Раздел 4.Западное искусство XVIII-XXвв
Тема 1. Искусство Италии XVIIIв. Особенности экономики, политики и культурного развития европейских стран в период углубившегося кризиса абсолютизма и укрепления капиталистического уклада. Сосуществование двух идеологий — деградирующего феодального дворянства и стремящегося к власти буржуазного класса. Отражение в искусстве буржуазных и феодально-аристократических интересов. Противоречие стилистических концепций классицизма, рококо и реализма. Внешнее великолепие жизни итальянских городов. Позднее барокко в архитектуре и изобразительном искусстве первой половины XVIII в. Ведущее значение венецианской школы и выражение ее блестящего расцвета творчестве Джованни Баггиста Тьеполо, завершившего круг исканий барокко. Неудержимость его творческой фантазии, кажущаяся необъятность пространства, колористическая изысканность светлой красочной гаммы, сочетание настроения праздничности со своеобразной серьезностью. Росписи Тьеполо в палаццо Лабиа в Венеции. Развитие пейзажного жанра. Насыщенные влагой городские виды (ведуты) Венеции Джованни Антонио Каналетто. Завершение художественной культуры Венеции в сверкающих мастерством и темпераментом пейзажах Франческо Гварди («Венецианский дворик», «Рио деи Мендиканти»).
Тема 2.Искусство Франции и Испании XVIIIв. Вырождение «академического» классицизма и вытеснение его аристократическим стилем рококо. Убранство интерьеров и изысканность прикладного искусства. «Галантный жанр» Антуана Ватто в сценах из придворной жизни. Царство чувственно-прекрасных грез, окрыленность мечтой, очарование волшебной поэзии и тоскующего веселья в произведениях Ватто («Галантные празднества», «Общество в парке»). Нарастание фривольности в творчестве Жана Оноре Фрагонара («Поцелуй украдкой»). Развлекательный и эротический характер произведений Франсуа Буше как показатель духовного оскудения французского дворянства.
Выход на историческую арену «третьего сословия» и отражение его в живописи. Проникновенность искусства Жана Батиста Шардена. Благоговейное отношение художника к предметам. Натюрморты Шардена («Атрибуты искусства», «Медный жбан»). Проповедь буржуазной морали в сентиментальных произведениях Жана Батиста Греза.Нарастание интереса передовых слоев буржуазии к греко-римскому античному искусству и переосмысление на этой почве стилистической концепции классицизма. Раннее творчество Жана Луи Давида («Клятва Горациев»). Монументальная и камерная скульптура накануне Великой французской революции. Портреты Жана Антуана Гудона.
Испанский художник Франсиско Гойя и характер его творчества. Яркость образов в портретах актрисы Ла Тирана, семьи Карла IV. Величие человека из народа в монументальных росписях церкви Антония Флоридского. Графическая серия «Капричос» и ее обличительный характер. Драматизм и экспрессивность в работах, направленных против военной экспансии Наполеона I («Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года», офорты «Бедствия войны»). Последний период творчества художника, его офорты, росписи «Дома глухого».
Тема 2.Искусство Англии и Германии XVIIIв. Двойственность английского искусства XVIII в., одновременно обслуживающего интересы земельной аристократии и буржуазных кругов. Уильям Хогарт, его сатирические картины и гравюры, бичевание пороков современного общества (серии «Модный брак», «Карьера мота»). Расцвет английского портрета. Трезвая реалистическая передача и аристократическая пышность портретов Джошуа Рейнольдса (портрет лорда Хит-филда). Музыкальное изящество и чувственность портретных образов в работах Томаса Гейнсборо («Голубой мальчик», «Портрет актрисы Сарры Сиддонс»). Интерьеры и прикладное искусство, мебель (Чиппендейл). Художественная керамика (Уэджвуд).
Основные направления в искусстве Германии: официозный «прусский» натурализм, салонное искусство, реалистическое направление, возглавленное Адольфом Менделем. Работа Менделя «Железопрокатный завод».
Тема 3. ИскусствоФранции пер.половины XIXв. Классицизм. Революционный пафос и реализм творчества Жака Луи Давида в период первой буржуазной революции («Смерть Марата»). Империя Наполеона и изменение сущности искусства. Стиль ампир. Отделка интерьеров, орнамент, посуда, ткани, мебель (так называемый «стиль жакоб»). Творчество художников академической школы Антуана Гро, Пьера Поля Прюдона, Франца Жерара. Уравновешенность, гармоничное изящество и вместе с тем холодная чопорность произведений Жана Огюста Доменика Энгра («Апофеоз Гомера», «Большая одалиска»).
Зарождение романтизма и борьба с классицизмом. Работы Теодора Жерико («Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме») как попытка передать накал чувств, эмоциональность действия в противовес отвлеченным нормам классицизма.
Творчество Эжена Делакруа. Драматические контрасты, динамичность композиционного построения, яркость красочного решения как основные особенности работ Делакруа («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Стремление к необычности и увлечение восточной экзотикой в работах «Алжирские женщины в своих покоях» и др. Монументальная скульптура романтического направления Франсуа Рюд — «Марсельеза».
Реализм. Пейзажи и портреты Камиля Коро «Порыв ветра», «Мост в Манте», «Читающая пастушка». Их гармоничность, мягкость форм, тонкость колорита. Изучение родной природы художниками-барбизонцами. Теодор Руссо, Жюль. Дюпре, Шарль Франсуа Добиньи.
Оноре Домье как наиболее яркий представитель обличительного направления в искусстве. Монументальность живописных работ Домье («Прачка», «Дон Кихот»). Крестьянская тематика в творчестве Франсуа Милле («Сборщицы колосьев»). Широкий общественный резонанс и демократизм искусства Гюстава Кур-бе («Похороны в Орнане», «Каменотесы»).
Тема4.ИскусствоФранции середины и посл.трети XIXв. Многообразие творческих исканий и появление новых течений. Традиции реализма в творчестве Эдуарда Мане и «музейный» характер его композиций («Олимпия», «Завтрак на траве»). Свежесть восприятия, непосредственность картины «Бар в Фоли-Бержер». Эдгар Дега и его работы из жизни парижской богемы («Абсент»), балета («Голубые танцовщицы»), скачек («Жокей перед скачкой»).
Импрессионизм. Стремление художников передать свежее, непосредственное впечатление от действительности. Разработка новых средств: свободная композиция, изменчивость окружающего мира, колористические достижения на основе установления прямой зависимости цветовой насыщенности и изменяемости предметов. Поиски новых пейзажных мотивов и городские виды Клода Моне («Бульвар капуцинок в Париже»). Жизнерадостность искусства Огюста Ренуара, поэтичность образов парижанок («Девушка с веером»), красочность сцен парижской жизни («Зонтики»). Пейзажи Камиля Писсаро («Бульвар Монмартр в Париже») и Альфреда Сислея. Импрессионистские черты в скульптуре Огюста Родена («Граждане Кале», «Мыслитель»).
Тема 5.Основные тенденции развития зарубежного искусства кон.XIX-XXвв Закономерности развития капиталистического общества периода империализма. В. И. Ленин о двух культурах в каждой национальной культуре. Кризис буржуазной культуры. Развитие идеалистических концепций в философии, тяга к подсознательному, интуитивному. Зарождение модернистских направлений в искусстве. Переплетение различных творческих методов в искусстве художников Запада.
Дивизионизм. Своеобразие и монументальность работ Жоржа Сера («Воскресная прогулка в Гранд-Жатт») и Поля Синьяка. Разложение дивизионизма.
Постимпрессионизм. Отсутствие единой программы. Поль Сезанн и его работы «Берега Марны», «Автопортрет», «Персики и груши». Поиски синтеза формы и цвета, четкость конструктивной композиции, стабильность соотношений формы и пространства, красочное богатство. Влияние Сезанна на искусство XX в. Винцент Ван Гог и его повышенный интерес к действительности, элементы субъективизма в его искусстве. Деформация, утрировка реальных форм во имя наибольшей экспрессии. Работы художника «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных», «Дорога в Овере после дождя».
Поль Гоген и его стремление уйти от вопросов современности, обращение к символизму. Поэтизация жизни обитателей острова Таити («Жена короля», «А ты ревнуешь?»). Декоративные искания Гогена.
Анри Тулуз-Лотрек, гротескный характер его образов парижской богемы. Значение художника в рождении искусства плаката.
