дел до начала проекта и определиться с тем, как вы желаете видеть ситуацию по за-вершении проекта.

На стадии определения задач проекта требуемая информация подразде-ляется на четыре категории:

Временные ресурсы: оценивается, сколько имеется времени для орга-низации мероприятия, что произойдет, если все оставить без изменений?

Финансовые ресурсы: оценивается, сколько денежных средств необхо-димо для реализации проекта и каким образом можно сэкономить.

Качественные стандарты оценки: в соответствии с какими стандарта-ми следует измерять результат? При этом необходимо определиться с предпола-гаемыми результатами, с тем, кто отвечает за качество каждого показателя, ко-гда будет проверяться качество каждого показателя: на начальной стадии, в про-цессе реализации или по завершении проекта? Какой уровень дефектов может быть приемлем? Какие необходимы меры, чтобы качество было гарантировано на каждой стадии проектной деятельности?

Количественные показатели: сколько необходимо людей для реализа-ции проекта? На какой период времени они нужны? Какое оборудование необ-ходимо каждому исполнителю? Какова вероятность того, что понадобятся до-полнительные резервы? Что произойдет, если жертвовать качеством ради коли-чества?

Осуществляя определение задач, следует проводить swot-анализ, оцени-вая сильные и слабые стороны каждого фактора, возможности проекта и пред-полагаемые угрозы.

Факторы оценки: люди/искусство управления; необходимое помеще-ние и оборудование; технологии; навыки в области маркетинга и организации продаж; репутация/имидж; финансовые ресурсы.

К. Познер и М. Эпплгард рекомендуют при этом для анализа возможных проблем и препятствий в реализации проекта использовать метод 5М-анализ:

Machinery – оборудование; Manpower – люди; Materials – материалы; Methods – методы;

Money – деньги.

Шаг второй – планирование проекта, предполагает рассмотрение предложенных вариантов проектной деятельности, оценку ресурсов, принятие решения, запись плана.

Таким образом, разрабатывая проект, следует:

– осуществить отбор и подготовку персонала для работы;

– определить размеры необходимых выставочных площадей;

– разработать планы: маркетинговый и рекламной кампании;

– планировать бюджет;

– установить контакт с организаторами выставки;

– решить вопрос о страховании экспонатов и сотрудников;

– отобрать экспонаты, составить их перечень;

– разработать план экспозиции – выставочных стендов с учетом выде-ленных площадей и других возможностей (электроснабжения и пр.);

На подготовительном этапе значительное внимание должно быть уделе-но рекламной кампании, включающей ряд мероприятий:

– включение в официальный каталог выставки;

– публикации в периодических изданиях, ориентированных на целевую аудиторию выставки;

– рассылка приглашений потенциальным посетителям.

Важное значение при организации выставки имеют отбор и подготовка персонала. Формируя проектную команду, помните, что при этом возможны два подхода:

Подход, ориентированный на людей, ставит на первое место человека, предполагает поощрение перемен, терпимость членов команды друг к другу.

Подход, ориентированный на задачу, ставит людей на второе место и обычно применяется, когда малы сроки. Причем практика задания все более не-реальных и рискованных сроков входит в норму. В подобных ситуациях от ис-полнителей трудно добиться терпимости и сосредоточенности и приходится прибегать к кризисному управлению.

В процессе реализации проекта важно достичь баланса между этими под-ходами, но стараться ставить на первое место человека.

Рассматривая возможные варианты, К. Познер и М. Эпплгард рекомен-дуют применять 5 «С» принципов принятия решения:

Consider (рассматривайте) – определение целей и задач;

Consult (консультируйтсь) – проведение «мозгового штурма»;

Crunch (завершайте) – записать все предложенные варианты и при-нять решение;

Communicate (общайтесь) – проведение брифингов с анализом о том, почему, на кого, на что данное решение повлияет;

Check (контролируйте) – проводите выборочные проверки для на-блюдения за эффективностью, оцените воздействие решения и предпринимайте все действия для корректировки.

К. Познер и М. Эпплгард рекомендуют при формировании команды учи-тывать, что каждый человек демонстрирует в процессе деятельности разные стили поведения и разные командные роли. Они приводят характеристику типо-логии человека в контексте ее командной роли.

