Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих силь­ных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверен­ности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве­дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать в руке мячик и лишь по прошествии отведен­ного времени (даже если в это время молчал) передать его следующему участнику. После того как все выска­зались, участники группы обсуждают, как можно исполь­зовать в жизни свои сильные стороны.

6. Игра «Ситуации» (См. занятие 4.)

Предлагаются следующие ситуации:

- Ты хочешь подружиться с мальчиком (девочкой).

- Тебе поручили поиграть с первоклассниками (роль первоклассников играет вся группа).

- Уговори своего товарища записаться в кружок бисероплетения.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; изучение возможностей использования своих сильных сторон в стенах шко­лы.

Оборудование: листки бумаги, карандаши, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Здравствуй!»

Начинает один из участников. Обращаясь к соседу сле­ва, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу: «Здравствуй! ..» - выражая свое чув­ство и голосом, и жестом, и улыбкой. Необходимо по­пробовать сказать это без кривляния, от чистого серд­ца. Коротко обсуждаются ощущения после приветствия.

Игра «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает зверя, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение двух-трех минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру двигаться, повад­ки, звуки.

Условие игры: о своем выборе не говорить.

Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обмени­вается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал.

Упражнение «Да-диалог»

Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о пого­де, книге, фильме и т.д., другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера по диалогу.

Вся группа проходит через работу в парах в режиме "Да-диалога».

Упражнение «Сильные стороны»

Учащимся предлагается провести «инвентаризацию» своих сильных сторон (на прошлом занятии они их уже перечисляли). Для этого каждому выдается листок бумаги и карандаш, подростки записывают

свои сильные сто­роны, а затем знакомят группу с содержимым листоч­ков.

Потом идет общее обсуждение, как, используя свои сильные стороны, добиться в жизни намеченных целей. Акцент делается на школьное обучение.

6. Упражнение «Эмпатия»

Один из участников выходит из комнаты. Осталь­ные характеризуют его, называя черты, свойства, при­вычки, какие-либо проявления, то есть высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положи­тельном ключе. Ведущий ведет протокол. Затем при­глашается вышедший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Его задача - опре­делить, кому из группы принадлежит то или иное вы­сказывание.

В заключение зачитывается весь протокол, но уже с авторами высказываний.

Игра «Жмурки»

Завязывают глаза водящему, и он ищет по писку чле­нов группы.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; формирование представ­ления о различных формах поведения.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, конструктор "Кирпичики".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Здравствуй, я хочу тебе рассказать ... »

Надо поздороваться со своим соседом слева и рас­сказать ему что-нибудь хорошее, веселое (можно при­думать забавную историю).

3. Упражнение «Сила слова»

Участники группы обсуждают слова, характерные для уверенного, неуверенного и грубого поведения. Состав­ляются соответственно три списка слов.

Упражнение «Сила жеста»

Все члены группы продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показыва­ет позы (жесты, походку), характерные для грубого, неуверенного и уверенного поведения (кто что жела­ет), а вся группа отгадывает.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

- Какие позы чаще загадывались и почему?

- Какие легче угадывались и почему?

Игра «Ситуации»

Ребятам предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения:

- тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок;

- тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами;

- тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

6. Игра «Вавилонская башня»

Ведущий объясняет ребятам, что такое мифы, и рас­сказывает миф о Вавилонской башне:

- Давным-давно люди жили в одном месте Земли и говорили все на одном языке. И прежде чем расселять­ся по всей Земле, решили они построить высокую баш­ню в память о своей силе и дружбе. Место это называ­лось Вавилоном. Построили люди высокую, почти до неба башню, но тут боги, живущие на небе, сделали так, что люди заговорили на разных языках и переста­ли понимать друг друга. Башня осталась недостро­енной. Я вам предлагаю построить свою Вавилонскую башню. И мы посмотрим, все ли из нас говорят на од­ном языке.

Ребята в течение 5-7 минут строят башню из кирпи­чиков, затем идет обсуждение: кто, что чувствовал в про­цессе строительства, кому было неинтересно строить и почему.

Упражнение «Рисуем радость»

Подросткам в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое ра­дость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть ра­боты и других групп.

Педагог достает рисунки по одному из конверта.

Проводится небольшое обсуждение и делается вы­вод о том, как по-разному люди понимают радость.

(Все рисунки сохраняются для последующих занятий, на которых устраивается "Эмоциональный верни­саж».)

Ритуал прощания.

Наши рекомендации