Фовизм. Эстетические позиции. Творчество Анри Матисса. Оптимизм звучания, декоративная условность его картин («Танец», «Красные рыбы»).
Примитивизм. Работы А. Руссо.
Кубизм. Желание выявить структурные особенности пластической формы. Аналитическое разложение формы совмещением различных сторон предмета на одном изображении. Работы Жоржа Брака («Черные рыбы»). Кубизм в скульптуре. Пуризм как разновидность кубизма. Упрощение формы и колорита.
Футуризм. Стремление передать ощущение движения, его скорости и темпа путем расчленения элементов предмета и их многократного повторения на плоскости. Произведения У. Боччони и Д. Северини.
Дадаизм. Отказ от художственных традиций и культуры человечества, отрицание морали в «творчестве» М. Дюшана.
Экспрессионизм. Деформация изображения предмета во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса. Картины Э. Нольде, Отто Дикса, Георга Гросса.
Сюрреализм. Причудливая комбинация натуральных и фантастических форм для выражения инстинкта и биологических импульсов «художника-творца». Бредовые, кошмарные видения, подсознательный мир в работах Сальвадора Дали («Пылающий жираф»).
Абстракционизм — ведущее формалистическое течение в искусстве XX в. Геометрический абстракционизм Малевича и Мондриана. Роль Кандинского в формировании принципов абстрактного искусства. Новое ответвление — ташизм и утверждение в искусстве абсолютного произвола (на примере произведений Поллока).
Поп-арт («массовое» искусство) и оп-арт — новые формалистические течения.
Прогрессивное искусство Западной Европы и Америки. Демократические направления в искусстве как отражение идеологии возросшего пролетарского движения. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на прогрессивную культуру Европы и Америки.
Пабло Пикассо и его место в искусстве XX в. Гуманистическая основа его творчества. Сочетание правдивости и обостренного восприятия действительности с драматизмом и эмоциональной силой в произведениях Кете Кольвиц. Высокий гуманизм и темперамент работ Франса Мазерееля («Расстрел», «Сирена»).
Успехи монументальной французской скульптуры. Поиски выразительности в традициях прошлого, стремление придать образам высокое напряжение в работах Антуана Бурделя («Стрелок Геракл», «Сафо», «Победа»). Творчество Аристида Майоля, его намерения выразить гуманистический идеал и высокое чувство красоты («Помона», «П. Сезанн», «Река»), Лаконичность пластики Шарля Деспио.
Французский реалистический пейзаж и его ведущие представители. Мечтательный, лирический характер произведений Мориса Утрилло («Улица на Монмартре»). Поэзия современного города, запечатленная в тонких по настроению и красочно-изысканных работах Альбера Марке («Габсбургский порт», «Везувий»).
Прогрессивное искусство США.
Героические пейзажи Рокуэлла Кента, посвященные северной природе. Особенности работ Кента: обобщенные крупные планы, монументальные цветовые отношения, строгая уравновешенность композиции. Творчество Эндрью Уайеса.
Монументальная живопись Мексики и выражение в ней идей борьбы против национального угнетения, за социальное освобождение трудящихся. Экспрессивная заостренность образов, перерастание их в символы философского звучания во фресках Хосе Клементе Ороско в Национальной школе и Дворце правосудия в Мехико. Фрески Диего Риберы, посвященные истории Мексики, борьбе народа за независимость. Сочетание росписи с объемной цветной пластикой в оформлении университетского стадиона в Мехико. Напряженность образного языка в работах Давида Альфаро Сикейроса: энергичная моделировка фигур, динамика пространственных построений.
Неореализм, его происхождение и антифашистская направленность. Социальная острота и эмоциональная яркость произведений французских неореалистов Андре Фужерона и др. Ре-нато Гуттузо как наиболее яркий представитель итальянской школы экспрессионизма. Его произведения («Рокко у патефона», «Пляж», «Девушка, поющая «Интернационал»). Реалистическая скульптура Джакомо Манцу («Кардинал» и рельефы для Врат смерти собора Св. Петра в Риме).
