А.с.пушкина «когда за городом, задумчив

я брожу...»

Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетки, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком, Как гости жадные за нищенским столом, Купцов, чиновников усопших мавзолеи, Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах; По старом рогаче вдовицы плач амурный, Ворами со столбов отвинченные урны, Могилы склизкие, которы также тут Зеваючи жильцов к себе наутро ждут, — Такие смутные мне мысли все наводит, Что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать...

Но как же любо мне Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое. Там неукрашенным могилам есть простор; К ним ночью темною не лезет бледный вор; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом; На место праздных урн и мелких пирамид, Безносых гениев, растрепанных харит Стоит широко дуб над важными гробами, Колеблясь и шумя...

(1836)

1. Прочитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу...». Определите, в какой период творчества А.С.Пушкина оно было создано. Какие темы и мотивы преобладают в лирике Пушкина этого периода? Какие из них нашли отражение в этом стихотворении?

2. Определите, к какому жанру лирики относится это стихотво­рение, обоснуйте свой ответ.

3. Проанализируйте композицию стихотворения, выделите его композиционные части. Можно ли говорить о том, что они про­тивопоставлены? Как называется такой художественный прием?

С какой целью поэт использует этот прием, какой смысл он вно­сит в стихотворение?

4. На каком противопоставлении построена образная система стихотворения? Найдите в тексте противопоставленные образы. Каким предстает перед лирическим героем «публичное кладбище» и каким — «кладбище родовое»? Какие эмоции вызывают у лири­ческого героя увиденные картины? Какие чувства и ассоциации вызывают нарисованные поэтом картины у вас?

5. Найдите в тексте стихотворения примеры сочетания «высо­кой» и разговорной лексики. Объясните, с какой целью поэт ис­пользует такие сочетания.

6. Найдите в тексте примеры авторской иронии. По поводу чего иронизирует поэт?

7. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Объясните смысл таких выражений, как «дешевого резца нелепые затеи», «по ста­ром рогаче вдовицы плач амурный», «злое... уныние», «праздные урны», «безносые гении», «растрепанные хариты», «важные гро­бы». Какое значение имеют эпитеты для понимания авторской идеи?

8. Найдите в тексте стихотворения сравнение, объясните его смысл.

9. Найдите в тексте стихотворения слово «молитва». В каком кон­тексте оно появляется? С какой целью? Почему оно не может быть отнесено к первой части стихотворения?

10. Обратите внимание на образ, которым заканчивается сти­
хотворение. Что этот образ символизирует? Какой смысл вклады­
вает в него поэт?

*11. Сделайте выводы об идейно-художественном своеобразии этого стихотворения.

12. Обобщите свои выводы и наблюдения в письменном выска­зывании.

Вопросы и задания для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно...»

* * *

И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно...





а.с.пушкина «когда за городом, задумчив - student2.ru Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка...

(1840)

1. Прочитайте стихотворение «И скучно, и грустно...». Определите, в какой период творчества М. Ю.Лермонтова оно написано, с какими фактами биографии соотносится. Какие темы и мотивы, характер­ные для лирики М.Ю.Лермонтова, звучат в этом стихотворении?

2. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения, его состояние. Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворе­ние у вас?

3. Можно ли определить жанр этого стихотворения как элегию? Обоснуйте свой ответ.

4. Выделите в композиции стихотворения вступление, основ­ную часть и заключение. Что лежит в основе лирического сюжета? Как он развивается?

5. Найдите в стихотворении элементы внутреннего диалога. С кем лирический герой разговаривает? О чем? С какой целью? К какому выводу приходит? Логичен ли для лирического героя этот вывод?

6. Объясните смысл выражений «душевная невзгода», «сладкий недуг», «холодное вниманье». Подберите к этим словосочетаниям синонимичные единицы из других стихотворений М. Ю.Лермонтова. Можно ли говорить о том, что подобное состояние и мироощуще­ние характерны для лирического героя поэзии М.Ю.Лермонтова?

7. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Как пере­дается драматизм состояния лирического героя? Почему текст так насыщен вопросительными и восклицательными предложениями? Какой эффект этим достигается?

8. Обратите внимание на авторскую пунктуацию: какие знаки препинания использует поэт, как это влияет на звучание стиха, на ваше восприятие?

9. Найдите в тексте стихотворения пары антонимов. С какой целью поэт их употребляет?

10. В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной пес­ней всей жизни». Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

11. Можно ли говорить о том, что глубоко трагическое содержа­ние сочетается в этом стихотворении с удивительно мелодичным, гармоничным звучанием? Какое впечатление на читателя произ­водит подобный контраст?

*12. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях этого стихотворения.

13. Обобщите свои выводы и наблюдения в письменном выска­зывании.

Вопросы и задания для анализа эпизода

Наши рекомендации