Урок 33. Скульптура в музее и на улице

Цели: познакомить с извести и ми скульптурными памятника­ми и материалами для их изготовления; научить передаче в лепке человеческого движения; повторить свойства пластилина; повто­рить понятия «уличный дизайн», «парковая скульптура».

Вид деятельности: лепка из пластилина фигуры человека в движении.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках; научатся передавать в леп­ке действия человека.

Оборудование: слайды или фотографии образцов уличной скульптуры разных видов и назначений, пластилин и принадлеж­ности для работы с ним.

Ключевые слова и понятия: скульптура, ландшафт, музей, по­стамент.

Примечание. Для пояснения темы «Скульптура» можно подго­товить компьютерную презентацию. При проведении игры мож­но использовать запись маршевой музыки. Для чтения монтажа по стихотворению В. Маяковского можно распечатать его текст на отдельных листочках.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- С какими жанрами изобразительного искусства вы позна­комились на прошлом уроке?

— Картины каких художников вы рассматривали? Узнайте картину по ее описанию, назовите автора и покажите ее репродукцию указкой.

(Педагог читает описание картины, школьники определяют название и автора.)

1. Море, ветер, идущие люди, строительство кораблей на вто­ром плане. (В. Серов, «Петр /».)

2. Горы, снег, конь, военные мундиры. (В. Суриков, «Переход Суворова через Альпы».)

3. Собака, портфель, коньки, виноватый вид героя, школьная форма. (Ф. Решетников, «Опять двойка».)

4. Церковь, свечи, свадебные кольца, жених и невеста. (В. Пукирев, «Неравный брак».)

Поток воды, окно с решеткой, рваный тюфяк, богатая оде­жда. (А. Флавицкий, «Княжна Тараканова».). Сегодня вы заканчиваете цикл уроков изобразительного искусства в этом учебном году. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на этих уроках.

Кто приготовил домашнее задание — нашел репродукции картины и местных художников в историческом и бытовом жанрах? Кто хочет на время превратиться в экскурсовода и представить свой рассказ по понравившейся картине? (Ответы школьников по домашнему заданию).

На этом уроке вы вспомните правила и технику работы с пластилином. Но сначала надо вспомнить раздел, который называет­ся «Парки, скверы, бульвары». Откройте тетради в том месте, где была записана эта тема урока, вспомните, что, кроме природных стилей ландшафта, могло стать украшением места городского отдыха. Верно, предметы изобразительного искусства, сделан­ные- человеком специально для их размещения в местах отдыха. Повторите все вместе название таких предметов — «скульптуры». Что могут изображать такие парковые скульптуры? {Людей разных профессий, играющих детей, композиции из мира жи­вотных и растений, памятники известным людям.) Слово «скульптура» возникло от латинского «скульпо», что и переводе на русский язык означает «вырезаю», «высекаю». Это особый вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем. Ведь картину или графику мы можем видеть только с передней ее стороны, фасадной. А скульптуру в большинстве случаев можно всю обойти кругом.

Чем отличается скульптура он картины? Какие скульптуры вы видели?

- Где вы встречали скульптуры?

Какие образы обычно передает скульптура, которая созда­ется для украшения стадиона? (Образы спортсменов, высту­пающих в разных видах соревнований.)

III. Беседа по теме урока

Скульптура может располагаться не только в месте отдыха лю­дей. Откройте учебники на с. 132, прочитайте текст и рассмотрите фотографии скульптур.

Главный объект скульптуры - образ человека. Человек может быть изображен в полный рост, или по пояс, или по грудь. Иногда скульптура изображает одну только голову. В скульптуре может присутствовать всего один персонаж или целая группа. Возможно ли сходство скульптуры с жанром портрета?

— Что, помимо внешнего сходства, передает портрет? (Харак­тер человека, его окружение и эпоху, в которой он живет.)

Подобно портрету, скульптура передает не только внешний вид человека, но и его черты характера,

— Из каких материалов может создаваться скульптура? (Из камня, глины, гипса, металла, дерева.)