Раздел 5. Искусство России
Тема 1. Искусство Киевской Руси IXв. Культурные последствия христианизации Руси, ее приобщение к восточно-христианской культуре. Роль Византии в формировании русской средневековой культуры. Искусство домонгольской Руси (X - середина ХIII в.). Собор святой Софии в Киеве, его архитектура, убранство интерьера. Древнерусская мозаика. Собор святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.),
Тема 2. Искусство периода феодальной раздробленности (XI-XIIвв). Владимиро-суздальское искусство XII—XIII вв. Роль великокняжеской власти в развитии архитектуры. Применение белого камня. Тесная связь архитектурных сооружений с окруЖающей природой. Пропорциональные особенности й характер декоративного убранства. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение владимиро-суздальского искусства с романским стилем в искусстве Западной Европы. Значение народной деревянной резьбы в орнаментации фасадов архитектурных памятников. Новый, более мягкий образ богоматери в иконе «Богоматерь Оранта» (называемой Ярославской) по сравнению с мозаикой Киевской Софии. Икона «Дмитрий Солунский». Особенности композиции.
Искусство Новгорода и Пскова XII—XIJI вв. Новый характер церковной архитектуры, ее эволюция. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм Спаса на Нередице. Предельное упрощение его внутреннего пространства и статичность наружного облика. Фрески церкви Спаса на Нередице, их величавая сила и суровость. Иконопись местной новгородской школы на красном фоне («Иоанн, Георгий и Власий»).
Архитектура и росписи Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря в Пскове.
Искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIV—XV вв.). Искусство Новгорода и Пскова. Широкий размах строительства. Тяготение к большой живописности пластических масс архитектуры и декоративному убранству. Изменение техники кладки и материала в архитектуре. Церковь Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Своеобразие условий развития новгородской художественной культуры.
Расцвет монументальной фресковой живописи в XIV в. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине Феофаном Греком. Страстная напряженность и внутренняя сила его образов («Вседержитель», «Авель», «Троица»). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
Новгородская икона и ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. Фольклорность и сказочность икон, их тесная связь с народными языческими символами. Линейно-плоскостной характер изображения, декоративность, тонкий ритм в сочетании красок, построение композиции с сохранением «малой глубины». Знаковый (символический) характер иконы в отличие от чувственного, осязаемого характера искусства Италии периода Возрождения. Отличие иконы как своеобразной «модели мира» от европейской картины Нового времени, трактуемой как «вид из окна». Доминанта принципа изображения «как я знаю», а не «как я вижу» в древнерусской живописи. Материалы иконописи. Специфика темперной живописи. Ее сравнительная характеристика с маслом. Причины отсутствия в иконе рамы. Отсутствие иллюзии третьего измерения (пространства). Характер передачи времени в иконе. Совмещение
в одном произведении разновременных моментов («Рождество Богоматери», «Георгий с житием», «Битва суздальцев с новгородцами»).
Тема3. Искусство Пскова в XIVв. Уяснение особенностей художественного языка древнерусской иконописи на примере сравнительного анализа родственных по теме произведений средневековья и Нового времени: тема материнства и тема героя-всадника. Тема материнства: «Богоматерь Владимирская» (XI в.), «Богоматерь Толгская» (XIII в.), итальянская «Мадонна со святыми и ангелами» Джотто (1310 г.), нидерландская «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка (XV в.), французская «Богоматерь с младенцем» Жана Фуке (XV в.).
Сравнительная характеристика особенностей художественного языка произведений на тему героя-всадника: «Чудо Георгия о змие» (XIV в.), «Св. Георгий» (начало XIV в.), «Св. Георгий» (начало XV в.), «Св. Георгий» П. Учелло (XV в.), «Св. Георгий» Рафаэля (начало XVI в.), «Купание красного коня» Петрова-Водкина (1912 г.). Традиция и новаторство в искусстве.
Тема 4.Искусство великокняжеской Москвы в XIV- XVвв. Москва — главный центр экономической, политической и художественной жизни страны. Отражение в искусстве идеи единения Руси и освобождения ее от татаро-монгольского ига. Формирование особенностей московской архитектуры и значение владимиро-суздальского наследия. Энергичное движение архитектурных масс, изысканность силуэта, ярусность кокошников и мягкость силуэтных линий как специфические черты ранних московских памятников (соборы Успения на Городке в Звенигороде, Спаса Андронникова монастыря).
