Кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна

МИНИСТРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО» в г.ЯЛТЕ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ДИЗАЙНА

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского» в г.Ялте _____________Т.А.Кот «____»__________2016

Рабочая программа

Учебной практики. Исполнительской практики

Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Профиль подготовки: Художественная роспись

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

для студентов 1 курса очной формы обучения

СОГЛАСОВАНО Заведующий практикой КГУ к.п.н., доцент Л.И.Шилова______ «___» ______________ 20__г.     Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №1, 29.08.16) Заведующий кафедрой, к.п.н, доцент А.Е.Максименко________ «____» ____________20__г.

Ялта – 2016 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и учебного плана по профилю подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Автор: ассистент Чайка Надежда Михайловна, ст.препод.Заргарян И.В.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры протокол №_

от __ _______ 201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Зав. кафедрой (А.Е.Максименко) _________________.

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института протокол № от « » ________201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной практики. Исполнительской практики…................ 5

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

прохождения учебной практики………………………..…………………….….. 6

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата........................... 7

4. Место и время проведения учебной практики............................................... 8

5. Руководство практикой ……………………………..………………………… 8

5.1. Функции базы практики и обязанности руководителя практики…………8

5.2. Права и обязанности студентов-практикантов…………………...……….. 9

6. Объем практики и виды работы……………………………...………………. 9

7. Содержание учебной практики………………………………………..….…. 10

7. 1. Содержание разделов практики………………………...…………………10

7.2. Технологическая карта……………………………………………...………11

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам практики и учебно-

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………...…... 12

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебной практики……………………….………………………………...…..…..13

10. Методические рекомендации по организации практики………….………14

11. Материально-техническое и информационное обеспечение

учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями

здоровья………………………………………………………………………..….15

12. Приложения………………………………….…………………….……….....16

МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

«Учебная практика. Исполнительская практика» является важнейшей частью учебного процесса вуза по подготовке будущих бакалавров художественного образования к профессиональной деятельности, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Учебной практике предшествует изучение дисциплин «Академическая живопись», «Академический рисунок», «Декоративная композиция в художественной росписи» вариативной части профессионального цикла ФГОС ВО. «Учебная практика. Исполнительская практика» является логическим завершением изучения данных дисциплин. Содержание заданий практики исключает дублирование других видов практики и направлено на развитие у студентов самостоятельного творческого решения поставленных задач.

Практическое обучение первичным профессиональным умениям и навыкам пленэрной живописи проводиться в зависимости от характера решаемых задач как по месту нахождения университета г.Ялты (в городской среде, на прилегающих территориях к Учреждению), так и с выездом в специально выбранное место для проведения пленэра (дворцы, парки, набережная).

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

На первом курсе проводится учебная практика, на которой студент выполняет этюды, наброски, зарисовки.

В ходе проведения практики студентам предстоит выполнить следующий объем работ:

- посетить и проанализировать 2-3 художественных выставки;

- выполнить 10 этюдов на пленэре;

- выполнить 10 зарисовок, набросков архитектурных элементов;

- принять участие в мини-выставке по окончанию пленэра;

- принять участие в отчетной конференции по практике.

Содержание разделов практики для 1 курса

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Формы текущего контроля Формируемые компетенции
Ознакомление с перечнем заданий учебной практики, требованиями к составлению и оформлению отчета. Участие в обсуждении ОПК-1, ОПК-2
Выполнение этюдов морского пейзажа, парка, улочек Ялты, дворцов. Посещение и анализ мастер-классов педагогов. 1-2 Проверка дневника учебной практики; выполнения этюдов ОПК-1, ОПК-2
Посещение экспозиций картин художников в выставочном зале г.Ялты. Анализ-отчет по размещению выставки, обсуждение и анализ творческих работ художников Проверка отчета и анализа работ ОПК-1, ОПК-2
Выполнение зарисовок, набросков архитектурных элементов. Консультации по работам у руководителей практики 1-2 Проверка дневника учебной практики; выполнения этюдов ОПК-1, ОПК-2
Сбор материалов, организация мини-выставки, оформление и презентация отчета по учебной практике Проверка и анализ отчетных материалов; презентация отчета ОПК-1, ОПК-2
  Всего    

Технологическая карта

  Наименование дисциплины / курса Уровень образования   Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество часов, курс Форма отчетности семестр
  Учебная практика. Исполнительская практика бакалавриат Базовая часть профессионального цикла 1 курс Дифференциро-ванный зачет семестр  
Смежные дисциплины по учебному плану:
«Академическая живопись», «Академический рисунок», «Декоративная композиция в художественной росписи», а также дисциплин профиля и курсов по выбору студентов, ориентированных подготовку к профессионально-педагогической деятельности и др.