Для изготовления скульптуры чаще остальных используются мрамор или гранит, поскольку ЭТО самые долговечные и красивые материалы. Из металлов - бронза и другие сплавы. Выбор мате­риала зависит от того, где будет размещена скульптура и каково ее назначение. Например, маленькую скульптуру, которая должна украшать Дом творчества детей, можно выполнить из обожжен­ной глины — терракоты.

— Какие образы может передать мастер в такой скульптуре, выполненной из терракоты?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Например, играющих или танцующих детей, образы знакомых всем зверей, сказочных персонажей.

А большой военный памятник могут отлить в цементе, и он будет колоссальным по своему размеру, как уже известный вам мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде.

— Где может быть размешена скульптура?

— Каково значение скульптуры в уличных ансамблях?

— Какие материалы используются для уличной скульптуры?

На фотографии на с. 132 учебника мы видим скульптуру, изобра­жающую двух героев — Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарско­го, вставших во главе народного войска, которое освободило стра­ну от захватчиков в начале XVII в. Видите, какую сцену запечатлел скульптор И. Мартос? Посадский староста из Нижнего Новгорода Минин вручает меч суздальскому князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Этот памятник отлит из бронзы.

— Кто знает, где находится этот памятник двум героям Рос­сии? (В самом центре Москве, на Красной площади.)

— Какие чувства возникают при рассматривании памятника Минину и Пожарскому?

— На чем расположен памятник?

— С какой целью памятники возводя! на специальных возвы­шениях - пьедесталах?

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Скульптура в музее и на улице». Запишите также определение слова «скульптура».

Скульптура — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем.

V. Беседа по теме урока

Скульптура может иметь разное назначение. Например, она может являться самостоятельным объектом какого-то простран­ства или здания.

- Где на улице может быть размещена скульптура как само­стоятельный объект? (В скверах, на площади, у театров, около водоемов — у фонтанов, прудов.)

Обычно, подыскивая место для своей работы, художник стара­ется поставить скульптуру так, чтобы люди могли ее внимательно рассмотреть с разных сторон, подойти к ней, чтобы определить, из какого материала она создана. Ведь ее специально и создают. С этой целью — чтобы она явилась центром какой-то архитектурной композиции, дополняла природный пейзаж, нужным образом вписываясь в него.

Найдите примеры подобной уличной скульптуры в учебнике на с. 52 и с. 132. Что она изображает в каждом случае?

- Где можно разместить скульптуру в здании, например, в театре? (При входе, в фойе, у окон.)

Скульптура может также стать частью архитектурного про­странства. Вспомните, вы рассматривали внешний вид детского музыкального театра им. Н. Сац.

- Какая скульптура украшает крышу этого театра? (Синяя птица с золотой арфой.)

А на ее фасаде, возле парадного входа, размещены скульптуры героев знаменитой музыкальной сказки композитора С. Прокофьева «Петя и волк» — мальчик Петя, утка, кошка, птичка, волк. Так что каждый, кто приходит в этот театр, с музыкой встречается уже на входе, увидев эти скульптуры.

Скульптура сказочного музыканта по имени Лель также укра­шает детский музыкальный театр, но находится она внутри него, в фойе на втором этаже.

- Как эта скульптура передает назначение театра, в котором она находится?

- Почему ее героем выбран именно Лель?

Скульптуры часто используют при создании особых мест па­мяти — мемориалов.

- Кого изображают в скульптурах военных мемориалов? (Сол­дат, идущих в атаку; военных разных родов войск.)

- Какой образ является главным в мемориале на Мамаевом кургане? (Родина-мать.) Любая художественная работа - нелегкое дело. Ведь чтобы нарисовать картину красками, приходится много раз коснуться ее кисточкой, от этого устают руки, плечи, спина, глаза. А для из­готовления скульптуры человеку приходится вручную откалывать куски камня от целой глыбы, чтобы изваять из нее нужный образ. Поэтому при выполнении большой и сложной работы скульптор нередко использует труд помощников, которые помогают ему — рубят камень, шлифуют его при завершении работы, чтобы он стал гладким.

