Послереставрационное описание произведения

Описание выполняют как приложение к "Реставрационному паспорту художественного произведения" на отдельных листах в количестве 3-х экземпляров.

ВНИМАНИЕ! Если при выполнении описания окажется, что некоторые пункты его дублируют паспортные рубрики, в последнем делают отсылку на приложение.

На следующей странице мы приводим образец титульного листа.

Раздел А. Технико-технологические характеристики памятника.

Здесь должны быть отражены основные сведения о первоначальном состоянии произведения (его технологические особенности, структура и манера письма).

________________________________________________________________

Послереставрационное описание произведения - student2.ru

I. Характеристика первоначальной основы (особенности формы, количество частей, порода дерева, способ крепления, характеристика шпонок, способ обработки оборота, торцов, боковых сторон, наличие сорочки, одновременной созданию произведения; наличие и характер ковчега, лузги, размеры полей, профиль лузги; наличие и характеристика паволоки; наличие и характеристика грунта.

53 При отсутствии каких-либо сведений следует писать: неизвестно, не изменилось, не выяснено.

54 Описание выполняет реставратор, привлекая к этой работе научных сотрудников.

_____________________________________________________________140

ВНИМАНИЕ! В случае изменения авторской формы и размеров основы указать предполагаемые.

II. Техника авторского красочного сдоя: желтковая темпера, клеевые краски, золочение, серебрение, "двойник", цветные лаки.

III. Состав авторского покрытия: олифа, белковое покрытие и проч.

IV. Описание основных колеров55.

Названия колеров располагают в спектральном порядке, начинал с жёлтого, кончая чёрным и белым.56

Описывая доличное письмо, указывать, на каких частях изображения имеется тот или иной колер, в чистом виде или смеси.

Описывая личное, - указывать состав санкиря, состав охрения, состав пробелов, состав обводки рисунка.

V. Манера письма.

1. Доличного письма: есть ли графья, есть ли подготовительный рисунок, отличается ли он от окончательного; характер красочного слоя (тонкий, плотный, равномерный, пастозный, жидкий, мазками - указать, на каких участках); каков общий характер (жи-

55 Следует различать понятия: пигмент (сухое красящее вещество), краска (пигмент, стертый на связующем), колер (составленный цвет).

56 1. Золото (твореное, листовое); серебро (твореное, листовое); двойник; олово; поталь; полимент красный, желтый и т. д. Пигменты

2. Белила свинцовые

3. Аурипигмент.

4. Реальгар.

5. Охра желтая.

6. Охра темная.

7. Охра типа сиены натуральной.

8. Киноварь.

9. Баканы (типа краплаков).

10. Охра красная.

11. Земля коричневая типа сиены жженой.

12. Земляная коричневая типа капут-мортуум.

13. Земляная коричневая типа умбры жженой.

14. Земляная коричневая типа умбры натуральной.

15. Глауконит.

16. Зелень медная.

17. Зелень медная искусственная.

18. Натуральный малахит.

19. Азурит.

20. Лазурит.

21. Вивианит.

22. Индиго.

23. Черные (древесный уголь, копоть, шунгит).

_____________________________________________________________141

вописный, графичный), есть ли преобладание одного цвета или живопись построена на контрастных цветах.

2. Личного письма: санкирь (его цвет, оттенок, как нанесён - прозрачно, плотно), охрение (оттенок, как нанесено - прозрачно, плотно или тонко, пастозно); какую площадь по отношению к санкирю занимает (нанесено ли охранив малой площадью или по всей поверхности лика); характер границ между санкирем и охрением (чёткая, стушёванная, сплавленная); пробела (тонкие, пастозные, длинные, короткие); волосы (цвет, характер разделок прядей, локонов, характер причёски); зрачки (цвет, форма, как подчёркнуты); нос (форма); уста (форма, оттенены ли); есть ли подрумянка, её характер; характер завершающего рисунка (тонкий, грубый, широкий живописный, плотный, жидкий).

3. Аналогии подобной манеры письма (если известны, указать их).

4. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

Раздел Б. Сюжетно-композиционная (иконографическая) характеристика памятника57

I. Указать тип иконы:

- по её месту в интерьере (моленная-пядница, аналойная, иконостасная - местного, деисусного, праздничного, пророческого ряда; настолпная, врата, дверь, складень);

- по сложности композиции (одночастная-односюжетная, многочастная, с клеймами, с изображением на полях, с изображением на раме, двухрядная и др.).

II. Соответствует ли название иконы изображению (если нет, то почему - неправильно названа в документах или открылось новое изображение). Если икона многочастная или с клеймами (жития, деяний), то перечислить название частей, клейм в соответствующем порядке. Дать название иконы в соответствии с изображением.

III. Что представляет собой изображение. Дать описание композиции, отмечая особенности, имеющие символическое и иконографическое значение.