Образовательные технологии, используемые на учебной практике:

- выполнение творческих заданий пленэра,

- анализ художественных выставок;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и коррекцию творческой пленэрной деятельности;

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в творческой деятельности;

- формирование умений организовывать собственную познавательную деятельность;

- овладение современными технологиями выполнения этюдов и зарисовок;

- развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные затруднения в профессиональной деятельности.

В ходе практики студенты используют навыки сбора и обработки практического материала; написания этюдов и зарисовок; написания отчета. Использование электронной библиотеки и выхода в глобальную сеть Internet даст возможность расширить область знаний, а также приобрести навыки поиска и усвоения необходимой информации. Среди используемых образовательных технологий – методы развития критического мышления (дискуссия/диспут), моделирования ситуаций с поиском альтернативных решений, интерактивные образовательные технологии. В зависимости от климатических условий содержание отдельных

Подготовка к практике включает ряд мероприятий:

- организацию в течение учебного года систематической самостоятельной работы студентов на пленэре, отдельных академических занятий на открытом воздухе, индивидуальных домашних заданий, однодневных выездов за город и т.д.;

- выбор мест практики и изучение района и т.д.

- разработку маршрутов и выбор наиболее характерных мотивов и объектов для работы с натуры;

- комплектование материалов и оборудования для работы на пленэре.

Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и самостоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации и др.

Практика завершается итоговым просмотром, обсуждением и оценкой учебно-творческих работ, выполненных по программе курса; отбором этюдов и эскизов для методического фонда и отчетной выставки; организацией отчетной выставки и проведением на ее основе итоговой конференции по практике.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В течение первой недели по окончании учебной практики в 3 семестре студенты обязаны представить групповому руководителю отчет о выполнении программы практики. В нем отражается проделанная студентом работа: содержание работы, методы ее выполнения, достигнутые результаты.

Отчет состоит из пояснительной записки, где излагается содержание практической деятельности по видам проделанной работы в соответствии с календарным планом, и приложений, включающих практические материалы, отражающие содержание практики.

К отчету прилагаются:

1. Отзыв руководителя от базы практики о работе студента-практиканта.

2. Календарно-тематический план.

3. Дневник прохождения практики.

4. Материалы самостоятельно выполненных работ.

Отчет проверяется и визируется руководителем от базы практики и от ВУЗа, а после защиты представляется на кафедру.

Защита отчетов проводится, как правило, в открытой форме с участием преподавателей кафедры, приглашенных специалистов и других студентов. В процессе защиты выявляется качественный уровень прохождения практики, обращается внимание на результативность практики (степень освоения методов и приемов, приобретение практических навыков, а также дисциплину, инициативность студента, проявленную в период прохождения практики, высказанные предложения по улучшению работы).

Методист по практике оценивает результаты студентов по следующим критериям:

- знание техник и технологий выполнения пленэрных работ.

- умение выполнять творческие задания на пленэре.

- умение анализировать мастер-классы преподавателей и работы на художественных выставках.

- знание основных направлений и перспектив развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на этапах пленэрных работ.

- деловая активность студента в процессе практики;

- производственная дисциплина студента;

- устные ответы студента при сдаче зачета;

- качество выполнения отчета о практике;

- оценка руководителей практики от предприятия и кафедры.

Оценка практической деятельности студентов

Критерии оценки студентов руководителями-методистами

Таблица 5.

