Занятие 19. «Путешествие на машине времени»
Цель: Составление рассказов о путешествии во времени по воображению, с опорой на предметные картинки.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Транспорт»;
— учить детей составлять рассказы по воображению с опорой на предметные картинки о развитии различного транспорта;
— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование:пульт от любой бытовой техники, иллюстрации 86-101 с изображениями различных видов транспорта (арба, телега, велосипед, трамвай, паровоз, автомобиль; плот, лодка, корабль-парусник, пароход, паром; воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, ракета), магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед приглашает детей отправиться в необычное путешествие, но сначала предлагает размяться перед дорогой — вспомнить различные виды транспорта. Проводится игра «Вспомни и назови».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть виды транспорта и признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Большой автобус. Зеленый автомобиль...
II. Основная часть занятия
Введение в тему.
Логопед. Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт.
А вы, ребята, знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям перемещаться во времени и пространстве. Но существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления. Но сначала вспомните, на какие группы можно поделить весь транспорт. (Наземный, подземный, водный и воздушный.)
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Сели на машину. Налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом плыли, до горы доплыли, Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у. | Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств. |
2. Составление творческих рассказов по опорным картинкам.
Логопед. Обхватите плечи руками. Я нажимаю цифру «один» на пульте управления, и мы отправляемся в первое путешествие. Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке и рассказать, как происходило развитие наземного транспорта.
Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия.
Логопед. Пожалуй, самым большим достижением человека для передвижения по земле стало изобретение... колеса. Позднее человек изобрел для передвижения и перевозки грузов двухколёсную арбу, в которую запрягал лошадь или осла. Потом для перевозки тяжелых грузов изобрели телегу. В нее запрягали: волов и лошадей- тяжеловозов.В городах люди также стремились к быстрому передвижению. И в один прекрасный день изобрели велосипед, которым человек мог управлять самостоятельно. После велосипеда изобрели трамвай, паровоз и автомобиль. В наше время люди совершенствуют эти виды транспорта. Так, например, появился подземный транспорт — метро.
Теперь снова обхватите плечи руками. Я нажимаю на пульте цифру «два», и на машине времени мы отправимся во второе путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался водный транспорт. Перед вами следующий набор картинок, которые также нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило развитие водного транспорта.
Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Плот, лодка, парусный корабль, пароход, паром.)
Логопед. А сейчас обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «три», и на машине времени мы отправимся в последнее, третье, путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался воздушный транспорт. Перед вами третий набор картинок, которые снова нужно расставить в правильном порядке и попробовать догадаться и рассказать, как происходило развитие воздушного транспорта.
Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, космический корабль — ракета.)
Логопед. Молодцы, ребята. Все вы хорошо поработали. Обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «ноль», и на машине времени мы возвращаемся домой. Понравились вам путешествия? (Ответы детей.)
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Спрашивает детей о том, какие путешествия они совершали и на чем. Благодарит всех детей за старание и просит их нарисовать эти путешествия в своих специальных альбомах.