Упражнение «Сильные стороны»
Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ведущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать в руке мячик и лишь по прошествии отведенного времени (даже если в это время молчал) передать его следующему участнику. После того как все высказались, участники группы обсуждают, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.
6. Игра «Ситуации» (См. занятие 4.)
Предлагаются следующие ситуации:
- Ты хочешь подружиться с мальчиком (девочкой).
- Тебе поручили поиграть с первоклассниками (роль первоклассников играет вся группа).
- Уговори своего товарища записаться в кружок бисероплетения.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; изучение возможностей использования своих сильных сторон в стенах школы.
Оборудование: листки бумаги, карандаши, платок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
2. Разминка «Здравствуй!»
Начинает один из участников. Обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу: «Здравствуй! ..» - выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой. Необходимо попробовать сказать это без кривляния, от чистого сердца. Коротко обсуждаются ощущения после приветствия.
Игра «Зоопарк»
Каждый из участников выбирает зверя, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение двух-трех минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру двигаться, повадки, звуки.
Условие игры: о своем выборе не говорить.
Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал.
Упражнение «Да-диалог»
Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о погоде, книге, фильме и т.д., другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера по диалогу.
Вся группа проходит через работу в парах в режиме "Да-диалога».
Упражнение «Сильные стороны»
Учащимся предлагается провести «инвентаризацию» своих сильных сторон (на прошлом занятии они их уже перечисляли). Для этого каждому выдается листок бумаги и карандаш, подростки записывают
свои сильные стороны, а затем знакомят группу с содержимым листочков.
Потом идет общее обсуждение, как, используя свои сильные стороны, добиться в жизни намеченных целей. Акцент делается на школьное обучение.
6. Упражнение «Эмпатия»
Один из участников выходит из комнаты. Остальные характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какие-либо проявления, то есть высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Ведущий ведет протокол. Затем приглашается вышедший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Его задача - определить, кому из группы принадлежит то или иное высказывание.
В заключение зачитывается весь протокол, но уже с авторами высказываний.
Игра «Жмурки»
Завязывают глаза водящему, и он ищет по писку членов группы.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 8
Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; формирование представления о различных формах поведения.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, конструктор "Кирпичики".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
2. Разминка «Здравствуй, я хочу тебе рассказать ... »
Надо поздороваться со своим соседом слева и рассказать ему что-нибудь хорошее, веселое (можно придумать забавную историю).
3. Упражнение «Сила слова»
Участники группы обсуждают слова, характерные для уверенного, неуверенного и грубого поведения. Составляются соответственно три списка слов.
Упражнение «Сила жеста»
Все члены группы продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показывает позы (жесты, походку), характерные для грубого, неуверенного и уверенного поведения (кто что желает), а вся группа отгадывает.
После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:
- Какие позы чаще загадывались и почему?
- Какие легче угадывались и почему?
Игра «Ситуации»
Ребятам предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения:
- тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок;
- тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами;
- тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.
6. Игра «Вавилонская башня»
Ведущий объясняет ребятам, что такое мифы, и рассказывает миф о Вавилонской башне:
- Давным-давно люди жили в одном месте Земли и говорили все на одном языке. И прежде чем расселяться по всей Земле, решили они построить высокую башню в память о своей силе и дружбе. Место это называлось Вавилоном. Построили люди высокую, почти до неба башню, но тут боги, живущие на небе, сделали так, что люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Башня осталась недостроенной. Я вам предлагаю построить свою Вавилонскую башню. И мы посмотрим, все ли из нас говорят на одном языке.
Ребята в течение 5-7 минут строят башню из кирпичиков, затем идет обсуждение: кто, что чувствовал в процессе строительства, кому было неинтересно строить и почему.
Упражнение «Рисуем радость»
Подросткам в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть работы и других групп.
Педагог достает рисунки по одному из конверта.
Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают радость.
(Все рисунки сохраняются для последующих занятий, на которых устраивается "Эмоциональный вернисаж».)
Ритуал прощания.