Если художник задумал сделать скульптуру в бронзе, то снача­ла он выполняет ее модель, вылепив из глины или гипса. Потом эта глиняная модель помещается в ящик с землей или специаль­ной смесью из песка. Так делается заготовка для будущей метал­лической формы. Такую работу выполняет мастер-формовщик. Глиняную модель извлекают, а в образовавшееся от нее углубле­ние вливают расплавленный металл и ждут, когда он застынет. Здесь используется работа подручного главного художника — от­ливщика.

Гигантские скульптуры вообще изготавливают из отдельных частей и соединяют их. Например, вам всем, наверное, известна скульптура «Рабочий и колхозница», которая находится в Москве около Всероссийского Выставочного центра (ВВЦ) и является эмблемой нашей знаменитой киностудии «Мосфильм». Так эта скульптура состоит из десятков отдельных фрагментов, которые отливались отдельно, а потом соединялись воедино.

Видите, как много людей разных профессий задействовано при изготовлении скульптуры. Это работа содержит немало слож­ных этапов, связанных с тяжелым физическим трудом.

— Рассмотрите фотографию на с. 133. Что на ней изображено? Где находятся скульптуры?

— Вам знакомо название музея, указанного в подписи под фотографией?

— Где находится музей изобразительных искусств им. АС. Пуш­кина? (Ответы школьников.)

В музеях выставлены не только оригиналы скульптур, но и ко­пии. Их также сделать нелегко; тот, кто копирует скульптуры дол­жен обладать высоким мастерством. Ведь, благодаря работе этих мастеров мы можем восхищаться работами скульпторов, живших много веков тому назад.

— Какие скульптуры украшают здание детского музыкального театра им. Н. Сац снаружи и изнутри?

— Какая скульптура находится в Москве на Красной площади?

- Кого она изображает и почему эту скульптуру установили именно в самом центре нашей столицы?

Запишите в тетрадях названия скульптур, о которых вы узнали па уроке.

1. Памятник Минину и Пожарскому (скульптор И. Мартос).

2. «Рабочий и колхозница» (скульптор В. Мухина).

3. «Родина-мать» (скульптор Е. Вучетич).

Сейчас вам предстоит создать свою собственную скульптуру. Только выполнять ее вы будете не из камня или бронзы, а из более привычного для вас материала — пластилина.

VI. Пояснительный материал

Все вы знаете такой рабочий материал для уроков труда, как пластилин — это искусственно созданный материал на основе во­ска, специально предназначенный для лепки разных предметов. А пластилином пользуется много людей, и не только детей, которые занимаются лепкой в детских садах, дома и в школе. Но с этим ма­териалом еще работают и взрослые люди, те же скульпторы. Когда архитекторы и скульпторы придумывают разные виды украшений для фасадов домов и квартир, то сначала из пластилина лепят ма­ленькие модели декоративных частей, а то и целых статуй. Прежде чем установить их на стенах зданий, в садах и парках, скульптор представляет маленький вариант своего будущего творения для того, чтобы с этим образцом познакомились все желающие. А уж потом большой памятник или скульптура отливается в металле или вырубается в камне.

— Какими свойствами обладает материал под названием пла­стилин? (Пластилин пластичный, мягкий, он способен прини­мать любую форму.)

Да, пластилин податливый настолько, что работать с ним можно просто голыми руками. Не нужны ни молоток, ни другие тяжелые инструменты. Кроме того, благодаря мягкости этого ма­териала у юного скульптора есть возможность вносить поправки » готовое изделие из пластилина, корректировать его.

Все вы много раз видели детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши». Она начинается и заканчивается мультипликационными заставками, в которых все детали сделаны из пластилина. Так из знакомого всем с детства материала можно смастерить маленькое чудо.

Есть еще один очень хороший мультфильм, который так и на­зывается — «Пластилиновая ворона». Весь этот мультфильм, в ко­тором три разных сюжета, тоже сделан на основе пластилиновой техники. Вот, оказывается, как широко можно использовать обычный пластилин.

