Упражнения на расслабление мышц

1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, сожмите пальцы в кулак, напружиньте пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы чрезвычай­но напряжены). Через 3—4 секунды расслабьтесь: руки сво­бодно падают, совершая движения маятника.

2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, с силой упи­раясь ими в пол или стенку. Через 3—4 секунды расслабьтесь.

3. Поднимите вверх брови, напрягите их (как будто сильно удивлены чем-то), потом расслабьтесь, опустите брови.

4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3—4 секунды расслабь­тесь, веки могут быть прикрыты.

5. Крепко стисните челюсти и губы, через 3—4 секунды расслабьте их.

6. Наклоните голову вперед-назад, вправо-влево, проде­лайте круговые движения головой вправо-влево. Шея должна быть максимально расслабленной, движения — медленными и спокойными.

Вибрационный массаж

Человек использует две резонаторные системы: верхнюю, которая состоит из черепной коробки, полости носа и рта, и нижнюю — грудную полость.

Для «подключения» к работе резонаторов применяется вибрационный массаж, который совершается бодрым по­стукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Таким образом активизируется работа нервных окончаний, заложен­ных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая положительное воздействие на нервную и другие системы организма, совершенствуя тонус мышц и всего тела.

Во время проведения такого массажа охватывается верх­няя резонаторная система, которая придает голосу полетность, и нижняя резонаторная система, дающая тембральную окрас­ку голоса.

Техника вибрационного массажа

Стоя или сидя бодро постукивать пальцами обеих рук:

►по лбу, произнося звук [м] (мычание);

►по крыльям носа, произнося звук [л];

►по верхней губе, произнося звук [б];

►по нижней губе, произнося звук [з];

►по верхней части груди, произнося звук [ж];

►по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева, произнося звук [и];

►по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам, произнося звук [и].

►После вибрационного массажа надо 5—10 раз спокойно вдохнуть и выдохнуть и перейти к голосовым упражнениям.

Упражнения

№ 1 «Стон»

Представьте себе, что у вас болит горло, или голова, или вы просто устали. Губы немного сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук расслаблены. Издайте тихий стон — звук [л].

Вы ощутите вибрацию на губах, в носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Ищите свой «центр» голоса (тон, на котором особенно гладко и без затруднений звучит голос). Затем вы­говаривайте звукосочетания:

[ма-мо-му-мэ-ми-мы]

[мам-мом-мум-мэм-мим-мым]...

Долго и тягуче цедите звук [л], после чего слитно, как одно слово, проговорите на «стоне» фразу: «Мам, меду нам». При произнесении фразы объединяйте слова в одну сплош­ную линию звучания: маммедунам.

А теперь промолвите во время «стона» слоги с другими сонорными согласными:

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм[

Выговаривайте гласные плавно. Рот открывается свободно' на гласных звуках и сейчас же закрывается для «стона» на сонорных согласных.

№ 2 «Гудок»

Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... «Гудок» не громкий, без усилия, губы сложены «хоботком».

А теперь к гласному [у прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...

А теперь с гласным [о]: ууаууаууаууа...

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...

Потом с [и ууиууиууиууиууи...

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...

Цель этого упражнения — добиться целостного качества звучания всех гласных [о, о, э, и, ы. Для этого необходимо стремиться оставлять губы неизменно (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (чувствительны лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, объединяя в одну сплошную линию звуча­ния все шесть гласных: ууоууоууэууиууы.

Все гласные слышатся организованно и близко к губам, звук держится «на губах».

Послушайте свой голос

Станьте критиком своего голоса. Послушайте свой голос и поразмыслите, как он, по-вашему, должен слышаться впредь в продолжение всей вашей жизни — не только когда вы выс­тупаете перед людьми, но и в быту.

Прислушивайтесь к голосам окружающих и обращайте вни­мание на то, насколько приятно или неприятно они звучат. Прослушивайте записи своих излюбленных актеров и дикто­ров, стараясь разобраться, как они распоряжаются своими голосами. Вы сделаете открытие, что все они до чрезвычайно­сти отчетливо, хотя и ненавязчиво, произносят звуки и слоги.

Проследите, как они дышат, чтобы образовывать звуки голо­са. Анализируйте модуляции и эмфатические акценты.

Голос претворяет в жизнь только одну основополагающую функцию — содействует коммуникации. Если между вами и тем, что вы хотите сообщить, вклинивается манерность, то вы лишаетесь возможности быть хорошо понятым.

Забота о голосе

Речевой аппарат чрезвычайно хрупок и деликатен. Этот тонкий инструмент необходимо оберегать, а делать это мож­но разными способами:

►Сторонитесь непомерного утомления и напряжения, дер­жа мышцы шеи

расслабленными. Спокойный голос ис­текает исключительно из

спокойного тела. Напряжен­ное тело напрягает голосовые связки,

повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

►Длительное форсированное использование голоса тре­бует

долговременного отдыха — молчания.

►Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, выполни­те несколько

упражнений по расслаблению всего тела Глубоко вдохните, совершите

непродолжительную про­гулку, уединитесь хотя бы ненадолго,

помолчите.

►Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее влияние на горло.

Многие дикторы непрерывно прихлебывают воду комнатной

температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло ощущало

себя комфортно. Пев­цы непременно носят теплый шарф, чтобы

оградить горло от колебаний температуры.

►Сторонитесь инфекционных заболеваний, а при необ­ходимости

незамедлительно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках

проступают узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим

путем как мож­но быстрее, воспользовавшись квалифицированной

медицинской помощью.

❖ Профессионалы, мающиеся от заложенного носа, час­то полощут синусы теплой соленой водой.

Дикция

Дикция — специфика произнесения звуков.

Отчетливая, точная дикция — непременное условие хоро­шей речи. Неаккуратность в произнесении, «съедание» конеч­ного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь малопонятной и неразборчивой.

Недвижимая верхняя и вялая нижняя губы препятствуют отчетливому и понятному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих.

Нередко речь бывает неразборчива из-за слишком быстрого темпа речи, когда слова как бы «наталкиваются» друг на друга.

Говорить надо четко, приучаясь просторно открывать рот, что является определяющим условием создания звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной правильную арти­куляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое зву­чание слова, его выразительность и красоту.

Дикция обусловливается работой органов, расположенных в роговой полости: языка, нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком.

Наши рекомендации