Московская икона «Архангел Михаил» как воплощение действенного пафоса героической эпохи Куликовской битвы. Переезд в Москву Феофана Грека, его участие в росписи Благовещенского собора. Икона из деисусного чина иконостаса «Богоматерь».
Творчество А. Рублева. Росписи Успенского собора во Владимире. Передача движения с помощью гибкой линии, моделировка формы гибкими мазками. Отличие мягких лирических образов А. Рублева от суровых ликов Ф. Грека. Проникновенная человечность образа Спаса из Звенигородского собора как выражение нового нравственного идеала эпохи. Гармоническая слаженность композиции и колорита в иконе «Троица». Сравнение ее с фреской Ф. Грека и иконой Симона Ушакова (XVII в.) на эту же тему. Традиции рублевского искусства в московской культуре. Икона «Жены мироносицы у гроба господня».
Отличие московской иконописи от новгородской. Характеристика иконостаса на примере иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (XV—XVII вв.).
Тема 5. Искусство Русского централизованного государства(конец XV- XVIвв.) Сложение общерусского централизованного государства. Освобождение от татаро-монгольского ига. Широкое строительство в Москве. Ведущая роль архитектуры среди других видов искусства. Реконструкция Московского Кремля при Иване III. Привлечение итальянских мастеров и возведение монументальных Успенского и Архангельского соборов. Сохранение традиционных приемов русского зодчества и внесение ордерных мотивов. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. Строительство крепостных укреплений на примере стен Московского Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском. Особенности воздействия деревянного зодчества. Шатровое покрытие. Покровский собор, храм Василия Блаженного в Москве.
Дионисий и живопись XVI в. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Появление в образах репрезентативности, утонченности и рафинированности. Изысканность цветовых соотношений, затейливый ритм плавных линий. Нарядная декоративность и торжественная праздничность живописи.
Иконы «Распятие», «Богоматерь Одигитрия».Икона «Митрополит Алексий» в Успенском соборе Кремля.
Усложнение композиций в живописи XVI в., склонность к символике и аллегории, появление бытовых подробностей (икона «Видение Иоанна Лествичника»). Повествовательный характер иконы «Церковь воинствующая» для Успенского собора в Кремле, прославляющей поход Ивана Грозного на Казань. Традиции Дионисия во фресках Успенского собора. Возникновение светских росписей в палатах Кремлевского дворца.
Возникновение Строгановской иконописной школы. Иконы «Святой Никита» работы Прокопия Чирина и «Симеон Столпник», их особенности: манерность характеристик, изощренная тонкость письма, обилие золота и орнамента в деталях, изысканность красочных сочетаний, миниатюрная выписанность. Открытие красоты и поэтичности пейзажа в иконах Строгановской школы.
Тема 6.Искусство России XVIIв. Социально-политическая борьба в России XVII в. Широкое освободительное движение. Борьба с интервентами. Развитие ремесел и торговли. Подъем русской науки. Влияние этих факторов на развитие культуры. Противоречивость развития культуры. Борьба старого и нового. Возрастание удельного веса светской архитектуры (дворец в Коломенском, Крутицкий терем). Стремление к живописности композиции здания, богатству внешнего убранства, жизнерадостной нарядности. Развитие декоративной тенденции в архитектуре (церкви Троицы в Никитниках. Рождества Богородицы в Путинках, Покрова Богородицы в Филях, Николы в Хамовниках в Москве) как выражение процесса обмирщения культуры. Архитектура Ярославля. Деревянная архитектура XVII—XVIII вв.
Новаторские искания в иконописи, их половинчатость.
С. Ушаков и его живописные произведения. Стремление к реалистичности и к повествовательное™ изображения. Введение светотени в лицах и сохранение традиционного композиционного построения. Работы Ушакова «Насаждение древа государства Российского», «Спас Нерукотворный», «Троица».
Зарождение портретной живописи. Преобладание в «парсунах» плоскостной, декоративной трактовки, внимание к передаче орнамента тканей.
Изменения в иконографии фресок. Ярославские фрески в церкви Ильи Пророка и др. Ковровый, узорчатый характер росписей, обилие жанровых сцен. Влияние ярославских фресок на иконы («Иоанн Предтеча с житием»). Росписи храмов Ростова Великого. Их композиционное и колористическое мастерство.
