Педагогические способности учителя
во многом определяют успешность педагогического процесса и складываются из следующих способностей: 1. ЛИЧНОСТНЫЕ
2. ПРЕДМЕТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ
4. КОММУНИКАТИВНЫЕ
Личностные – эмпатийность (отзывчивость, умение сочувствовать), стремление к личностному росту, положительная Я-концепция (высокая самооценка, оптимизм), общительность, рефлексивные умения (умение анализировать свой опыт, свою деятельность), волевые качества, увлеченность своей профессиональной деятельностью. Л. способности лежат в основе педагогического мастерства.
Предметно–профессиональные – знание своего предмета, общая художественная культура личности, художественные способности, интерпретаторские умения (постижение содержания произведений искусства, умение находить в них личностный смысл).
Дидактические – умение обучать, доступно объяснять, непонятное ученикам сделать понятным. Методическая изобретательность, умение отобрать художественно ценное и педагогически целесообразное содержание, обоснованно выбрать методы работы. Это и прогностические способности как умение предвидеть результат пед. воздействий, организаторские – как умение организовать урок и деятельность ученика на уроке. Это умение, определить возможности ученика, предвидеть его «зону ближайшего развития», возможные затруднения, происходящие в нем изменения. Умение «зажечь», увлечь ученика художественным творчеством (в атмосфере скуки может родиться стойкая неприязнь к учению и к искусству в целом).
Коммуникативные – умения психолога-практика: умение быстро устанавливать контакт с детьми разного возраста, учитывать их возрастные и личностные особенности. Способность наладить оптимальные взаимоотношения с родителями и педагогическим коллективом. Умение проникнуть в душевный мир ученика, посмотреть на мир его глазами. Образность, эмоциональная выразительность, ясность речи. Большое значение для успешности пед. деятельности имеет стиль общения педагога (см. «Педагогическое общение»).
Мастерство педагога-художника соединяет в себе науку и искусство. Педагог должен владеть не только техникой (навыками), но и методикой (осознанными гибкими умениями) выполнения художественно-педагогической деятельности. Учителю чаще, чем специалисту любой другой профессии, приходится обновлять, критически пересматривать, пополнять свои знания, приемы и методы работы. Штамп в педагогике, в особенности в педагогике искусства, не просто плох, но и опасен.
ОЦЕНКА. ОТМЕТКА.
Задача педагога – научить ученика самостоятельно оценивать себя, свою работу и ее результаты. Отметка- на просто мера достижений, связана с сильными эмоциями, не всегда внешне проявляющимися. Важно, чтобы воспринималась учеником как справедливая.
Оценка– не отметка, более развернута, чаще всего дается в устной форме. Можно оценивать поступок, подготовку, а не личность. Важно положительное отношение к усилиям ученика, даже если они не дали ожидаемого результата. Оценка должна содержать анализ затруднений, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок, а так же конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Оценка и отметка оказывают стимулирующее воздействие, могут быть средством поддержки, подбадривания ученика. Во всех случаях, независимо от уровня достижений ученика, необходимо проявлять доброжелательное отношение к ученику как к личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ:
Коммуникация (общение) в системе ученик-учитель на уроке искусства происходит с помощью словесных, пластических средств общения (беседа, жесты и мимика), а также на языке того или иного искусства.
На качество и результат процесса обучения большое влияние оказывает стиль педагогического общения. Обучение искусству не может происходить в рамках ролевого взаимодействия, где участники учебного процесса выступают исключительно в качестве своих социальных ролей – учителя и ученика. Смысл художественно-педагогического общения – достижение понимания, духовного единства. У каждого педагога свой стиль - в зависимости от особенностей личности, профессионального уровня. Условно можно выделить три основных стиля педагогического общения:авторитарный, либеральный, демократический.
Учитель авторитарного типа требует неукоснительного подчинения своей воле, не терпит возражений, предпочитает действовать по сложившемуся образцу. Ребенку отводится пассивная роль, он испытывает психологическое давление, чувство отчуждения. В отношениях с учителем – эмоциональный холод, вызывающий у ребенка состояние незащищенности, тревоги. Инициатива ученика не развивается, не формируются умения управлять своим поведением. Такой стиль говорит о твердой воле учителя и может способствовать достижению учебных результатов, но не дает ребенку любви и уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети могут бояться такого учителя, и некоторые переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка и могут остаться в его памяти на всю жизнь. Нередко учителя такого типа оправдывают свою жесткую требовательность: «Вырастишь – спасибо скажешь, за то, что я тебя заставил работать». Цена такой требовательности – внутреннее сопротивление, а нередко и открытый протест ученика, различные невротические расстройства. Ученики с пластичным типом личности становятся в таких условиях молчаливыми исполнителями воли учителя, отучаются мыслить самостоятельно, предпочитают и впоследствии полагаться на чужие указания и мнения. Строптивые ученики реагируют открытым протестом, отказом от учебы, отклоняющимся поведением. В своих крайних проявлениях авторитарный стиль антипедагогичен и недопустим в практике обучения и воспитания детей.
Учитель-либерал мало заинтересован в своей работе и успехах учеников, либеральный стиль – стиль непрофессионала. Чаще всего – это учитель «по сложившимся обстоятельствам», который не смог реализовать себя как художник и пришедший в педагогику. Слабая мотивация, попустительское отношение к своей профессиональной деятельности порождает такое же отношение учащихся к учебе, к художественно–изобразительной деятельности, и определяет, как правило, низкий результат педагогического процесса. Либеральный стиль хоть и не перегружает ребенка эмоционально, но не предоставляет ему позитивных условий для развития личности.
Учитель демократического типа – учитель профессионал, гармонично сочетает требовательность и внимание к индивидуальности ученика, к его возможностям, психологическим состояниям. Он предлагает ребенку активную позицию. Дисциплина становится не самоцелью, а средством, обеспечивающим успех учебной деятельности. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, радость при достижении успеха, дает возможность ребенку осознать свои обязанности, управлять своим поведением. Находясь в состоянии душевного комфорта, ребенок способен с удовольствием трудиться над выполнением заданий. Психологические исследования показывают, что за одинаковый промежуток времени одни и те же дети легче запоминают, лучше соображают, фантазируют в условиях демократического стиля общения. Ребенок не боится ошибиться. Этот стиль помогает ребенку даже тогда, когда тот вынужден отрабатывать действия технического плана, требующие от него прежде всего волевой регуляции. Поддерживая высокую самооценку ученика, его чувство компетентности, такой учитель побуждает его к преодолению трудностей, стимулирует самостоятельность учеников. Такой стиль преподавания поднимает его до уровня искусства.
ИСКУССТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ /по В.Г.Ражникову: