Упражнение «Оживление картины»
Каждый член группы загадывает либо слово, либо словосочетание и пишет его на бумаге. Затем он должен показать немую сцену группе. На показ пантомимы отводится 15 секунд. Каждый в течение одной минуты думает, что он будет показывать, и пишет задуманное на листочке.
Отгадывать пантомиму можно до трех раз. Тот, кто угадал с первой попытки, награждается аплодисментами. Если пантомима не угадывается и после третьей попытки, то артист объясняет, что же он изображал, все обсуждают, как надо было бы это понятнее показать.
Игра «Пары»
Группа разбивается на пары в произвольном порядке.
На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук - руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении.
Каждая пара имеет по три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.
6. Упражнение «Художники»
Выбирается художник. Он будет рисовать то, что попросят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игроков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят "художником", когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось.
7. Упражнение «Не может быть!»
Каждый из участников по кругу называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто ни разу не повторится и кому никто ни разу не скажет, что такое в принципе может быть.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: формирование коммуникативных навыков; тренировка, внимания, памяти; развитие умения воспринимать критические ситуации реалистично и с пользой для себя.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, мяч, платок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
2. Разминка «Я знаю пять названий ••»
Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок проговаривает пять названий предметов, считая и ритмично ударяя мячом об пол.
З. Упражнение «За что мы любим»
Ведущий говорит учащимся:
- Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке нравятся особенно. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.
Упражнение «Хор»
Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоминают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово.
Водящий приглашается в кабинет и внимательно слушает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).
Упражнение «Конспиратор»I
Группа становится в круг лицом, водящий - внутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспиратор - последний из узнанных.
б. Упражнение «Ярость»
Объяснение ведущего:
- Все подвластно настроению. То неразрешимые задачи решаются с ходу, то пустяковый вопрос оказывается непреодолимым препятствием. И причина этому - настроение. Однако хорошо известно, что настрой каждый может создать себе сам. Если настроение плохое, им можно воспользоваться, чтобы сделать работу, которую вы давно откладывали на потом. Для этого надо, как ни странно, еще ухудшить настроение, а это совсем нетрудно - достаточно вспомнить несколько последних неудач, когда вам очень не повезло, вспомнить все, что вас раздражает и вызывает ярость. Задача - направить ярость в нужное русло, что-то совершить!
Ощутите, как вскипает в вас ярость, раздражение собственными неудачами. Вы превращаете это ощущение в задор и направляете его на полезное дело, которое вы давно собираетесь сделать. Вы яростно беретесь за работу и быстрее, чем ожидали, без остановок и перерывов, с ходу, ее завершаете.
Итак, поработаем над настроением. Попробуем довести себя до яростного азарта и ... нарисовать лошадь.
Обсуждается эмоциональное состояние каждого игрока в процессе выполнения задания.
Упражнение «Не может быть»
См. занятие 2.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения работать вместе над поставленной проблемой; формирование оценочных способностей учащихся.
Оборудование: клубок ниток, любая картина, бумага, карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
Упражнение «Связующая нить»
Дети по кругу передают клубок ниток таким образом, что все, кто уже держал клубок в руках, продолжают держать нить. Передача клубка друг другу сопровождается высказываниями о том, что участники сейчас чувствуют, что хотят для себя, что могут пожелать другим.
Передавать клубок начинает учитель со словами: «Я рад(а) всех вас видеть. За выходные дни я соскучился(лась) и по школе и по нашей группе ... "
Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что все составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
З. Игра «ситуации»
Участникам группы предлагается поиграть в театр. При этом отмечается, что если такая игра группе понравится, то можно будет в нее играть и на последующих занятиях. На данном занятии разыгрываются следующие ситуации:
• На соревнованиях в классе ты занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. (Затем участники сценки меняются ролями.)
• Ты опоздал на занятия, и мы без тебя начали игру. Попроси, чтобы тебя приняли.
• Твой друг попросил у тебя вещь поиграть (например, «тетрис»), а ты отдал ее сломанной. Обыграй возвращение сломанной вещи. (Затем участники меняются ролями.)
4. Упражнение «Я и другие»
Ребятам предлагается придумать рассказ о своем друге, близком человеке - о том, о ком хочется рассказать в данный момент. Важно подчеркнуть положительные черты другого человека и объяснить, почему именно про него хочется сейчас рассказать.
5. Игра «Картинка»
Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают.
Ведущий говорит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на листе бумаги. Затем демонстрируется изображение, и участники составляют свой рассказ, используя записанные слова и добавляя служебные слова в случае необходимости.
6. Игра «Критики»
Используется та же картинка. Вся группа делится на две команды критиков: одна хвалит картинку, другая отмечает недостатки. Например, первая группа критиков говорит: «хорошая», вторая - «плохая» и т.д.
Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.