  Таблица 12
Характеристика индивидуумов на основе типа командной роли
   
Тип командной роли Характеристика
   
Координатор Поясняет цели и способствует принятию совместных реше-
  ний, может приводить к «блужданию» в процессе обсужде-
  ния
   
Мотиватор Побуждает людей к деятельности, стремится идти путем
  перемен, но от каждого ожидает немедленного изменения
  поведения
   
Реализатор Обращает идеи в практические действия, но может оказать-
  ся невосприимчив к тому, что сделано другими
   
Генератор идей Проявляет творчество и оригинальность в своем подходе,
  но может быть безразличен к тому, как следует реализовать
  данный план
   
Исследователь ресур- Изучает, как другие команды выполняют работу, но утра-
сов чивает энтузиазм по окончании стадии планирования
   
Вдохновитель команды Воодушевляет и поддерживает других, но склонен к избе-
  ганию конфликтов в ущерб проекту
   
Аналитик Видит все варианты и вехи на пути, но при этом не облада-
  ет способностью вдохновить других
   
Контролер Стремится к тому, чтобы перемены произошли вовремя, но
  хочет осуществить это сам и будет чрезмерно озабочен ре-
  зультатами
   

При отборе необходимо привлечь профессионально компетентных, коммуникабельных, с привлекательной внешностью и стрессоустойчивых сотрудников, При этом важно разделить полномочия и ответственность. Необходимо назначить ответственного за работу выставочного стенда, который будет коор-динировать работу всего персонала, задействованного в проведении выставки. Считается, что на стенде должны работать как минимум два специалиста, что способствует установлению контактов с несколькими посетителями одновременно. Полезно иметь запасной состав стендистов для обеспечения взаимозаменяемости.

Данный этап предполагает, максимально придерживаясь начального плана, организацию работы с участниками команды и клиентами, осуществление мониторинга контрольных точек, чтобы удостовериться в достижении поставленных целей, а также решение возникающих проблем. При этом планы могут изменяться в той мере, насколько это необходимо для достижения поставленных целей.

Ответственный за выставку руководитель должен определить функцио-нальные обязанности каждого работника, при необходимости привлечь вне-штатных сотрудников, но при этом контролировать работу всех.

Для контроля заранее следует определить контрольные точки.

В контрольную таблицу включаются такие составляющие, как парамет-ры контроля со всеми характеристиками каждого параметра. Причем в таблицу можно заранее вписать предполагаемые ситуации, нарушающие деятельность, и предусмотреть ранее не запланированные действия для устранения возникаю-щих проблем. Даже при обсуждении бюджета необходимо заложить определен-ную сумму средств на непредвиденные ситуации.

        Таблица 13
  Пример контрольной таблицы  
         
Контрольный элемент   Что может Когда об этом Мероприятия для
    пойти неверно узнали устранения проблем
         
Качество        
         
Стоимость        
         
Время        
         
Количество        
         

Для анализа процесса подготовки используются регулярные рабочие со-вещания, на которых каждому участнику команды дается не более 5 минут для сообщения, максимальное время для такого рода совещаний 50 минут. Однако подобного рода собрания надо проводить еженедельно. При этом следует вы-слушивать то, что говорит каждый, разрабатывать дополнительные предложе-ния, отслеживая все идеи по усовершенствованию проекта.

Участие руководства компании в выставке особенно важно во время по-сещения ее высокопоставленными гостями, представителями СМИ, иностран-ными делегациями. Посещение руководством компании выставочных стендов других компаний позволит проследить рыночные тенденции, сделать выводы относительно деятельности конкурентов и собственных позиций.

Для эффективного решения этих вопросов необходимо осуществлять:

– сбор и оценку данных о поведении конкурентов;

– изучение реакции посетителей;

– установление степени функциональности стенда;

– определение недостатков стенда и преимуществ стендов конкурентов;

– определение степени согласованности действий персонала;

– контакты со средствами массовой информации;

– маркетинговые исследования потребителей и конкурентов.

Посетители чаще всего отказываются заполнять анкеты, поэтому это должны делать сотрудники стенда по ходу беседы с посетителями.

Следует учитывать, что далеко не каждый даже опытный сотрудник фирмы сможет эффективно представить организацию на выставке, необхо-димо уделить внимание их профессиональной компетентности, психологиче-ским навыкам, не только умению общаться с клиентами, но и способности убеждать, работать с возражениями, быть эмоционально включенным в си-туации общения и убежденным приверженцем рекламируемого продук-та/услуги.

Для реализации поставленных целей на выставке, прежде всего, исполь-зуется выставочный стенд, являющийся «лицом» компании, грамотно оформ-ленные экспозиции должны быть направлены на эмоциональное воздействие на посетителей выставки, стимулировать их эмоциональные переживания.

Выделяют ряд выставочных стендов:

– обычный – открыт с одной стороны;

– « угол» – открыт с двух сторон;

– « полуостров» – открыт с трех сторон;

– « остров» – открыт со всех сторон.

