Лекция «общая характеристика литературы конца xix - начала xx века. продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики (а.п. чехов, и.а. бунин, а.и. куприн)»
Канун нового века воспринимался интеллигенцией как итог исчерпавшей себя цивилизации, преддверие неминуемой катастрофы, начало конца света. Подобными настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества.
Общество, оказавшееся на краю пропасти в обстановке «пира во время чумы», обуреваемое тревожными предчувствиями и разного вида страстями, повело себя подобающим образом. Это было время бешеной популярности всякого рода оккультных наук, мистических откровений, напряженной философской мысли и самого низкопробного шарлатанства.
В обсуждение современной жизни включилась и художественная литература. «На повороте», «Без дороги», «Закат старого века» — такими заголовками пестрили названия произведений русских писателей. Однако вместе с тем эпоха воспринималась и как время небывалых свершений. Обострялось внимание к извечным проблемам бытия: проблеме судьбы страны, народа и отдельной личности, понимания сущности искусства и роли творца в жизни.
Если в XIX веке литература обладала высокой степенью мировоззренческого единства, была реалистической, то на рубеже веков, в эпоху революционных потрясений, возникло мнение, что реализм исчерпал себя, что необходимы иные художественные формы. Литература лишается единого центра и представляет собой многоярусную художественную реальность, несмотря на то что реализм по-прежнему остается влиятельным литературным направлением.
Итак, литература распалась на два несовместимых течения — реализм и модернизм. (Модернизм — общее название направлений в искусстве и литературе XX века — символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д., — для которых характерны отрицание традиционных форм эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.)
На рубеже веков продолжается творчество таких классиков литературы XIX века, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Традиции этих великих реалистов продолжили И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев.
Л.Н. Толстым на рубеже веков были созданы роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала», драма «Живой труп», а А.П. Чеховым — рассказы «Человек в футляре», «Ионыч», пьеса «Вишневый сад».
Своим творчеством эти писатели как бы доказывали: завершить реалистическую традицию невозможно. Реализм способен создать целостную картину мира, но вместе с тем одновременно фиксирующую и множество частностей. Реализм не ставит под сомнение обязательность сюжета, характера, этической проблематики повествования.
В связи с экономическим и промышленным подъемом и социальными изменениями, в частности возникновением и укреплением буржуазии, в России с середины 90-х годов XIX века наблюдается значительное усиление политических и духовных интересов.
Этот взлет, который проявился в области философии и литературы, а также изобразительных искусств, музыки, балета и театра, позволил современникам говорить о духовном возрождении, или Серебряном веке русской культуры. После упадка поэтической техники в творчестве поэтов 70—80-х годов XIX века резко возрос интерес к формальным изыскам, как в изобилии изобретенным вновь, так и к традиционным, воскресшим из небытия.
Тесно взаимосвязано с культурным расцветом и обращение части интеллигенции к религии — «религиозное возрождение».
«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Есть золотой и есть серебряный век искусства.
И в тот, и в другой - люди друг друга стоят.
Вряд ли первые другой природы, чем вторые.
Н. Оцуп
А) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой», в творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды... Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принесший всходы».
Сам термин «серебряный век» является '•весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно.
Если исходная граница «серебряного века» дискуссионной не является (она примерно совпадает с хронологическим рубежом столетий), то финал разными исследователями прочерчивается по-разному. Так, Ин. Анненский ушел из жизни в 1909 году, а И. Бунин - в 1953-м, притом, что и тот, и другой не могут быть изъяты из общего контекста «серебряного века». Вадим Крейд трактует конечную границу явления в историческом плане: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться.... Каждый ее активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы - и творческие индивидуальности - каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще некоторые объединения... но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева».
Поэт-философ Владимир Соловьев с проницательностью очертил трудную задачу художника нового времени:
Все, изменяясь, изменило, Везде могильные кресты, Но будят душу с новой силой Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта - Как свежий ключ среди руин... Времен не слушаясь запрета, Он в смерти жизнь хранит один.
Процитировано стихотворение «Ответ на «Плач Ярославны», что само по себе достаточно характерно, ибо вся поэзия «серебряного века», жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и - шире - мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями, частушками. В этих стихах В. Соловьева как бы закодированы и другие важнейшие тенденции символизма как литературно-философского направления модернизма: поэтика намека и иносказания, эстетизация смерти как живого начала, знаковое наполнение обыденных слов.
Владимир Соловьев стоял у истоков русского серебряного века как старт для духовного взлета целой культурной общности творцов.
Среди модернистов было заметно сильное влияние французской поэзии.
Поэтам серебряного века дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса вне их привычной иерархии. «Славлю в равной мере Капельку и море», - пишет один символист, а другой откликается: «И Господа, и Дьявола хочу прославить я...»
В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.
Вот свидетельство об этом одной из современниц:
В Москве местом встреч и деятельности разных литератур-но-артистических групп был Литературно-Художественный кружок. Его много ругали, но все туда шли. У старой реалистической школы была «Среда», у' символистов - «Общество свободной эстетики», там самодержавно главенствовал Валерий Брюсов... Публика в Литературно-Художественном кружке, кроме писателей и артистов, была очень разная. Она состояла главным образом из поклонников литературы и искусства» (из воспоминаний Л. Рындиной в книге «Воспоминания о серебряном веке» (М.: Республика, 1993).
В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным.
«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали стихи Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.
А. Ахматова вспоминала впоследствии:
Да, я любила их, те сборища ночные, - На маленьком столе стаканы ледяные. Над черным кофием пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый, зимний жар...
Одним из примечательных авторов Серебряного века является Иннокентий Анненский. Несмотря на интерес к иррациональному и подсознательному, Анненский, по словам Лидии Гинзбург, - поэт интеллектуальный, что проявилось как «видимая работа познающей мысли, проявленная в самом сюжете стихотворения».
Интеллектуальность сосуществует у Анненского с унаследованным от русской поэзии XIX века пронзительным романсным лиризмом.
У Анненского лирическое событие не имеет повествовательной оболочки. Его сюжетность - в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов.
В его стихах символика стоит уже иногда на грани однозначного аллегоризма. Но есть ряд стихотворений, в которых, напротив, вещи сохраняют свое предметное качество.
Они сопровождают душевный процесс, становятся его выразительными атрибутами.
Б) Рассмотрим отрывок из стихотворения «Баллада» :
Позади лишь вымершая дача... Желтая и скользкая... С балкона Холст повис, ненужный там... Но спешно Оборвав, сломали георгины.
«Во блаженном...» И качнулись клячи. Маскарад печалей их измаял... Желтый пес у разоренной дачи Бил хвостом по ельнику и лаял...
- В чем особенность этого стихотворения?
(Сюжет не развивается. С первого взгляда отсутствует человек. Прозаичны зарисовки с их дробностью и детализацией.)
Такой тип соотношения между вещью и человеком специфичен для поэтического мышления Анненского. Предмет не сопровождает человека и не замещает его иносказательно; оставаясь самим собой, он как бы дублирует человека. Несоответствие «во блаженном...», «маскарад печалей» - сломанные георгины и «клячи» не игра на крутых переходах от низкого к высокому. Меру ценности вещей - тем самым и высоты слов - поэт ищет в их символической связи с душевными муками и радостями человека. «Шипы не ниже струн, потому что и те и другие являются знаками важных душевных событий. И те и другие могут быть поэтичны», - отмечала Лидия Гинзбург в статье, посвященной творчеству Иннокентия Анненского.