Источники творческой деятельности
ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА
Создание костюма - это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды, обуви. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самыми различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста - проектировщика одежды, обуви, аксессуаров - необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определенным, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание уделено изучению конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на основе исторического - это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи.
ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМ
И КОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА
Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений
Наряду с национальным костюмом богатейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм - от простейших элементарных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья.
В каждую историческую эпоху складывался свой эстетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма и его элементов определяют пропорциональные членения, соотношения костюма и фигуры человека. В большинстве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать, пожалуй, два примера подчинения пропорций костюма естественным пропорциям человеческого тела - это античный и современный костюм.
Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической
характеристикой человека. Психологическая характеристика проявляется в том, что человек надевает на себя. Историческая характеристика складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм становится отражением социального неравенства.
Одежда. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный по талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать - появились передники, юбки, брюки.
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материала для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.
Привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки. Затем появляются нарукавники, предохраняющие руки. Позже родилась идея плаща. Сохранившиеся в употреблении в наше время шали, плащи, накидки, пледы - все это "потомки" той шкуры, которой наш хитроумный предок впервые прикрыл тело.
Обувь появилась значительно позже одежды. Ее родиной были горные и северные районы. Головной убор - самый отличительный элемент костюма, отражающий характер, социальное и семейное положение владельца и т.д. Остриженная голова - признак примирения с обстановкой. Считалось, что голова, волосы обязательно должны быть закрытыми.
Элементарная одежда первобытного человека представляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воздействий внешней среды - холода, сырости, жары и т.п.
Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, как и ряд других причин, условием возникновения и совершенствования одежды явился труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовались одежда и обувь.
На примере использования шкур животных для покрытия тела человека рассмотрим, как складывались первоначальные формы одежды вообще. Формы элементарной меховой одежды (целиком используемой шкуры), закрывавшей грудь и живот (в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления развивались следующим образом: 1) шкуры крепили на плече, связывая лапы (например, древняя одежда венгров), наплечная накидная одежда.