Раздел 3. Искусство средних веков и эпохи Возрождения

Тема 1. Искусство средневековой Европы Искусство средневековья — искусство новых народов, пришедших на смену античной цивилизации. Формирование средневековой «картины мира». Господство христианского мировоззрения. Рыцарский замок, монастырь, храм - главные типы сооружений. Базилика. Значение применения сводчатых конструкций. Архитектура Франции (храмы Нормандии и Бургундии, жилой дом 1159 г. в Клюни). Архитектура Германии (соборы в Майнце, Вормсе). Церковь в аббатстве Мария-Лах - классический памятник германской романики. Замок Вартбург в Тюрингии - типичный пример позднероманской княжеской резиденции.

Скульптура Франции. Художественный язык романской скульптуры. Портал церкви Сен Пьер в Муассаке - классический образец композиции романского тимпана. Тимпан портала собора Сен Лазар в Отэне - дальнейшее развитие типа. Тематика, образы рельефов, их символика, стиль. Скульптура Германии. Статуя льва в Брауншвейге (1165 г.) - редкий образец светской монументальной скульптуры. Рельефы ограды хора Бамбергского собора - новое направление в скульптуре. Романская миниатюра. Ковер из Байе. Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан - прославленный памятник средневековой росписи.

Тема 2. Средневековое искусство Востока.

Искусство Китая. Светская живопись периода Тан. Императорская академия художеств в Чаньане. Связь живописи, каллиграфии и поэзии. Космическое восприятие искусства. Искусство периодов Юань (ХIII-XIV) и Мин (ХIV-XVII вв.). Развитие ксилографии.

Развитие городов, их планировка. Особенности зодчества средневекового Китая. Ансамблевый и пространственный характер планировки, органическое соединение с ландшафтом. Строительные материалы. Отражение в архитектуре символики мироздания. Садово-парковое искусство Китая.

Искусство Японии. Особенности японской архитектуры. Культовое и дворцовое зодчество. Расцвет японской монохромной пейзажной живописи ХV в. Декоративный стиль школы Кано. Росписи дворцов. Живопись ХVII в., новые тенденции. Развитие гравюры на дереве. Главнейшие мастера японской гравюры ХVIII - нач. ХIX в. - Харунобу, Утамаро, Сяраку, Хиросигэ, Хокусай. Особенности декоративно-прикладного искусства Японии. Предмет и интерьер как единое целое. Изделия из бронзы, керамика, лаковое производство, ткани и вышивка по шёлку.

Тема 3. Искусство Византии

Византийская культура - культура христианского мира. Античное наследие в византийском искусстве. Сложение новой художественной системы. Крестово-купольный храм, его символика, декоративное убранство. Собор святой Софии в Константинополе (VI в.), церковь Дмитрия Солунского в Салониках (VII в.).

Византийские мозаики - мозаики храмов святого Виталия и Аполлинария в Равенне (VI в.), Дмитрия в Салониках (VII в.). Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде (IX в.) - типичный образец византийского монастырского комплекса. Архитектура и убранство (каноническое расположение сюжетов на стенах храма, представление о цикличности времени в организации храмового пространства).Византийская фреска, икона, миниатюра.

Искусство Палеологовского Возрождения (1261-1453 г.) Монастырь Хора (Кахрие-Джами) в Кoнстантинополе (XIV в.). Росписи храмов Мистры (XV в.) Прикладное искусство Византии.

Тема 4. Средневековое искусство мусульманского мира.

Возникновение Ислама и его роль в объединение арабов в их завоевательных походах. Развитие городов, ремёсел и торговли. Роль арабского языка. Участие местных народов в создании культуры халифата. Религия ислама - идеологическая надстройка искусства. Запрещение исламом изображение живых существ. Ведущая роль архитектуры и прикладного искусства. Новый декоративный строй, значение орнамента. Местные школы зодчества Арабского Востока в период после распада Халифата. Архитектурный комплекс Мавританской Испании - замок Альгамбра в Гренаде (ХII - нач. ХV в.). Изысканность архитектурных форм и декоративных мотивов.

Сложение миниатюрной живописи как иллюстрации светской рукописной книги.