1. Цвет фона, цвет полей, наличие и характер филёнки (одинарная, двойная, по всему периметру, в

57 Составление этого раздела предполагает знание содержания ветхозаветных и евангельских тем, на которые писались иконы.

_____________________________________________________________142

ковчеге), цвет филёнки.

2. Цвет нимбов, характер их очертания (обводкой киноварной, жемчужной, двойной, одинарной; графьей - двойной, одинарной; орнаментирован, с каменьями, кресчатый); если изображена мандорла, какова её форма, цвет. Чьи изображения не имеют нимбов.

3. Положение фигур, фигуры (оглавная, поясная, в рост, в молении - и кому, - сидящая на престоле, лежащая на одре, сидящая на коне и др.), указать возраст изображённого (юный, средовек, старец; то же относится к женскому изображению).

4. Положение рук (в молении, в жесте адорации, благословляющие - имясловно, триперстно; сложенные на груди, покрытые одеждой, держащие младенца, держащие свиток - развёрнутый, свёрнутый, книгу - раскрытую, закрытую - указать цвет обреза книги,- чашу - с чем, ковчежец, храм, крест, копьё, меч, поводья и др.).

5. Описание одежд, есть ли на одеждах орнаменты.

6. Сопутствующие изображения: позём (одинарный, двойной, с травами, с орнаментом; на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена); характер горок, растительности; есть ли изображения птиц, коней или других животных, являются ли символическими изображениями или реалиями; характер архитектурных элементов; есть ли и как изображены различные предметы: троны, столики, орудия труда, кувшины, утварь, кадильницы, лампы и др.; есть ли изображения облаков, характер их написания, есть ли картуши; какие предметы отмечены ассистом.

IV. Известны ли иконографические аналогии, к какому времени относится извод данной иконографии.

V. Дать зарисовки всех встречающихся орнаментов, в том числе рясна и звёзд на мафории Богоматери; на тканях и одеждах, на троне, на позёме, на полях и др.; очертания картушей. Указать аналогии. Дать зарисовку орнамента оклада, орнамента на сорочке и паволоке.

VI. Дать зарисовки всех надписей, отметив их цвет и цвет окружающего фона; указать, чем они выполнены (кисть, перо), высоту строк, наличие строчной или буквенной графьи.

VII. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

_____________________________________________________________143

ВНИМАНИЕ! Используя сведения из документа, каждый исследователь должен ссылаться на архивный номер паспорта и фамилии составителей описания.

Ниже мы приводим список рекомендуемой литературы, из которого №№ 5-14 (каталоги выставок) могут служить пособием для составления некоторых вариантов послереставрационного описания.

1. САХАРОВ И. П. Записка для обозрения русских древностей. - М., 1851.

2. Схема описания иконы, выработанная членами Комиссии по охране Троицкой Лавры П. А. ФЛОРЕНСКИМ и Ю. А. ОЛСУФЬЕВЫМ. // Анализ икон Троице-Сергиевой Лавры как опыт иконологии. 1922 г. - Неоконченная рукопись, хранящаяся в частном архиве.

3. ОВЧИННИКОВ А. Н. Псковская школа ХIII-ХV веков. // Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и стиль. - Вып. 1. - М., 1971.

4. ОВЧИННИКОВ А. Н. Из опыта реконструкции ... - Текст публикуется в данной книге.

5. АНТОНОВА В. И., МНЁВА Н. Е. Каталог древнерусской живописи. - М., 1963.

6. ВИЛИНБАХОВА Т. Б. и др. Дионисий и искусство Москвы ХV-ХVI столетий. - Л., 1981.

7. КОРИНА О.Д. Живопись домонгольской Руси. - М., 1974.

8. КОСЦОВА А. С. ПОБЕДИНСКАЯ А. Г. Русские иконы ХVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. - Л., 1990.

9. ЛАУРИНА В. К. Новгородская школа живописи. - М., 1975.

10. ЛЕЛЕКОВА О. В. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. // Художественное наследие. - Вып. 11. - М., 1988.

11. ЛОГВИНОВ Е. В., ОВЧИННИКОВ А. Н., ТРУБАЧЕВА М. С: Древнерусская темперная живопись. // В кн.: IX выставка ... ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. - М., 1988.

12. ОВЧИННИКОВ А. Н. Живопись древнего Пскова. Каталог. // ОВЧИННИКОВ А. Н., КИШИЛОВ Н. И. Живопись древнего Пскова. - М., 1971.

13. СМИРНОВА Э. С. Живопись Великого Новгорода середины ХIII - начала ХV вв. - М., 1976.

14. 1000-летие русской художественной культуры. / Под. ред. А. В. РЫНДИНОЙ. - М., 1988.

_____________________________________________________________144

ЧАСТЬ II

А. Н. Овчинников

Наши рекомендации