Естественно, что чем более открыт стенд, тем большее количество по-требителей смогут ознакомиться с презентуемыми экспонатами. Стенды остров-ного типа встречаются на выставках редко, так как они требуют больших пло-щадей, а значит, и затрат. Самыми популярными являются стенды полуостров-ного типа и угловые.

Кроме того, стенды делятся на стандартные и нестандартные: первые включают в себя стендовые панели, стол, стулья.

Если же компания хочет выделить свою продукцию на выставке, она за-казывает нестандартный (эксклюзивный) стенд, индивидуальность стенду при-дается за счет разнообразия форм, цветов, материалов, особого освещения, ори-гинального дизайна. Если компания устанавливает на выставке собственный стенд, то это экономит средства и формирует узнаваемость компании, но недос-таток в том, что его необходимо адаптировать под разные выставочные площа-ди, а после выставки реставрировать. Стенд, взятый в аренду, позволяет разно-образить экспозиции фирмы на различных выставках.

Экспозиция выставочного стенда должна быть разделена на ряд зон:

– публичную – самую большую по площади зону, здесь находятся экспо-наты, работают стендисты, устанавливаются контакты с посетителями;

– рабочую – место для коммуникации представителей фирмы с потенци-альными партнерами и клиентами;

– служебную – вспомогательные помещения.

Выбор расположения стенда должен учитывать правила, связанные с на-правлением движения посетителей к центру против часовой стрелки. Поэтому наиболее выигрышными являются места справа от входа и в центре зала, а также ближе к выходам и центральным проходам. Кроме того, при выборе расположе-ния необходимо учитывать выставочные места конкурентов.

Шаг четвертый – оценка проекта, подведение итогов после закрытия выставки.

Коммерческие итоги касаются количественных показателей.

При подведении организационных итогов оценка осуществляется всеми участвующими в подготовке и проведении выставки. Оценивается: насколько

удачно было выбрано места для стенда, его планировка, соответствовала ли площадь стенда количеству экспонатов и поставленным задачам; какие пробле-мы и неудобства возникли во время работы; какие услуги и оборудование нуж-ны были дополнительно, без каких можно было обойтись. Неудовлетворитель-ная степень достижения целей должна быть основой для углубленного изучения ее причин и условий.

     
Для обзора проекта можно использовать:  
Модель перемен МакКинси-7 «С» можно применять не только
при анализе результатов проекта, но и на этапе планирования.
Стратегия – надо ли что-либо изменить в стратегии и перепланировать?
Системы –что можно улучшить?  
Сотрудники – приняли ли они предлагаемые перемены?
Степень квалификации –необходимые в дальнейшем знания и навыки.
Стиль общения –не ведут ли способы общения к недопониманию?
Стандарты – соблюдение культурных традиций и ценностей.
Структура – нужно ли усовершенствовать процесс проектирования?
Техника: задавание вопросов:что шло хорошо?Что шло плохо?Что надо
изменить?      
Метод светофора:  
Красный – что необходимо прекратить делать?  
Желтый – по поводу чего надо решить: продолжить или остановиться?
Зеленый – чем из того, что сделано правильно, можно поделиться с дру-
гими?      

После закрытия выставки начинается самая важная часть работы – отработка и сопровождение новых контактов. Выставочные контакты наиболее перспективны, поскольку эти люди потратили деньги и время на посещение вы-ставки, их интересует данная продукция, их необходимо убедить выбрать из всех предложений ваше. Продолжение выставочных контактов должно быть своевременным и систематическим.

Марлис К. Арнольд предлагает для отработки контактов план «48/10/30», согласно которому первый контакт должен состояться в течение 48 часов после визита посетителя. Это может быть электронное письмо с благодарностью за посещение стенда и сообщением о том, какие действия вы предпримете в дальнейшем.

Второй, более широкий контакт (рассылка подробной информации с предложениями о взаимовыгодном сотрудничестве, специальных коммерческих взаимодействиях), должен состояться в течение 10 дней после встречи. Рассылка информации дает повод позвонить клиенту, узнать получил ли он информацию, не требуются ли ему дополнительные консультации.

Третий контакт осуществляется в течение 30 дней после встречи. Пово-дом может стать сообщение клиенту новой информации. В дальнейшем контакт следует поддерживать примерно каждые шесть недель.

Креативные технологии на этапе подготовки и работы выставки.

