К концу 3 класса обучающиеся
научатся: критериям оценки творческих работ; представлениям о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов),фантазирования Дж. Родари;
получат возможность научиться:
- сочинять загадки при помощи алгоритма;
- сочинять метафоры при помощи алгоритма;
- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Линия восприятия - представления - воображения.
· представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
· представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
Линия инструментария.
· мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
· "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
· классифицировать объекты по значениям основных признаков;
· получать фантастические идеи различными способами;
· изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
Линия информационного обеспечения.
· знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
· научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне;
Продуктивная линия.
· рисовать несложные образы по описанию;
· использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;
· применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «МИР ФАНТАЗИИ»(3 класс)
№ | Тема | Кол час | Форма деятельности | Формы контроля | Дата |
Понятие о фантазировании | Игра, обсуждение | Контр. работа | |||
Что мешает придумывать. | Беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Критерии новизны | Игра, работа в группах | Задан. на смекалку | |||
Ассоциативные загадки | Игра, работа в группах | Задан. на смекалку | |||
Метафоры | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Значение ассоциативности | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Развитие ассоциативности: обобщение | Игра | ||||
Прием «Объединение» | Игра, беседа, работа в группах | Рисунок | |||
Прием «Морфологический анализ» | Игра, работа в группах | Игра-рисование | |||
Игры со словами | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Конструктор игр | Игра | Обсужде-ние | |||
Придумывание сказок | Игра, работа в группах | Отзыв | |||
Прием «Морфологический анализ». Обобщение | Работа в группах «Конструкторское бюро» | Обсужде-ние | |||
Признаки объектов | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Действия объектов | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Приём «Метод фокальных объектов» | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде» | Игра, работа в группах | Игра | |||
Приемы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием фантазирования Дж. Родари «Что было потом?» | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием фантазирования Дж. Родари «Творческая ошибка» | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари | Театрализованное представление | ||||
Прием «Оживление» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием «Увеличение – уменьшение» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием «Ускорение – замедление» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Метод Робинзона | Игра, рассказ,работа в группах | Обсужде-ние | |||
Использование ресурсов | Игра, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием фантазирования «Наоборот» | Игра, работа в группах | Рисунки, загадки-ловушки | |||
Прием фантазирования «Бином антонимов» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Прием фантазирования «Дробление-объединение» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Обобщение приемов фантазирования | Игра-аукцион | Рисунки, поделки | |||
Сказки про животных | Игра, беседа, работа в группах, рисование | Обсужде-ние | |||
Сказки от слова «Почему?» | Игра, беседа, работа в группах | Обсужде-ние | |||
Правила прогнозирования | Игра, обсуждение | Контр. работа | |||
Фантазирование и прогнозирование. Обобщение. | Игра | Анкетирование |