Рабочая программа по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КЛАСС
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Внутри-предметные и межпред-метные связи | Виды контроля | Домашнее задание | Сроки проведе-ния | |
План | Факт | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||
Литература как искусство слова. | Место художест- венной литературы в обществен-ной жизни и культуре России. Нацио- нальные ценности и традиции, формирую-щие пробле- матику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотиче-ский пафос. Националь- ная самобыт-ность русской литературы. Русская лите- ратура в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литератур-ном процессе. | Рецептивная: чтение вступи- тельной статьи учебника; репродуктив-ная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения ли- тературы в 9 классе?»; продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории»; поисковая: самостоятель-ный поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказывания историка Ключевского. | Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с об- щественной и культурной жиз- нью данной эпохи, наличие и развитие в.литературе определённых традиций; уметь: аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы. | Общество- знание: пони- мать, что та- кое нацио- нальные тра- диции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобыт-ность. История: от- ражение в литературе основных историчес-ких событий России; как взаимо- связаны история и литера- тура? Литература: понятия «образ», «литературный процесс», «мировая литература»: в чём заключается особенность художественной литературы? | Чтение и анализ высказыва-ния историка В.О. Ключев- ского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пы- тается выразить. А человек любит вы- ражать, обнаружи- вать себя. Понятно его побужде-ние: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие по- нимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»? Чтение вступительной статьи учебника. Составле-ние хронологичес-кой таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литера-тура - необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее -любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе - вещь обязатель-ная? | Читать «Слово о полку Игореве» с.11-33; пересказы-вать статьи учебника «Древне- русская литература»(с.4-8) по самостояте-льно составлен-ному плану. Индивидуа-льные задания. а) пересказать очерк Лихаче- ва(с.8-10), б) подгото- вить сообще- ние об истории открытия «Слова» (с. 10-11). | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов) | ||||||||||
«Слово о полку Игоре-ве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историчес-кая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция. | Репродуктив-ная: пересказ статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.С. Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками. | Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; понимать: жанровые особенности «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения. | История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьев-ская и Ипатьевская летописи: как в историчес-ких документах освещаются события похода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками. ИЗО: иллюстрации В.Серова, гравюры В.Фаворско-го, живопись В.Васнецова: найти в тексте «Слово о полку Игоре-ве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Составле-ние плана «Слово о полку Игореве». Сопостав-ление с летописными источниками. Историк С.Соловьёв утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утвержде-нием? Верно ли то, что подробностей похода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»? | Определить в тексте «Слова...» композиционные части. Индивидуа-льное задание: выразительное чтение отрывков «Вступления», «Золотое слово Святослава. | ||||
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника. | Образ русской земли и нравственно-патриотичес-кая идея «Слова». | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктив-ная: осмысление сюжета произведения; продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воинская повесть? Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследователь-ская: анализ художественного текста произведения. | Знать: жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове..»? Как сочетается христианская и языческая символика в тексте произведения? Какова их роль в идейном замысле автора? ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями В.Васнецова, В.Серова, И.Билибина, В.Фаворско-го? | Аналитиче-ское чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализиро-ваны? | Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?» Инд. задание: подготовить историчес-кие справки о князьях, к которым обращается в «Слове...» автор. | ||||
Вечные образы «Слова…». | Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведения; репродуктив-ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исторические справки о князьях»; выразительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы; комментирова-ние художествен-ного текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследователь-ская: анализ текста по вопросам и заданиям. | Знать: приёмы создания характеров героев, ху- дожественные средства вырази- тельности; понимать: особенности вопло- щения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения. | История: русские князья, Упоминае-мые в «Слове», древнерус- ское оружие. Русский язык: средства вырази- тельности художествен-ного текста: эпитеты, метафоры, олицетворе-ния, ри- торические вопросы и восклицания; Литература: художествен- ный образ. ИЗО: иллюст- рации худож- ников И. Ар- хипова, В. Фаворского к «Слову о полку Игореве»: рассматривание иллюстраций и подбор цитат к ним из текста. | Составле-ние характерис-тик героев, в том числе сопос- тавитель-ной. Запись художест- венных средств выразитель-ности и определе-ние их роли в тексте. Ответить на вопро- сы: как вы думаете-, не идеализиру-ет ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профес- сора В.Ф. Перевер- зева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизи-рует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова...»? | Выразитель-ное чтение эпизода «Плач Ярославны». Индивидуа-льное задание: сообщение о поэтических переложе-ниях «Слова...». | ||||
Поэтическое искусство автора. | Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения. | Репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивно-го характера; продуктивная, творческая: устные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; выразительное чтение плача Ярославны; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова...»; сопоставление текста произведения и оперы А.П.Бородина. | Знать: авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля; понимать: образ автора в произведении; уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный текст и оперу А.П. Бородина. | Литература: автор, повествователь, авторский стиль, поэтический перевод; музыкальное искусство: прослушивание арии князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»: кто является автором либретто оперы? Какому эпизоду произведе-ния соответст-вует прослушан-ная ария? Какие переживания и чувства князя нашли выражение в арии? | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характер-ных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнару-жить в произведе-нии? Как это характери-зует автора? Ответить на вопрос: почему на протяже-нии веков не пропадает интерес к поэтичес-ким переложе-ниям «Слова...»? | Наизусть «Плач Ярославны». | ||||
Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны». | Нравственно-патриотичес-кая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция. | Продуктивная, творческая: создание сочинения; поисковая: комментирова-ние текста | Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения. | Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода. | ||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 часов) | ||||||||||
