Действительности и искусства
Искусство театрализованного представления - это искусство высоких идей, целенаправленности, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве театрализованного представления оригинальность, неповторимость замысла - первый залог успеха и заинтересованности зрителя. Внешняя зрелищность является в нем именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников представления.
Театрализованное представления - это искусство необычно массовое, обладающее огромным зарядом действенности, предполагающее активный контакт со зрителями, ищущее эффективные пути проникновения в их сознание. В этом состоит эстетическая сущность данного вида художественного воздействия. Искусство театрализованного представления, требует особой точности того материала, который подается массам, высокого художественного вкуса сценаристов и режиссеров, исключения соблазна «работать на публику».[1]
Театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Театрализация – создание художественного образа по законам драматургии, театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. В театрализованном представлении главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа.
Театрализация – это приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств.
Представление - образ ранее воспринятого предмета (сцены, события, явления), возникающее на основе их припоминания, образ, создаваемый продуктивным воображением; 2) театральный спектакль; 3) художественное зрелище, сосредоточенное на определенной игровой площадке и предполагающее разделение участников действия на зрителей и исполнителей.
Театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется природой театра. В словаре русского языка С.И. Ожегова написано «Представление - это театральное зрелище, спектакль»[2], отсюда, можно сделать вывод о том, что театрализованным представлениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств.
Понятие театрализации не равнозначно понятию театральности. Основа театральности — пьеса, основа театрализации — сценарий. Здесь, как и в драматургии театральной, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, достигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спектакля, создаётся усилиями творческого коллектива под руководством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности.
Создание сценария — это обязательный этап подготовки театрализованного представления. Замысел, исходное представление, с которого начинается творческий процесс. Здесь формулируется постановка проблемы, «отправная» точка для последующей работы. Тема (от греч. thema – предмет разговора.) - основной круг вопросов, жизненных явлений, поставленных в произведении искусства и раскрытых на определённом материале. Идея (от.греч. Idea – понятие, представление) - главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Сверхзадача, термин, предложенный К. С. Станиславским, отвечающий на вопрос «Ради чего?» В драматургии и режиссуре театрализованных представлений - педагогическая цель.
Неотъемлемой частью в написании сценария, является выявление конфликта. Конфликт - (столкновение), открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Сюжет - ход повествования о событиях, способ развертывания темы. Экспозиция - (выставление на показ, изложение, описание), в театрализованном представлении – введение в тему.
Завязка - часть произведения, в которой дается описание событий, обозначается конфликт. Развитие действия - процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию. Кульминация – 1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. 2) Структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления. Развязка - разрешается конфликт, окончательно раскрываются характеристики персонажей, обеспечивается финал произведения.
Этап работы, без которого трудно, впрочем, и невозможно обойтись - это сбор документального и художественного материала.
В сценарии театрализованного представления художественный материал свободно взаимодействует с документальным, при этом сценарист решает одну из главных творческих задач –создание художественного образа. Искусство интересуется не самим объектом, а его образом. Объект правдив и буквален. Объект – это информация о людях, событиях, явлениях, имеющих место в реальной действительности. За время, потраченное на правдивую информацию о данном объекте, жизнь уходит вперед и правда отстает, поэтому в искусстве объект молчит, а говорит его художественный образ. И только образ поспевает за временем. О.И. Марков говорит: «Мир образов – это мир чувственный, в процессе вызревания замысла должно происходить совпадение логического и образного мышления. Замысел сценария – это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности».[3]
Относительно понятия «художественный образ» существует множество мнений и определений. С точки зрения самого автора художественного произведения художественный образ – это результат активного, комплексного слияния элементов реального мира, мировоззрения автора, психического состояния конкретной творящей личности и мастерства художника как человека, профессионально применяющего при создании образа на картинной плоскости определенные знания, умения, навыки, те или иные технические приемы. Создание образа - это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. [4]
С позиции зрителя - образ есть звено между внешними явлениями, чувствами и сознанием человека, поэтому он должен быть красочным, осязаемым, конкретным, как «предмет» действительности, а не абстрактно рассудочным. Другими словами - это результат процесса относительно пассивного восприятия материального воплощения художественного образа, представленного как результат авторского понимания и передачи, прошедшего, к тому же, через призму мировоззрения зрителя, находящегося в данной ситуации в определенном психическом состоянии.
Целостное художественное впечатление формируют отдельные разновидности художественного образа, которые в большинстве случаев сосуществуют вместе:
-словесный (языковой) образ, где основное внимание уделяется лексическим единицам, нередко актуализируется внутренняя форма слов;
-образ-персонификация, обозначение или знак, иногда даже отождествление, основанное преимущественно на метафоризации (перенесение на данный предмет или явление названия другого предмета, который имеет характерные признаки, присущие и обозначаемому предмету. Например, «любовь зла», «золотое сердце», «железная воля»);
-образ-фрагмент, когда отдельная часть или частное явление приобретает характеризующий, обобщающий характер. Основной прием здесь – метонимия (словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Например, я три тарелки съел», «Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут», «ведро расплескалось»).
-образ-обобщение, где преображению подвергается абстрактное или очень широкое понятие, раскрывающееся через конкретные реалии (например, «образ Родины», «образ свободы»);
- образ автора (как рассказчика или одного из героев, персонажей. Здесь преимущественное значение получают авторские оценки);
-образ определенного человека, героя (персонажа), который является носителем и воплощением некоторых качеств и свойств. Это внешний облик, характер (проявляется в отношении к миру, во взаимоотношениях с другими героями и т.п);
- образ (в собственном смысле "картина") мира, его состояния, явления.
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, четкость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.
Таким образом, театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека.Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного». В любом из видов искусств образ является высшей категорией, доказывая это тем, что только образное воздействие и восприятие оправдывают существование искусства.
Создание художественного образа искусства, невозможно только путем фиксации прекрасного, непосредственного, интуитивного впечатления. Образ этого впечатления окажется в искусстве малозначителен, если он не одухотворен мыслью. Художественный образ искусства является и результатом впечатления и продуктом мысли.[5]