Высокий уровень развития русского прикладного искусства.
Нарастание светских черт в искусстве XVII в. Подготовка перехода к светскому искусству.
Тема 7. Искусство России XVIIIв. Своеобразие развития искусства в России в XVIII в. Переход к светским формам художественного творчества в России. Изменение задач искусства в связи с развитием материалистического мировоззрения. Утверждение принципов реализма, основанных на эстетике просветителей. Творческая переработка русскими художниками достижений западноевропейского искусства Нового времени. Характеристика стилей барокко и классицизма.
Искусство первой половины XVIII в. Эволюция архитектуры от скромных и утилитарных форм «петровского барокко» к торжественной помпезности барокко середины XVIII в. Основание и строительство Петербурга, его планировка. Работы Д. Тре-зини. Основные черты стиля барокко на примере творчества Ф. Б. Растрелли. Архитектура Москвы рубежа XVII—XVIII вв. Строитель И. П. Зарудный. Особенности его стиля.
Скульптура. Анализ композиционного строя скульптуры Б. К. Растрелли.
Распространение портретного жанра. Парадный и камерный типы портретов, особенности их композиционного и образно-пластического решения. Отражение в портрете нового понимания человека (по сравнению с искусством средневековья). Освоение новой техники живописи маслом. Ее специфика по сравнению с темперой. Портретная живопись И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П.Аргунова. Реалистический характер их искусства.
Прикладной характер искусства гравюры. А. Ф. Зубов.
Искусство второй половины XVIII в. Историческая характеристика эпохи. Выражение в искусстве идей просветительства. Создание Академии художеств и ее роль. Новое идейное содержание русского искусства. Становление классицизма, его идейно-художественная сущность.
Дальнейшее развитие архитектуры и градостроительных работ. Творчество В. И. Баженова — вершина русского классицизма. Анализ основных особенностей архитектуры классицизма на примере постройки Баженова — Пашкова дома (ныне старое здание Библиотеки им. В. И. Ленина). Проект Кремлевского дворца. Роль М. Ф. Казакова в формировании архитектурного облика Москвы. И. Е. Старов. Путь к простоте и строгости архитектурных форм. Джакомо Кваренги — выразитель строгого классицизма. Здание Академии наук в Ленинграде. Достижения Чарльза Камерона в области загородного строительства. Ансамбль Павловска.
Изменение в паркостроении: пейзажные парки (Останкино, Архангельское).
Жанры и виды скульптуры. Достижения реалистического портрета в творчестве Ф. И. Шубина. Острота индивидуальной характеристики. Пластическое мастерство. Классицизм в русской скульптуре второй половины XVIII в. Следование высоким заветам античности, основанным на идеях гражданственности и патриотизма. Памятник Петру I Э М. Фальконе. Изучение на его примере основных особенностей, присущих монументаль-ной скульптуре. Станковая пластика М. И. Козловского, ее характерные качества.
Становление исторического жанра живописи. А. П. Лосенко и интерес к темам из русской истории. Анализ характерных особенностей классицизма на примере картины «Прощание Гектора с Андромахой». Лосенко как один из основателей русской художественной педагогики. Расцвет портретного искусства. Камерный портрет в творчестве Ф. С. Рокотова. Глубокая человечность и душевная теплота в его произведениях. Особенности лессировочной живописи. Роль тонких тональных переходов в живописной системе Ф. Рокотова.
Многогранность творчества Д. Г. Левицкого. Парадные и интимные портреты. Реалистическая направленность его искусства.
В. Л. Боровиковский_и развитие им темы человеческой личности, ее внутреннего Пира. Живопись В. Боровиковского как связующее звено с искусством начала XIX в. Утверждение сентиментализма. Роль пейзажа в портретах художника.
Зарождение пейзажа как самостоятельного жанра. Городской пейзаж Ф. Я. Алексеева. Композиция идеального пейзажа в произведениях С. Ф. Щедрина и Ф. Матвеева. Декоративность их пейзажей.
Первые шаги бытовой живописи. Художники Иван Фирсов и Михаил Шибанов. Позднее появление и незначительное распространение жанра.