Самарканд как важнейший центр архитектурной мысли и его влияние на постройки Ирана и Афганистана XV-ХVII вв. Сложение миниатюрной живописи и её темы. Художественное ремесло средневекового арабского Востока - керамика, изделия из металла, ткачество, ковроделие. Единство принципов декоративной орнаментики.

Искусство Малой Азии и Османской Турции. Особенности сельджукской архитектуры и искусства и её связь с народом Кавказа. Первые турецкие художественные центры в Малой Азии - Брусса, Никея ХIV в. Стамбул и его значение. Особенности турецкого орнамента.

Тема 5. Искусство эпохи Ворождения. Италия. Перемены в экономической, политической и культурной жизни европейских стран и, как следствие, широкое обновление культуры. Начало становления реализма. Изменение художественной системы средневековья. Создание научной системы линейной перспективы. Связь искусства и науки как характерная особенность культуры Возрождения. Искусство античности как одна из основ культуры Возрождения.

Искусство проторенессанса (конец ХIII - первая половина XIV в.). Церковь Сан Миньято и баптистерий во Флоренции - сооружения проторенессансного типа. Никколо Пизано - реформатор школы скульптуры. Пьетро Каваллини, Чимабуэ - основатели живописи проторенессанса. Джотто - крупнейший мастер эпохи. Искусство раннего Возрождения. Флоренция - главный центр искусства раннего Возрождения. Филиппе Брунеллески - крупнейший архитектор рубежа двух эпох. Купол собора Санта Мария дель Фиоре. Воспитательный дом как образец сооружения гражданского назначения. Тип ренессансного центрического сооружения - церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци.

Скульптура. Донателло - мастер, заложивший основы европейской реалистической скульптуры. Статуя Гаттамелаты в Падуе.

Живопись раннего Возрождения. Мазаччо - глава нового направления в живописи Флоренции. Фрески капеллы Бранкаччи. Творчество Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи, Л.Синьорелли, Филиппино Липпи. Сандро Боттичелли - крупнейший живописец позднего кватроченто. Высокое Возрождение. Титаны Возрождении - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Портрет в искусстве Возрождения.

Искусство Венеции в эпоху Возрождения. Собоp святого Марка.

Живопись Джорджоне, П.Веронезе, Тициана, Дж.Тинторетто. Архитектура Италии XVI в. А.Палладио (1518-1580 гг

Тема 6. Искусство Франции XV-XVI вв Проникновение концепций Возрождения во Францию. Переработка готических идеалов. Устремление к реализму в миниатюрах Часослова герцога Беррийского, исполненных братьями Лимбург. Жизнеутверждающий характер портретов и алтарных образов Жана Фуке («Богоматерь с младенцем). Работы Жана Клуэ Старшего («Богоматерь во славе»

Тема 7. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. Особенности и основные черты искусства северного Возрождения. Его сравнение с итальянским. Живопись нидерландов. Братья Ван Эйки – мастера масленой живописи. Рогир ван дер Вейден, Гуго ванн дер Гус. Портрет в живописи нидерландских мастеров. Крупнейшие мастера нидерландского возрождения И. Босх и П. брейгель Старший.

Тема 8. Искусство Германии XV-XVI вв. Искусство немецкого Возрождения. Черты нового и сохранение средневековых традиций. Значение крестьянской войны и реформации для развития искусства. Центры раннебуржуазной культуры в Южной Германии и образование немецкой художественной школы. Изобретение книгопечатания и развитие книжной графики. Альбрехт Дюрер как великий рисовальщик, гравер, живописец, теоретик искусства, архитектор. Монументальность алтарных композиций Дюрера «Четыре апостола», «Праздник четок». Портреты и аллегорические гравюры «Четыре всадника», «Рыцарь, смерть и дьявол».Творчество Маттиаса Грюневальда и Лукаса Кранаха.
Ганс Гольбейн Младший. Черты внутренней и внешней гармонии в портретах Гольбейна, выражение социальной принадлежности моделей (портреты Джона Пойнса).