Виды деятельности студента-практиканта Кол-во баллов
1. Дневник наблюдений и анализа посещения выставок, архитектурных памятников, мастер-классов 0 –5
2. Готовые этюды по темам пленэра (10 штук на каждый курс). 0- 50
3. Мини-выставка по итогам практики 0 – 25
Отчет о прохождении учебно-творческой практики (пленэр) 0 – 5
5. DVD с фото и видеоматериалом о прохождении практики 0 – 5
6. Оформление и презентация результатов проходжения практики на отчетной конференции 0 – 10
  Всего 0 – 100

Таким образом, за весь период прохождения учебной пленэрной практики можно набрать максимально 90-100 баллов — (А) отлично; 82-89 (В) и 74-81 (С) балл — хорошо; 64-73 (D) и 60-63 (E) балла — удовлетворительно; 35-59 (FX) и 1-34 (F) балла — неудовлетворительно.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

а) Основная литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №291 г.Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29.12.2012.

3. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. №71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

6. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг., утвержденной 07 февраля 2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации.

7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Владос, 2010. – 287 с.

8. Пестова-Целищева Л.А. Учебная практика Пленэр: учеб.-метод. пособие. - Киров: КОГУЗ МИАЦ, 2010. – 160 с.

9. Тютюнова Ю.М. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды Автор: Год издания: М.: Академический Проект. – 2012, - 176 с.

б) Дополнительная литература

1. Евстратова Е. Н. Мастера русской живописи.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 1012.- 216 с.

2. Бродская Н. В. Импрессионизм.- М.: ЗАО «БММ», 2009 – 256 с.

3. Кашекова Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник.- М.: Академический проект, 2009.- 853 с.

4. Макарова М. Н. Рисунок и перспектива. – М.: Академический проект; Фонд Мир, 1012.- 382 с.

5. Стародуб К. И, Евдокимова К. А. Рисунок и живопись.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 190 с.

в) Программное обеспечение:MSWord, MSPowerPoint.

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- www.edu.ru - портал «Российское образование».

- www.school.edu.ru - «Российский общеобразовательный портал».

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ:

Живописные работы на I курсе выполняются акварельными красками, гуашью. Рисунки выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сангина, пастель) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зонт для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов для работы с натуры.

Для занятий нужен наглядный материал – произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.

Группе, особенно в период движения по маршруту, нужны также специальные приспособления для хранения выполненных этюдов.

Художественные материалы (краски, кисти, картон и т.д.) студенты приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 10-12 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природный объект для выполнения живописной работы. В ненастные дни можно работать под навесом или сходить с руководителем практики в музей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИКЕ

В ходе самостоятельной работы студенты выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски.

Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Важно верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды в краткосрочных этюдах.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для студентов с нарушением зрения:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

– крупный шрифт (16-18 пунктов);

– аудионоситель (кассета, диск) с записью лекционного материала, заданиями к семинарским и практическим занятиям, указаниями к самостоятельной работе, контрольные вопросы;

– электронный вариант на дисковом накопителе и наличие компьютера с программой невизуального доступа к информации (программ-синтезаторов речи) – JAWS 8.0, NVDA;

– использование специальных возможностей компьютерной техники: видеоувеличитель, компьютерная лупа и прочее;

– использование диктофона как способа конспектирования.

Для студентов с нарушением слуха:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

– наличие электронного варианта учебного материала на дисковом накопителе (лекции, задания к семинарским, практическим занятиям, контрольные вопросы, задания к самостоятельной работе);

– наличие разнообразного наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;

– наличие видеоинформации и видеоматериалов, сопровождающихся текстовой бегущей строкой или сурдопереводом;

– наличие звукоусиливающей аппаратуры для приема-передачи учебной информации в доступных формах (акустический усилитель и колонки);

– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.

Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:

Адаптированная форма предоставления учебной информации:

– наличие альтернативных форм передачи учебного материала: комплекты электронных и распечатанных учебных материалов дисциплины, аудио- и видео-материалы;

– наличие наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;

– использование студентами в учебном процессе специальных возможностей операционной системы Windows (экранная клавиатура);

– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.

Приложение 1.

Примерный календарно-тематический план прохождения учебной практики студентом (Ф.И.О.)

в__________________________________________________________

(наименование организации, учреждения, структурного подразделения)

№ п/п Наименование рабочего места и перечень работ Период выполнения задания
   
   
   
   

Руководитель практики ______________________________

МИНИСТРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО» в г.ЯЛТЕ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ДИЗАЙНА

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского» в г.Ялте _____________Т.А.Кот «____»__________2016

Рабочая программа

Наши рекомендации