Современные потребители достаточно часто уделяют внимание не материальной части продукта, а его информационной составляющей, его креативному содер-жанию. Под креативным содержанием здесь подразумевается некая уникальная информация. Соответствие продукта креативным предпочтениям потребителя вызывает сильную, хотя и не всегда осознанную мотивацию к покупке и дли-тельную лояльность к продукту, бренду и фирме-производителю. Реализацию

креативных стратегий обеспечивают ряд конкурентных преимуществ, свиде-тельствующих о ценности компании и способствующих проникновению на но-вые рынки.

Для того чтобы оценить эффективность используемой креативной техно-логии, необходимо, во-первых, иметь точное представление о позиции предла-гаемого продукта или услуги, во-вторых, достаточно детально ее разработать, в-третьих, иметь возможность воплотить ее в жизнь и, наконец, предусмотреть возможность и удобство для нескольких вариантов ее исполнения. Грамотно использованная креативная технология способствует привлечению внимания и обладает эффектом катализатора.

Итак, первая и основная составляющая креативной технологии – это креативная идея. Для создания креативной идеи в выставочной деятельности можно использовать креативные технологии, которые получили широкое при-менение в рекламе.

Чтобы отвечать понятию креативности, все материалы, используемые экспонентом при анонсировании своего участия в выставке и непосредственно на мероприятии, выставочный стенд и собственно поведение на выставке долж-ны соответствовать следующим требованиям:

– использование в качестве слогана яркой и запоминающейся фразы;

– использование привлекающих внимание зрительных образов (в печат-ной и сувенирной продукции, в оформлении стенда, в видеороликах);

– использование оригинальной рекламной песни (джингла);

– наличие отличительного фирменного стиля;

– наличие символа продукта или компании-производителя.

Кроме этого, креативная идея должна инициировать и доводить до вос-приятия потребителя стратегию позиционирования продукта, не изменяя ее. Привязка к стратегии позиционирования превращает творческую идею в эффек-тивную креативную концепцию.

Позиционируя продукт/услугу следует сформулировать предложение о продаже (собственно сообщение) в креативной форме.

Оно может демонстрировать:

– характеристики продукта/услуги;

– свойства продукта или его ингридиенты;

– имидж продукта/услуги;

– свой тип: позитивный, негативный, баланс позитивного и негативного;

– свои мотивы: эмоциональные или рациональные;

– свою атмосферу: остроумия, заботы, серьезности, ярости, счастья, по-лезности, расслабленности и комфорта, спокойствия или равнодушия, гламур-ности, раздражения или напряжения и пр. Выбор тона и атмосферы сообщения определяется, с одной стороны, позиционируемым продуктом, а с другой – его адресатом (потребителем из целевой аудитории). Любой тон сообщения призван привлечь внимание, вызвать эмоции потребителя.

Вызывать определенные чувства:

– проявление удовольствия, наслаждения от продукта/услуги;

– улучшение качества жизни;

– безопасность продукта/услуги;

– сексуальную привлекательность;

– социальное одобрение.

Воздействовать на:

– эмоции потребителя, вызывая определенные чувства;

– самоуважение потребителя.

На практике случается так, что творческая идея может оказаться на-столько удачной, что переопределит стратегию позиционирования или изменит ее. Или же сама стратегия окажется недостаточно эффективно сформулирована, что приведет к такому же результату. В конечном итоге если один из тактиче-ских креативных подходов окажется лучше исходной стратегии, то могут быть пересмотрены даже общие коммуникационные цели кампании.

При рассмотрении различных вариантов креативных технологий следует исключать те, которые:

– не способны сформулировать позицию продукта;

– не вызывают интереса у целевых групп;

– не стимулируют покупку.

Широкое поле для применения креативных технологий оформление стенда и экспозиции.

На совершенно разных выставках самыми посещаемыми, как правило, являются стенды, которые оригинально, необычно и эксклюзивно оформлены, и те, в которых используются интерактивные элементы.

Концепция стенда – это творческая идея, замысел, предполагаемый об-раз – все то, что в конечном итоге создает уникальность стенда, его особую ат-мосферу. Важно найти такое дизайнерское решение, которое должно гармонич-но объединять в себе предполагаемый имидж, художественный образ экспонен-та, а главное – это такое решение, которое выделяет экспонента среди конкурен-тов и привлекает внимание посетителей выставки именно к его стенду, его това-рам и его услугам.

Кроме необычного оформления можно задействовать интерактивные элементы, т.е. определенные устройства, побуждающие посетителей к двига-тельной или интеллектуальной активности (например, игры, тренажеры, сенсор-ные экраны, возможность опробовать ту или иную продукцию экспонента и пр.). Практически на любой выставке можно найти примеры задействования экспо-нентами интерактива.

Креативные технологии могут затрагивать и персонал, работающий на выставке. Это проявляется:

– в о<

Наши рекомендации