Характеристика русской литературы 18 века. | Идейно-художествен-ное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославле-ние величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. | Рецептивная: чтение высказывания о литературе 18 века; репродуктив-ная: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н.Рапацкой. | Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18в.; понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу. | История, обществоз-нание: уточнение значения общественно-политической лексики: гражданское служение, ПросвещениеЛитература: классицизм, сентиментализм. ИЗО, архитектура: портретная живопись, архитектура 18 века: как в изобразительном и архитектурном искусстве отразились значимые черты классицизма, сентиментализма? | Составле-ние хронологичес-кой таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысле-ние высказывания Н.Рапацкой: «Процесс развития искусства - это постоянное повторение пройден-ного, возвраще-ние к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продикто-ванное потребнос-тями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современно-му читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века? | Пересказ с.35-41 | ||||
М.В.Ломо-носов – ученый, поэт, реформатор русского литератур-ного языка. | Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Прославле-ние Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова. | Рецептивная: чтение высказываний о Ломоносове; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника о Ломоносове, осмысление сюжета оды; продуктивная, творческая: выразительное чтение, развёрнутый письменный ответ на вопрос; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста оды; развёрнутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст. | Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры. | Русский язык: стили языка, устаревшие слова. Какой вклад в развитие русского языка внёс Ломоносов? | Ответить на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и почему? Что вы знаете об эстетиче-ской системе классициз-ма? Можете ли вы согласиться с тем, что в одах Ломоно- сова есть черты, которые выводят её за пределы классициз-ма? | Пересказать статью учебника о М.В. Ломоносове с.42-44. Выразитель-ное чтение оды «Вечернее размышление...» с.50-51. | ||||
М.В.Ломоно-сов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведе-ниях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | Ода «На день восшествия…». Жанр оды. | Продуктивная: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста оды; развёрнутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Русский язык: устаревшие слова. | Ответ на проблем-ный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классициз-ма? Определе-ние авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержанияНахожде-ние метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | Выучить наизусть отрывок из оды «На день восшествия …». | ||||
Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. Обличение несправедли-вой власти в произведе-ниях (ода «Властителям и судиям»). | Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизненных ценностях. Философская проблема-тика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». | Рецептивная: чтение и восприятие оды «Властителям и судиям»); продуктивная, творческая: развёрнутые ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ поэтического текста. | Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Литература: ранее изученные стихотворения поэта. С какими произведениями поэта вы знакомы? Что вам показалось интересным в них? | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям». Анализ оды. Ответить на вопросы: в чём видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забавный русский слог», который он ставит себе в заслугу? В чём Державин продолжает традиции Ломоносо-ва, а в чём их разрушает, создавая новые? | Пересказ статьи учебника о Г.Р.Держави-не с.59-60; подготовить выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям» с.63-64. | ||||
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина (Стихотворе-ние «Памятник»). | Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизненных ценностях. Философская проблема-тика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения «Памятник»; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника; продуктивная, творческая: развёрнутые ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ поэтического текста. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. | Выразитель-но читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведе-ния. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния «Памятник» с.64-65. Индивидуа-льное задание: обзор «Путешествия» Радищева по главам («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»); сообщение: творческий и жизненный путь автора. Сентимен-тализм. | |||||
«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Главы «Путешест-вия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествова-ния, жанра путешествия и его содержатель-ного наполнения. | Сентимента-лизм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии...» просветительс-ких взглядов автора. Быт и нравы крепостничес-кой России в книге Радищева, её гражданский антикрепостнический пафос. Черты классицизма и сентимента-лизма. | Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ глав «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»; продуктивная, творческая: сообщение о писателе; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; исследовательская: составление таблицы «Черты сентиментали-зма и классицизма в «Путешествии...» | Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева; понимать: особенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | История: что такое крепо- стное право? Обществоз- нание: что подразумевается под социально-нравственны-ми пороками? Русский язык: вспомните, чем характеризует-ся эмоционально-экспрессивная лексика? Какую роль она играет в произведении? Почему сентименталисты так часто использовали её в своих произведениях? | Ответить на вопро- сы: почему А.С.Пуш-кин назы- вал Радищева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радищева – повествование о судьбе русского народа? | Пересказ с.68-70, 71-74; главы«Люба-ни». | ||||
А.Н.Радищев(Глава «Любани»). Обличитель-ный пафос произведе-ния. | Быт и нравы крепостничес-кой России в книге Радищева, её гражданский антикрепостнический пафос. | Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ главы «Любани»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | Прочитать повесть Н.М.Карам-зина «Бедная Лиза»с.85-102. | |||||
«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карам- зин. Повесть «Бедная Лиза». | Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентимен- тализм как литера- турное направле- ние. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза» | Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы ре- продуктивного характера; продуктивная, творческая: сообщение о жизни и творчестве Н.М. Карамзина; презентация, заочная экскурсия или сообщение «Карам-зинские места в России»; выразительное чтение пейзажных зарисовок повести; поисковая: комментирование художествен-ного текста; исследовательская: анализ текста (выявление черт сентиментализма). | Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сенти- ментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»; уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора. | ИЗО: литографии Москвы, портрет писателя; русский язык: эмо- ционально- экспрессив-ная лексика. | Пересказ с.75-85. | |||||
«Призрак счастья» в повести Н.М. Карам- зина. Главные ге- рои повести. | Главные герои по- вести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые чер- ты русской литературы. | Репродуктив-ная: осмысление изображённых характеров, продуктивная, творческая: характеристи-ка главных героев по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям. | Знать: черты жанра сентимен- тальной повести, сюжет произведения; понимать: противоречивые характеры героев и способы их психологической характерис-тики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведе-ния; способы проявления авторской позиции; развёрнуто обосновывать свои суждения. | Русский язык: построение развёрнутого высказыва-ния по плану. | Вопросы с.103-104 | |||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (58 часов) | ||||||||||
«Золотой век» русской |