Тема 9. Искусство Испании XV-XVI вв.Превращение Испании в мировую державу и расширение ее культурных связей. Крах политики испанских королей, наступ­ление феодальной реакции. Подражание мастерам Высокого Ренессанса. Распространение маньеризма. Подъем националь­ного реалистического искусства.
Тема 10. Искусство Италии XVIIвв. Укрепление абсолютизма на почве централизованных государств. Образование национальных рынков. Завершение процесса формирования наций. Создание национальных художественных школ и их взаимодействие. Разнообразие художественно-идейных течений.
Стиль барокко как выражение идеологических и политических тенденций абсолютизма и контрреформации. Барокко как своеобразная художественная реакция против маньеризма. Новое понимание пространства, экспрессивность и динамика композиций. Концентрация художественных сил в папском Риме и формирование римской школы архитектуры. Основные особенности архитектуры итальянского барокко на примере произведений Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Фонтаны и скульптурное убранство садов и парков. Характер барочного синтеза искусства, подчинение живописи, скульптуры архитектуре.
Раннее барокко. Болонская академия братьев Карраччи и следование классическим образцам. Работы Аннибале Карраччи по оформлению палаццо Фарнезе в Риме.
Высокое (зрелое) барокко. Скульптура Л. Бернини («Аполлон, преследующий Дафну», «Экстаз св. Терезы», надгробие папы Урбана VIII). Сочетание в его произведениях остроты реалистичного изображения с широтой декоративного видения, экспрессия. Микеланджело Меризи да Караваджо. Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве. Демократизм его искусства. Главенствующая роль светотени в работах Караваджо («Вакх»).
Росписи Пьетро да Кортона в палаццо Барберини. Определение значения перспективы и света в построении иллюзионистических прорывов в бесконечность. Субъективизм и романтическое истолкование пейзажа в работах Маньяско. Эмоциональная насыщенность и развитие традиций реализма в произведениях Джузеппе Мария Креспи и других мастеров зрелого барокко.

Тема 11. Искусство Фландрии и Голландии XVIIвв Своеобразие истории развития Южных Нидерландов, оставшихся под властью Испании. Жизнеутверждающий характер фламандского искусства.

Питер Пауль Рубенс — глава фламандской школы живописи. Основные черты произведений Рубенса: преобладание бурного чувства, динамизм форм, торжество декоративного начала, свежесть восприятия и реалистическая убедительность, сила фантазии и воображения. Колористика и рисунок в картинах Рубенса «Воздвижение креста», «Персей и Андромеда». Народная основа творчества Рубенса. Антонис Ван Дейк — соперник Рубенса в создании больших многофигурных композиций. Парадные портреты (портрет Карла I).
Народно-демократический характер и оптимизм творчества Якоба Иорданса.
Адриан Браувер как крупнейший представитель фламанд­ского крестьянского жанра. Франс Снайдерс — мастер монументального декоративного натюрморта.

Интерьеры жилых и общественных зданий, их убранство.
Народные основы голландского искусства в период борьбы против испанского владычества и демократические традиции революционной поры в первые десятилетия после установления республики. Расцвет реалистического искусства Голландии. От­сутствие монументально-декоративной живописи при наличии большого спроса на станковые работы. Стремительное разви­тие новых жанров, превалирование национальной тематики, от­сутствие религиозных сцен.
Групповые и одиночные портреты Франса Хальса, их жиз­ненность, правдивость и демократический характер: групповые портреты офицеров стрелковой роты св. Георгия; жанровый портрет «Цыганка», портрет Малле Баббе (гарлемской ведь­мы). Темпераментность живописной техники Хальса.

Рембрандт ван Рейн. Ранний период творчества («Даная»). Глубина и своеобразие работ художника зрелого периода («Ночной дозор», «Святое семейство»). Поразительная проник­новенность трактовки. Рембрандт как величайший психолог и философ духовного мира больных и страждущих (портреты 50—60-х гг., «Возвращение блудного сына»). Многоплановость психологических характеристик в портрете и автопортретах. Рисунки и офорты Рембрандта.
Узкая специализация живописи не только по жанрам, но и по сюжетам. Развитие реалистического пейзажа в творчестве Якоба ван Рейсдаля и М. Хоббема. Художники натюрморта, ба­талисты и анималисты (Биллем Хеда и др.). Крупнейшие пред­ставители бытового жанра: Адриан Остаде, Герард Терборх, Ян Стен, Габриэль Метсю, Питер Хоох.

Наши рекомендации