Пути, отвергнутые Раскольниковым
Пётр Петрович Лужин
1. Лужин из нуворишей («нувориши» - порождение эпохи), его принцип - «всяк о себе сам помышляет».
2. Беспринципен. Его трижды изгоняют: изгоняет Дуня, Раскольников, Либезятников. Его ничем нельзя пробить, никакие оскорбления его не трогают. Он как лужёный.
3. Портрет ( см. выше).
4. Старается идти с веком наравне, изучает новые теории, чтобы не прозевать, что можно из них извлечь для себя. «Теорию разумного эгоизма» он понял по-своему: сострадание не нужно, на двоих кафтан делить бессмысленно. Девиз времени - «возлюби себя». Это пародия на наполеонов.
5. Его отличает известная последовательность. Он прославляет эгоизм и живёт им. Расчётливость - вот принцип его жизни. Эгоизм ещё один его принцип. С нашей точки зрения, это безнравственно, но Лужин этим не тяготится.
6. Он «выбился в люди», вероятно, тоже какой- то спекуляцией. Он боится Либезятникова, способен на преступление (подкладывает деньги Соне), бесстыден, знает, что поверят ему, а не Соне.
7. Предельно скуп (Поездка Пульхерии Александровны и Дуни в Петербург, номера, которые Лужин снял для них). Он везде преуспевает. Только со встречи с Раскольниковым у него начинается полоса неудач.
8. Теория Лужина сопоставляется с теорией Раскольникова. Но вместо «крови по совести», которую, по мнению Раскольникова, можно пролить во имя спасения человечества, Лужин допускает любую свободу действий во имя собственных целей. Лужин никого не убьёт, официальных законов общества не преступит, но он постоянно преступает нравственные законы: отрицает доброту, человечность,всё подчиняет выгоде, расчёту.
Теория Лужина - оборотная сторона теории Раскольникова : один нарушает нравственные законы, другой - официальные.
Вывод.Деньги – единственный бог Лужина. Нет предела его беззастенчивости и наглости. Но хочет произвести выгодное впечатление, готов «переступить все препятствия». Живёт по принципу «всё дозволено». Угрызения совести и сострадание не знакомы ему. Стиль его речи - судейский слог, «не то чтоб уж очень безграмотно, да и не то, чтоб уж очень литературно», деловой.
Аркадий Иванович Свидригайлов ( см. выше)
Вывод.Довёл до смерти жену, преследовал Дуню, стал виновником самоубийства дворового человека Фёдора и девочки, жестоко им обиженной.
Это доведённый до цинизма вариант теории Раскольникова. Проснувшаяся совесть, раскаяние приводят его к самоубийству
Раскольников и СоняОбраз Сони - это победа человеческого сердца, это победа жизни над теорией.
Первое настоящее свидание с Соней происходит в IV части романа.
- Чего добивается Раскольников от Сони в начале свидания?
(Бунта (Часть IV, глава 4). Он пытается заставить Соню возмутиться, бунтовать против обидчиков. (Катерина Ивановна – причина того положения Сони, в которое она попала, и Раскольников говорит ей об этом. Соня же защищает Катерину Ивановну. Она видит её страдания, её душу, силу её страданий. Соня сострадает Катерине Ивановне. Она живёт любовью к людям, а потому бунт невозможен.
И когда она слышит слова Родиона : «А может, и Бога-то нет!» - то приходит в отчаяние.
- Тогда следует еще более острый вопрос: почему же она живёт в таком разврате и терпит это, она, которая должна жить высокой культурой жизнью?
(Она живёт не для себя. Истинная духовность не позволяет ей пасть. Перед Раскольниковым настоящее чудо, и он просит прочитать в Евангелии о чуде. Он понимает, что Соню к жизни привязывает не вера, а любовь, и она, падшая, даёт ему уроки сердцеведения. Раскольников целует ей ногу. Теория Раскольникова терпит крах. Соня даёт ему урок огромной любви к людям и веры в чудо, которых лишён Родион.
Нигилизм Раскольникова сталкивается с верой Сони. Живя в грязи, она сохраняет неприкосновенной свою душевную красоту. И она верит в Бога! Раскольникову дан пример веры в Бога и любви к людям. Соня одерживает нравственную победу, и Родион уходит в состоянии смятения. Он ведь считал, что она пойдёт с ним против всего света, а она не бунтует. Раскольников понимает, что люди, ради которых он преступил закон и все нравственные нормы, не приняли его поступка. Да, его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления, ибо он не просто убил, а хотел утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление. Старуху Раскольников убил совершенно сознательно, ради утверждения правоты убийства. По мнению Достоевского, любая теория есть преступление против жизни. Достоевский стремится показать шаткость понятий и теорий).
-Раскольников приходит к Соне во второй раз. Он удивлён её решением: оно состоит в самопожертвовании, в том, что она переступила через себя, вынуждена была принять грех, и основная её идея - это идея «непереступаемости другого». Переступить другого - значит, по мнению Сони, погубить себя. Раскольников мерит своё преступление её преступлением, стараясь оправдать себя. Её решение, считает он, не есть подлинное решение, а значит, он прав, он вновь задаёт себе вопрос: жить ли терпеливо в мире, как он есть, «переступая», подобно Соне, только через себя, или же переступить законы этого мира.
Раскольников преступает нравственные законы только потому, что убедил себя в их ложности. В лице Сони он встречает человека другого, человека, который пробуждается в нём самом и которого он преследует как слабую и беспомощно дрожащую тварь, хотя и ощущает его рост в своей душе.
Эпизод признания перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы. Тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми заставляет его принять от Сони крестик..
Суд Сони - это суд любовью, жалостью, состраданием. Людей, по мнению Достоевского, спасёт братское отношение друг к другу, а основу для единения людей надо искать в народной России.
Судьба Сони отвергает взгляд Раскольникова - теоретика. Перед нами отнюдь не дрожащая тварь и далеко не смиренная жертва обстоятельств. Не липнет к ней грязь убогой обстановки.
- А вера в Бога спасёт мир?
- А кто спасёт Соню, семейство Мармеладовых?
Вспомните этот разговор при первом свидании. На стороне Сони тот факт, что на ней нет крови, и она никогда не примет идеи Раскольникова. Так считает автор, но об этом чуть позже.
Итак, к Соне не липнет грязь обстановки, обстановки, казалось бы, совершенно исключающей добро и человечность. Соня находит выход: он в самопожертвовании, в добровольной сострадательной любви к людям. Путь Сони не радикален, но в нём нет и намёка на кровь. Она отдала всё, потому что нельзя отнять жизнь по совести, она понимает это и не приемлет идею Раскольникова: если Бога нет, то всё позволено, потому что тогда Я определяю, что есть добро и зло.