Действие духовных существ в бытии стихий и в элементах речи
В цикле докладов "Тайны библейского сотворения мира" Р.Штейнер говорит о духовных существах, действие которых проявляется в бытии стихий. В земном, водном, воздухообразном, тепловом и огненном мы видим выражение, откровение этих существ. "В основе того, что наши чувства воспринимают из нашего окружения, лежит бытие элементарного (стихийного) мира; нечто земное, - но в этом земном в действительности живут Духи Воли; в основании его лежит некий "текучий" элемент (стихия), но в нем, на самом деле, живут Духи Мудрости; в основе этого лежит нечто воздухообразное, но в нем в действительности живут Духи Движения, и нечто тепловое, в котором в действительности живут Духи Форм, Элохимы... Однако нельзя себе представлять, что мы можем строго отделять эти области друг от друга, что между ними можно провести четкие границы. Ведь вся наша земная жизнь основана на том, что и водное, и воздухообразное, и твердое действуют одно в другом, и что тепло пронизывает и обнимает собою все. Нет ничего твердого, что не пребывало бы в том или ином тепловом состоянии; мы находим тепло повсюду на ступенях бытия иных стихий. Следовательно, можно сказать: мы повсюду находим действие Элохимов - собственно силовой элемент тепловой стихии, изливающийся во все. Духи Воли, Мудрости, Движения, связанные с этим элементом тепла, проявляются в Духах Формы и тем самым пронизывают собою все нижние ступени бытия. Так, в твердом мы находим не только как бы субстанциональную основу - тело Духов Воли, но мы увидим это тело Духов Воли насквозь пронизанным и сотканным самими Духами Формы (122/126).
"То, что можно назвать восуществлением Духов Воли, - это простирающаяся материя, твердая материя. То, что обычно рассматривается как материя, - иллюзия; те представления о материи, что мы обычно имеем, - майя" (122/127).
"Если пройти сквозь эту почву чувственно-явленного, проникаешь затем в духовное и дальше приходишь к сущности, к сотканию некоей субстанции основы, которая есть, однако, не что иное, как телесность Престолов, пронизываемая деятельностью Духов Формы" (122/128).
"То, что мы называем телесностью Престолов и Элохимов, проникает в наше чувственное бытие, внутри которого являет себя как простирающаяся твердь. Благодаря тому, что оно вообще проявлено как так называемое материальное бытие, существо Престолов возвещает о себе. Посредством того, что это предстает нам в оформленном виде, того, что оно постоянно оформляется в ту самую субстанцию основы, возвещает о себе внешнее откровение Элохимов" (122/129).
"Если мы станем обращать внимание на тяготение к кристаллической форме во всем, что нас окружает, то мы можем получить на самой низкой ступени некое представление о том, как в этом тяготении, в этой устремленности к кристаллическому облику внешне проявляется та сила Элохимов, Духов Формы, которая вплетается в субстанцию Престолов и правит в этой субстанции. Здесь действуют Элохимы в их тепловом элементе как кузнецы, выковывая формы кристаллов различных пород и металлов из бесформенно-непростроенной субстанции Духов Воли. Это те Духи, которые в их деятельности тепла выступают одновременно как формирующий элемент бытия" (122/129).
Могут ли эти величественные образы дать нам что-либо относящееся к языку? "Все сверхчувственное отображено в нашем чувственном мире" (122/127). Не живет ли и наш язык такой теневой жизнью, которая стремится вновь высвободиться и выступить на свет, чтобы мы смогли познавать и почитать те сущности, которые в языке действуют? Нельзя ли нам распознать в языке отображение Элохимов, Духов Формы, которые в своей деятельности пронизывают и объемлют все стихии и формируют и кристаллизуют земное?
Мы формируем речь нашим теплом дыхания, и поэтому при различных звуках можно зафиксировать разные градации тепла, ибо теплом мы пронизываем все, но состояния тепла различны, они дифференцируются за счет формирования дыхания. К этому мы еще должны будем вернуться позже.
Не можем ли мы и в речи найти нечто подобное тому субстанциональному облику, который говорит нам о восуществленности, "вещественности" Престолов, тому, что пронизано силой тепла - т.е. действию Элохимов, которое стремится все облечь формой, все сделать кристаллическим?
В главе о выталкиваемых звуках было сказано, что для произнесения "земных" или так называемых "выталкиваемых" звуков требуется двойной волевой посыл: с одной стороны - для удержания "преграды звуку", а с другой - для прорыва этой преграды. Воздвигая преграду, "запруду", мы, можно сказать, создаем субстанциональную основу, которая при прорыве преграды становится "законченной конфигурацией воздуха". "Мы в этом удерживаем воздух. Нам больше всего хотелось бы , чтобы этот воздух кристаллизовался" (282/361). Этот прорыв преграды происходит посредством нашего Я-подобно тому, как кузнец сначала нагревает железо, раскаляет его и удар за ударом своею волею придает ему форму. В образовании "земных" звуков речи мы действительно можем пережить выражение совместного действия Духов Воли и Духов Формы.
Какое выражение получают Элохимы, действующие в тепле и стремящиеся всему придать форму, в "тепловых" звуках речи? В тепловом элементе нет возможности формировать субстанциональное (вещественное), как в случае твердого, при "земных" звуках. Но раз "тепловые" звуки должны действовать и "изживать себя в физическом", то нечто субстанциональное должно наличествовать. Основой для этого является наше физическое тело. Звуки "тепловые" лишь тогда выговариваются правильно, если при этом напрягается физическое тело - мускулы живота сокращаются и легкие сжимаются. Когда же воздушный объем сжимается, организм согревается.
Когда мы смотрим, какие существа действуют в звуках речи, то можно понять, почему слова, начинающиеся с комбинации противоположных - земного и теплового - звуков, могут обладать столь большой силой воздействия: например, PS или PF. Звук “PST!” наверняка будет расслышан в какой-нибудь шумной компании и заставит ее умолкнуть. Также и "в словечке Pfui мы чувствуем усилие, как бы отталкивание от себя" (280/55). Здесь в различных видах действуют Духи Формы.
Так проявляются Духи Формы, Элохимы через "тепловые" звуки H, CH, J, S, C, Z, SCH, F, V, W (Й, Х, С, З, Ц, Ш, Ф, В), желая действовать в элементе тепла.
В "воздушном" звуке R открываются Духи Движения ("Силы", Dynamis), творящие в воздушной стихии, придающие силу и облик. Так же как воздух родственен теплоте ("воздух во всем следует за теплом") и благодаря этому является посредником, средой, проводящей различные градации тепла, так же и R бывает различным по своим тепловым градациям, прокатываясь по различным частям нашего речевого аппарата.
Посредством "водного" звука L(Л) открываются Духи Мудрости ("Господства", Kyriotetes), которые живут, вплетаясь в водный элемент, строя его.
Посредством же "земных" звуков B, P, D, T, G, K, M, N, NG (Б, П, Д, Т, Г, К, М, Н, НГ) открываются Духи Воли, Престолы, в качестве распространяющегося твердого, того, что в неоформленном виде мы называем материей, того, чей облик создается Духами Формы, Элохимами.
Жизнь, видимую таким образом, - воздушно-движимую, текучую и оформленную, обретшую облик, как она существует в природе - мы уже пережили раньше на примерах различных групп согласных.