Упражнение «Оживление картины»

Каждый член группы загадывает либо слово, либо словосочетание и пишет его на бумаге. Затем он дол­жен показать немую сцену группе. На показ пантомимы отводится 15 секунд. Каждый в течение одной минуты думает, что он будет показывать, и пишет задуманное на листочке.

Отгадывать пантомиму можно до трех раз. Тот, кто угадал с первой попытки, награждается аплодисмента­ми. Если пантомима не угадывается и после третьей попытки, то артист объясняет, что же он изображал, все обсуждают, как надо было бы это понятнее показать.

Игра «Пары»

Группа разбивается на пары в произвольном порядке.

На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бума­ги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время дви­жения по помещению без помощи рук - руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо посто­янно, в произвольном направлении.

Каждая пара имеет по три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.

6. Упражнение «Художники»

Выбирается художник. Он будет рисовать то, что по­просят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участ­ники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игро­ков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят "художником", когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось.

7. Упражнение «Не может быть!»

Каждый из участников по кругу называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное жи­вотное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто ни разу не повторится и кому никто ни разу не скажет, что такое в принципе может быть.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: формирование коммуникативных навыков; трени­ровка, внимания, памяти; развитие умения восприни­мать критические ситуации реалистично и с пользой для себя.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, мяч, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Я знаю пять названий ••»

Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок прого­варивает пять названий предметов, считая и ритмично ударяя мячом об пол.

З. Упражнение «За что мы любим»

Ведущий говорит учащимся:

- Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, ка­кие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, ко­торый вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке нравятся особенно. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.

Упражнение «Хор»

Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоми­нают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово.

Водящий приглашается в кабинет и внимательно слу­шает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отга­дать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).

Упражнение «Конспиратор»I

Группа становится в круг лицом, водящий - внутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспи­ратор - последний из узнанных.

б. Упражнение «Ярость»

Объяснение ведущего:

- Все подвластно настроению. То неразрешимые задачи решаются с ходу, то пустяковый вопрос оказы­вается непреодолимым препятствием. И причина это­му - настроение. Однако хорошо известно, что настрой каждый может создать себе сам. Если настроение пло­хое, им можно воспользоваться, чтобы сделать работу, которую вы давно откладывали на потом. Для этого надо, как ни странно, еще ухудшить настроение, а это со­всем нетрудно - достаточно вспомнить несколько последних неудач, когда вам очень не повезло, вспом­нить все, что вас раздражает и вызывает ярость. Зада­ча - направить ярость в нужное русло, что-то совер­шить!

Ощутите, как вскипает в вас ярость, раздражение собственными неудачами. Вы превращаете это ощуще­ние в задор и направляете его на полезное дело, кото­рое вы давно собираетесь сделать. Вы яростно бере­тесь за работу и быстрее, чем ожидали, без остановок и перерывов, с ходу, ее завершаете.

Итак, поработаем над настроением. Попробуем до­вести себя до яростного азарта и ... нарисовать лошадь.

Обсуждается эмоциональное состояние каждого игрока в процессе выполнения задания.

Упражнение «Не может быть»

См. занятие 2.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: формирование коммуникативных навыков; раз­витие умения работать вместе над поставленной про­блемой; формирование оценочных способностей уча­щихся.

Оборудование: клубок ниток, любая картина, бумага, карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия.

Упражнение «Связующая нить»

Дети по кругу передают клубок ниток таким образом, что все, кто уже держал клубок в руках, продолжают держать нить. Передача клубка друг другу сопровожда­ется высказываниями о том, что участники сейчас чув­ствуют, что хотят для себя, что могут пожелать другим.

Передавать клубок начинает учитель со словами: «Я рад(а) всех вас видеть. За выходные дни я соскучил­ся(лась) и по школе и по нашей группе ... "

Когда клубок возвращается к ведущему, дети натяги­вают нить и закрывают глаза, представляя, что все со­ставляют единое целое, что каждый из них важен и зна­чим в этом целом.

З. Игра «ситуации»

Участникам группы предлагается поиграть в театр. При этом отмечается, что если такая игра группе понравится, то можно будет в нее играть и на последующих за­нятиях. На данном занятии разыгрываются следующие ситуации:

• На соревнованиях в классе ты занял первое мес­то, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. (Затем участники сценки ме­няются ролями.)

• Ты опоздал на занятия, и мы без тебя начали игру. Попроси, чтобы тебя приняли.

• Твой друг попросил у тебя вещь поиграть (напри­мер, «тетрис»), а ты отдал ее сломанной. Обыграй воз­вращение сломанной вещи. (Затем участники меняют­ся ролями.)

4. Упражнение «Я и другие»

Ребятам предлагается придумать рассказ о своем друге, близком человеке - о том, о ком хочется рас­сказать в данный момент. Важно подчеркнуть положи­тельные черты другого человека и объяснить, почему именно про него хочется сейчас рассказать.

5. Игра «Картинка»

Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают.

Ведущий го­ворит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на лис­те бумаги. Затем демонстрируется изображение, и уча­стники составляют свой рассказ, используя записан­ные слова и добавляя служебные слова в случае необ­ходимости.

6. Игра «Критики»

Используется та же картинка. Вся группа делится на две команды критиков: одна хвалит картинку, другая отмечает недостатки. Например, первая группа крити­ков говорит: «хорошая», вторая - «плохая» и т.д.

Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.

Наши рекомендации