Причины преступления Раскольникова
1. Социальное происхождение (Студент, бросил юридический факультет).
2. Портрет красивого, молодого, но раздавленного бедностью человека, не очень здорового.
3. Основные черты духовного облика:
а) одарённый, умный юноша;
б) беспредельно добр, благороден;
в) сострадание к ближнему, душевная ранимость, презрение к пошлости;
г) горд, необщителен, одинок, его отличает скептицизм, индивидуализм.
4. Страшная бедность породила сложность и противоречивость натуры. Мировоззрение складывается под влиянием спада общественного движения в России и идей бонапартизма. Наполеон III в «Истории Юлия Цезаря» развивает идеи об особом назначении великой личности:
а) Раскольников не приемлет мир насилия и зла;
б) страстно хочет его изменить, сочувствует всем униженным и оскорблённым, ищет пути их спасения;
в) разрешает «кровь по совести»;
г) делит всех людей на «тварей дрожащих и право имеющих», постоянная борьба с самим собой (значащая фамилия Р а с к о л ь н и к о в);
д) Раскольников - мыслитель и идеолог, стремящийся воплотить в жизнь теорию, он терпит крах.
5. Теория Раскольникова терпит крах, потому что она порождение волчьих законов буржуазного общества.
6. Трагедия Раскольникова в том, что убийство Алёны Ивановны становится для Раскольникова самоубийством.
7. Спасение в любви к Соне
8. Почему же умный, добрый Раскольников совершает преступление? Прав ли Писарев, утверждающий, что будь у Раскольникова 20 тысяч рублей, а не 20 копеек, он не совершил бы преступления? Если признать это верным, значит уничтожить все проблемы. Раскольников понимает, что всем помочь деньгами Алёны Ивановны он не сможет. Да и не в деньгах для него дело, ведь он спрятал их, не воспользовавшись ни одной копейкой). Значит, что-то другое движет Родионом Раскольниковым. Что же такое, это что-то.
А) Конечно, «дикая теория» Раскольникова родилась в результате его невыносимого положения: он вынужден бросить институт, он видит, что собой ради него жертвуют собой самые близкие люди - мать и любимая сестра Дуня, он знает еще об одной жертве - Сонечке Мармеладовой, над ним постоянно довлеет проблема уплаты денег за комнату, а у него нет ни копейки, глубокое впечатление произвела на Родиона исповедь Мармеладова и разговор с городовым о девочке, которая входит в узаконенный процент погибающих ради вливания новой крови в общественные силы.
Б). Не менее важно для него и принятие решения, кто же он, «тварь дрожащая или право имеет». Сам себе он не смеет лгать: «Не для того я убивал, чтобы матери помочь… Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим - нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живых соки высасывал, мне в ту минуту всё равно должно было быть. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек. Смогу ли я преступить или не смогу. Тварь ли я дрожащая или право имею».
В). Проверка своей теории. В чём она состоит?
В ней чудовищно переплелись гуманистические устремления с антигуманистическими представлениями, что сильная личность способна путём господства над «человеческим муравейником» с помощью насилия принести благо людям. Раскольников видит людей необыкновенных, говорящих новое слово, и обыкновенных, которые воспроизводят только себе подобных. Гении ведут людей за собой, имеют право на преступление, потому что новый закон создаётся ломкой старого мира, старого закона, а у старого мира всегда есть защитники.
Г). Почему же теория терпит крах? Раскольников считает человеком того, кто сам создал нравственные критерии жизни, сам, а не Бог. Это страшно для Достоевского, и он наказывает Раскольникова. Если нет Бога, нет чёткой границы добра и зла, нет страха, который держит человека в узде. Деление человека на разряды (по национальности, по цвету кожи) всегда порочно (фашизм).
Д). Главный мотив преступления - проверка идеи, теории, себя, здесь нет средства к преобразованию мира. Причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в природе человека. Поэтому закон, дающий право сильным творить зло, считает извечным, непоколебимым. Достоевский обвиняет Раскольникова в гордыне, в безверии, в бунтарстве и ведёт его к смирению (сон о мировой язве).
Е). Преступность буржуазного мира толкает героя на бунт, но и путь его тоже преступный. Таким образом, теория ложна, несостоятельна, бесчеловечна.