Итоги развития искусства XVIII в.
Тема 8. Искусство России пер.половины XIXв. Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. Воздействие общественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художественную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.
Развитие городского ансамбля, синтез архитектуры и скульптуры. Строительство общественных зданий. Выражение в архитектуре высокого классицизма патриотических идей. А. Н. Воронихин (Казанский собор (ныне Музей религии и атеизма АН СССР), Горный институт). Тома де Томон и его работа над проектом здания Биржи (ныне Военно-Морской музей). Творчество А. Д. Захарова. Адмиралтейство как вершина архитектуры классицизма начала XIX в. Ансамбли К. И. Росси. Дворцовая площадь. В. П. Стасов.
Московская архитектура после 1812 г., ее особенности. Работы московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева.
Успехи русской скульптуры. Творчество И. П. Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Выражение в нем патриотического подъема начала XIX столетия. Ф. Ф. Щедрин и его монументально-декоративная скульптура, украшающая здание Адмиралтейства. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 г. Памятник Крылову, кони на Анич-ковом мосту П. К. Клодта. Б. И. Орловский и его памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Ленинграде.
Академическая живопись. Исторический жанр в творчестве Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и А. Е. Егорова. Академическое искусство (Ф. А. Бруни «Медный змий»). Романтизм в творчестве О. А. Кипренского (портреты А. К. Швальбе, мальчика Челищева, Е. П. Ростопчиной, автопортреты). Идеал Кипренского, отражение в нем черт общественного подъема. Особенности русского романтизма. В. А. Тропинин и его место в русской живописи первой половины XIX в. Элементы жанра в его портретном творчестве. Тропинин как антипод Кипренского. «Домашний» характер портретов Булахова, Равича, Зубовой. Сравнительная характеристика портретов Кипренского и Тропинина (на примере портретов А. С. Пушкина или портрета мальчика Челищева с портретом сына).
Историческая картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сочетание в ней классицизма и романтизма. Эволюция творчества художника от идиллического мировосприятия к трагическому. Соединение открытой романтизмом динамики форм, выразительности движения с устойчивостью композиции классицизма. Знаменательность обращения Брюллова в исторической картине не к отдельному герою, а к человечеству, его судьбе. Отзвук в картине социальных сдвигов, исторических перемен, происшедших в начале XIX в. Парадные и интимные портреты К. П. Брюллова. Театрализация и декоративность парадных портретов («Всадница»). Психологическая выразительность интимных портретов (на примере портретов Н. В. Кукольника, портрета археолога М. А. Ланчи и автопортрета). Путь Брюллова от романтизма к реалистическому образу в портретном жанре. Значение творчества художника. Школа Брюллова. Т. Шевченко.
Гениальный русский художник А. А. Иванов. Его идеи о роли и назначении искусства и художника. Отражение в его творчестве передовых освободительных стремлений эпохи. Нравственные искания художника, воплотившиеся в картине «Явление Христа народу». Идейный смысл и демократические основы картины. Этический романтизм Иванова. Идея нравственного преобразования людей как основа творчества Иванова. Реалистические тенденции и академические условности главной картины Иванова. Всемирно-исторический процесс в библейских эскизах. Монументальный стиль Иванова. Его ранние картины на мифологическую тематику («Аполлон, Кипарис и Гиацинт»). Пленэрная живопись в пейзажах Иванова как предвидение достижений живописи конца XIX в.
Развитие пейзажной живописи. Реалистическая направленность пейзажей С. Ф. Щедрина. Передача в пейзаже света и воздуха.
Родоначальник бытового жанра в русской живописи А. Г. Венецианов. Произведения на крестьянскую тему. Поэтичность"его творчества. Народные персонажи — главные герои его произведений. Специфические особенности жанровой живописи Венецианова. Односложность действия, отсутствие сюжетного развития и конфликта, критического начала. Поэтический характер образов картин «На жатве. Лето», «На пашне. Весна». Открытие Венециановым национального сельского пейзажа. Единство человека с природой в картине «Спящий пастушок». Величие простого мира в жанровых сценах Венецианова. Школа Венецианова. Метод преподавания.
