Шекспир, «Сон в летнюю ночь», Лопе де Вега «Собака на сене».
1.Жанровое своеобразие ренессансной комедии, её новаторство, пафос. Особенности композиции пьес Шекспира, Лопе де Вега. Поэтика названий.
2. Проблематика комедий.
3.Любовные перипитии как основа конфликта в комедиях Шекспира и Лопе де Вега.
4. Образы влюблённых и слуг, своеобразие их художественного воплощения.
5. Характер комического в произведениях мастеров ренессансной драматургии. Традиции античного и народного театра (комизм ситуаций, характеров: буффонада, каламбур. ирония).
Литература
1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.
2. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.
3. Плавскин З.И. Лопе де Вега: 1562 – 1635. – Л.-М., 1960.
4. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – Сов. Писатель, 1989.
5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.:
6. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М.: Худ.лит., 1974.
7. Западноевропейский театр: от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ – ХХ вв. – М.: РГГУ, 2001.
Практические задания
1. Прочтите текст комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», а затем посмотрите фильм «Сон в летнюю ночь» из цикла Shakespeare Retold / Шекспир на новый лад (BBC, 2005) http://filmix.net/serialy/47966-shekspir-na-novyy-lad-shakespeare-told-serial-2005.html.
2. Напишите рецензию (благожелательную или отрицательную, в зависимости от вашего впечатления).
Практическое занятие № 10
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1. История создания и литературные источники книги. «Гаргантюа» и лубочные книги XVI века.
2. Своеобразие композиции романа.
3. «Гаргантюа и Пантагрюэль» как роман нового времени в становлении; основные жанровые модели в структуре романа. Элементы пародийного эпоса, фаблио, литературы о путешествиях и т.п. Аллегория и сатира в заключительных книгах романа (4-5 кн.).
4. Гуманистические мотивы и образы в романе:
a. проблема их интерпретации (воспитание Гаргантюа, письмо Гаргантюа сыну в Париж, осмеяние схоластики в главах о пребывании Пантагрюэля в Париже; образ Гаргантюа как короля-миротворца, утопия Телемского аббатства и т.п.);
b. проблема совмещения гуманистических идей с народно-карнавальным мировоззрением и гротескным стилем.
5. Рабле и народная смеховая культура: «карнавальные» мотивы в романе.
6. Подчеркнутая «материальность» предметного мира в пространстве романа. Образы материально-телесного низа и ритуальные традиции народной культуры.
7. Гротеск как ведущий стилевой прием и способ видения предмета.
8. Своеобразие карнавального смеха (по М.М. Бахтину): амбивалентность (увенчание–развенчание), универсальность (бытие как объект осмеяния), всенародность смеха.
9. Мотивы карнавального «обращения» социальной иерархии (образы развенчанных завоевателей Пикрохола и Анарха, Эпистемон на том свете). Уточнение некоторых положений «карнавальной» теории М.М. Бахтина в современной науке (С.С. Аверинцев и др.).
10. Образ Панурга и плутовская традиция. Панург-плут, Панург-школяр, Панург – «всякий человек». Проблема осознания «частного» человека в категориях универсальной народной культуры. Панург и «свобода воли» (вопрос о женитьбе). Смысл притчи о панурговом стаде.
11. Особенности хронотопа в романе. Совмещение линейной и циклической модели времени в романе.
12. Язык и стиль Рабле. Основные приемы языковой игры (синонимы, вымышленные слова, неологизмы, иностранные слова, диалектизмы, скатологическая лексика).
13. Образ «автора». Значение маски ярмарочного зазывалы в создании специфической атмосферы произведения.
Литература
1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990.
2. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М.: Гослитиздат, 1961.
3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. – М.: Худож. лит., 1948.
4. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т. 3 – М.: Наука, 1985.
5. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. –М.: Высш. шк., 1987.
6. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. – М.: ГИХЛ, 1948.
7. История французской литературы: В 3-х тт. – Т. 1. – М-Л.: АН СССР, 1946.
8. Анненская А. Рабле // Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. Биографические очерки. –СПб: Редактор, 1998.
9. Кирнозе З.И. Франсуа Рабле // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2 ./ Под ред. Н.П.Михальской. – М.: Просвещение, 1997.
Практические задания
1. Законспектировать Главу пятую: «Гротескный образ тела у Рабле и его источники» и Главы шестой «Образы материально-телесного низа в романе Рабле» (в книге: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/index.php )
2. Дать определение гиперболе и гротеску. Привести примеры из текста романа (не менее пяти примеров гиперболы и столько же гротеска).
3. Найдите в романе Рабле эпизоды, соответствующий рисункам Доре. Перечислите гротескные и гиперболические элементы в графическом и словесном изображения:
3. Просмотрите главы XXXI–XXXIII, XLIII–LI книги 1 о войне Грангузье с Пикрохолем. Как отражены феодальные раздоры в романе? Какие приёмы разоблачения особенностей феодальных войн использует Рабле?