Упражнение «Дополни предложение»
Выбирается ведущий. Он говорит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет «В школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвертый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т.д. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: продолжение формирования коммуникативных навыков; запуск процесса самораскрытия; определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать на групповых занятиях.
Оборудование: мяч, бумага, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 . Ритуал приветствия.
Разминка «Закончи слово»
Ведущий называет начало слова и одновременно бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, заканчивает слово и возвращает мяч. Так со всеми детьми. Причем слово можно и не загадывать, а лишь сказать первый слог, например «ма».
Упражнение «Игрушка»
Каждый член группы думает, какой игрушкой он хотел бы стать. Через минуту все по очереди показывают свою игрушку. Группа пытается угадать игрушку каждого, идет обмен впечатлениями, ощущениями.
4. Упражнение «Свободный рисунок»
Всем участникам выдаются листки бумаги, карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение своего настроения.
После выполнения задания организуется выставка рисунков, качество которых не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.
Упражнение «Угадай, кто это?»
Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В самохарактеристике должно быть не менее
1О предложений, признаков человека. Все характеристики сдаются ведущему до следующего занятия.
6. Упражнение «Список качеств, необходимых для общения»
Проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него проявляются эти качества (от О до 5).
После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до следующего занятия.
Игра «Телефон доверия»
Детям предварительно рассказывают об этой службе, говорят, что «телефон доверия» есть и в нашем городе, называют его номер. Затем ведущий предлагает представить ситуацию:
- Вы набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста? Задавайте по очереди свои вопросы.
Ответом может быть коллективное обсуждение либо чье-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного товарища).
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: формирование коммуникативных навыков; продолжение процесса самораскрытия; формирование умения думать о себе в положительном русле, дифференцируя позитивные и негативные черты своего характера.
Оборудование: мяч, листы бумаги, самохарактеристики (с прошлого занятия), списки необходимых для общения качеств с самооценками, задания к упражнению «Разговор через стекло».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
Разминка «Пожелание»
Учащимся предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет обсуждение, кто что почувствовал.
3. Упражнение «Угадай, кто ЭТО?» (2-я часть)
Зачитываются самохарактеристики, написанные на прошлом занятии. Все угадывают, чьи они, насколько они объективны и подходят авторам. Члены группы высказываются, с чем они согласны, а с чем нет. Затем самохарактеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке другие участники. Акцент делается на положительных чертах.
После проделанной работы учащиеся получают листки с самооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично. Листочки сдаются ведущему.
4. Игра «Разговор через стекло"
Двое желающих лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)
Примерные темы:
"Ты зовешь товарища на рыбалку", "Завтра в школе контрольная работа по математике, товарищу надо подготовиться», "Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Узнай, который сейчас час" и Т.д.