Отражение идейных исканий 40-х гг. XIX в. в живописи П. А. Федотова. Путь художника от внешне карикатурного подхода ранних рисунков к аналитическому реализму зрелых произведений («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка»). Передача трагической сути окружающей жизни в картинах «Анкор, еще анкор!» и «Игроки». Развитие живописной системы мастера. Значение первого этапа критического реализма для искусства второй половины XIX в. Его особенности. Федотов и Гоголь.
Тема 9. Искусство России втор.половины Сосредоточение творческих проблем вокруг главных противоречий общественной жизни, социальная заостренность художественного творчества. Борьба с реакционным академизмом. «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Значение деятельности Товарищества передвижников. Единство идейно-художественных устремлений русской литературы, живописи и музыки второй половины XIX в. Утверждение принципов национальности и народности в творчестве передвижников. Роль В. В. Стасова и П. М. Третьякова в художественной жизни России.
Живопись 1860-х гг. Бытовые картины обличительного характера в живописи 1860-х гг. и их художественные особенности. Произведения И. М. Прянишникова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, Н. В. Неврева. Развитие бытового жанра. Сюжеты и темы. Социально-обличительный характер картин В. Г. Перова («Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Утопленница»). Произведение художника «Последний кабак у заставы» — новый шаг в развитии реалистического метода: изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмоционально-лирическому. Возрастание значения пейзажа в картинах Перова второй половины 1860-х гг. Глубина и многогранность психологической характеристики в портретных произведениях Перова. Портрет Ф. М. Достоевского. Перов — педагог. Роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества в развитии русского реалистического искусства.
Творчество художников-передвижников 1870— 1880-х гг. Программа передвижников. Развитие в их творчестве различных жанров — бытового, исторического, портретного, пейзажного. Мировое значение искусства передвижников.
И. Н. Крамской и его роль в создании и деятельности «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников» и «Товарищества передвижных художественных выставок». Идея картины «Христос в пустыне». Использование художником евангельского сюжета для воплощения своей этической программы. Создание Крамским портретной галереи деятелей культуры своего времени. Портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова — «властителей дум» своего времени.
Сложность творческого пути Н. Н. Ге. Интерес художника к евангельской тематике, истолкованной в духе «нравственного христианства» («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие»). Ге и Толстой. Психологическая выразительность картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Анализ композиции картины. Отражение борений мысли и чувства в портретных образах А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, автопортрете художника.
Бытовая живопись передвижников. Главные темы. Стремление к многогранной трактовке явлений действительности.
В. В. Верещагин и развитие батального жанра в русской живописи XIX в. Особенности творчества Верещагина. Публицистичность его искусства. Серии картин. Интерес к быту народов.
Обращение к русской природе в пейзаже. Стремление художников раскрыть ее состояние и дать рассказ о ее жизни в связи с жизнью народа. Лирический характер пейзажей А. К. Саврасова («Грачи прилетели», «Проселок»). Простота мотива, внимание к внутреннему богатству внешне простого пейзажа.
Пейзажи И. И. Шишкина («Рожь», «Лесные дали»). Эпическая тема у Шишкина.
Романтическая взволнованность в картинах природы Ф. А. Васильева («Оттепель», «Мокрый луг»).
Интерес к декоративной выразительности и световым эффектам в картинах А. И. Куинджи («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Преподавательская деятельность художника.
Пейзажи В. Д. Поленова. Достижения Поленова в области живописи на открытом воздухе (пленэр). Педагогическая деятельность художника.
Пейзажи И. И. Левитана. Завершение развития передвижнического пейзажа. Правдивость и эмоциональность образов русской природы. Выражение демократических идей. Стремление в пейзажной живописи к картинности и обобщенности («Над вечным покоем», «Владимирка», «Золотая осень», «Март», «Озеро»). Значение творчества Левитана для развития русского и с лирического пейзажа.
Маринист И. К. Айвазовский. Романтические и реалистические тендендии в его живописи («Девятый вал», «Черное море»).
Творчество И. Е. Репина — высшее достижение искусства передвижников. «Бурлаки» — новаторское решение темы народа. Монументальный, синтетический характер решения картины на современный сюжет. Портреты Репина и их место в дальнейшем развитии его творчества. Картины на крестьянскую и революционную тему («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Картины исторического жанра («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Поздний период творчества. Гру