Но у пластилина есть один недостаток — он не любит излиш­него тепла. Например, если готовую поделку поставить близко у источника тепла и света — даже под простой настольной лам­пой, — то поделка может нагреться и растаять, как весенний снег, потерять свою форму. Поэтому готовые поделки из этого мате­риала надо хранить в прохладном месте.

— В каких профессиях используют пластилин?

— Какие достоинства есть у пластилина?

— Какие недостатки есть у пластилина?

VII. Задание для самостоятельной работы

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы, ко­нечно, должны подумать — какие образы вам хочется воплотить в своей скульптуре. Возможно, что кто-то из вас приступит к со­знанию образа любимого сказочного героя. Давайте тогда для начала попытаемся вспомнить некоторых из этих героев. Ведь необходимо показать облик героя и его позу — как стоит или дви­жется. Прошу вас встать. Сейчас я буду называть имя героя. Ваша задача — передать в движении или в позе его облик.

(Педагог называет имя героя, школьники показывают его движения.)

Иван-царевич скачет верхом на Сивке-Бурке.

(Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, исполняются легкие полуприседания на обеих ногах.)

Летит Жар-птица.

(Легкий бег на месте на полупальцах. При этом руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх и выполняют перекручивающие действия кистями.)

Идет Василиса Прекрасная.

(Движение легкими маленькими шагами на полупальцах. Корпус макси­мально вытянут вверх, подбородок приподнят, глаза опущены.)

Шагает в кукольный театр Буратино.

(Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная, с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой.)

Идет по лесу Мишка косолапый.

(Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходь­ба вразвалочку.)

Летят гуси-лебеди.

(Легкий бег на месте на полупальцах, руки вытянуты в стороны, шея вытянута вперед.)

Идут мелкими шажками гномы.

(Корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, короткие шаги на месте.)

Скачет лягушка-квакушка.

(Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы рук раставлены, глаза округлены, полуприседания на месте.)

Шагает оловянный солдатик.

(Четкий вытянутый корпус, руки опущены, одна согнута, словно дер­жит ружье, активное марширование на месте.)

Вы вспомнили некоторых героев известных народных и автор­ских сказок. Выберите вашего любимого персонажа и подумайте, в какой момент вы его хотите запечатлеть.

Какое у него будет настроение? Какая у него должна быть поза? Словом, вам придется ответить на целый ряд вопросов, и это — начало вашей творческой работы над собственной скульп­турой.

(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы).

VIII. Физкультминутка

Продолжим выполнение физкультминуток, связанных с Днем Победы. Но пусть сначала прозвучит монтаж по стихотворению поэта В. Маяковского «Возьмем винтовки новые».

(Чтецы поочередно исполняют строфы стихотворения.)

Чтец 1 . Возьмем винтовки новые,

на штык флажки!

И с песнею в стрелковые пойдем кружки.

Раз, два! Все в ряд! Вперед, отряд!

Чтец 2 . Бесшумною разведкою —

тиха нога —

За камнем и за веткою найдем врага.

Ползу день-ночь моим помочь.

Ч т е ц 3 . И если двинет армии

страна моя —

Мы будем санитарами во всех боях.

Ранят в лесу, к своим снесу.

Давайте проведем игру «Военный парад». Нам в этом помо­жет маршевая музыка. Я буду показывать нам движения, которые выполняют военные во время праздничного парада, а вы поста­райтесь их повторять как можно точнее.

(При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки.)

(Педагог показывает движения, школьники повторяют.)

1. Педагог делает шаг правой ногой вперед, затем приставляет к ней левую.

2. Педагог делает шаг правой ногой обратно назад, затем при­ставляет к ней левую.

3. Педагог делает шаг правой ногой вперед, одновременно приставляя правую ладонь к голове — «отдавая честь». За­тем, не опуская ладони, приставляет левую ногу.

4. Педагог делает шаг правой ногой назад, одновременно опу­ская руку вниз, затем приставляет левую ногу.

5. Педагог и школьники маршируют на месте, энергично раз­махивая руками.

(Движения повторяют несколько раз.)

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники заканчивают изготовление пластилиновой скульптуры.)

Наши рекомендации