Новые романтические направления в литературе и живописи
Оппозиция против регулярного геометрического строгого парка французов встретила широкую поддержку среди писателей и поэтов.
Б. Полисси (знаменитый керамист, химик, архитектор и писатель) считал, что во Франции около 4 тыс. садов можно превратить в пейзажные.
Почти одновременно Бэкон в своих проповедях «ge rmones» доказал, что необходимо отказаться от подстрижки деревьев, фигурных партеров и т. п. По его предположению, «сад нужно делить на три части. Первая должна состоять из четырехугольного луга, охваченного деревянной галереей, обвитой зеленью, украшенной кусками разноцветных стекол, арками из зелени и т. п. В середине должны быть мраморный бассейн для фонтана и статуи, но только не выстриженные деревья.
В центре второй части должен находиться холмик с бельведером, а в третьей - аллеи должны обсаживаться высокими свободно разросшимися деревьями».
В то же время появляются различные «писательские» труды: Г. Вальполя «Исследование о современных садах», С. Ломбера «Les saisonsu», «Теория садоводства» Мореля, «Сады» Делилля и т. п.
Влияние литературы с переходом в XIX в. становится все значительнее, а прославление пейзажных парков - все решительнее.
Увлечение литераторов пейзажными садами происходило по большей части потому, что она сама переживала сначала времена сентиментализма, потом романтизма, а затем и натурализма.
Архитектурные парки не подходили ни к одному из этих направлений, вследствие чего такие парки отвергали и заменяли кажущиеся противоположностью пейзажными. При этом было забыто, что всякий «устроенный парк уже перестал быть неприкрашенной природой», если в нем настраивались павильоны и памятники.
В живописи тоже наблюдался переворот. Лоррен, Ватто и др. художники изображали рощицы, невозделанные поля и болотца без всяких прикрас, но необычайно живописно.
Ватто в своем произведении «Праздник в садах Сен-Клу» увлекся «свободным разрастанием зелени». Казалось, что вся архитектурность линий парка уничтожена силами природы. «Даже статуи там ожили и как бы охраняют запущенность и уют боскета». На картине Уффичи рядом с трельяжной беседкой - прообразом нынешнего храма Амура в Шантильи - изображены развалины кухни - это типичный пример явного восхищения идиллией и прелестью развалин.
В более поздних произведениях Ватто парки становятся гуще, чащи - таинственнее, а мраморы (строгие в Версале) «начинают оживать и принимать участие в жизни пресыщенных счастьем людей».
В некоторых картинах встречаются настоящие мотивы для сооружения парков. Там все внимание обращено на красоту контура растительных групп, на уютность лужаек и прудов и тихо струящихся фонтанов. Например, густо заросший боскет около фонтана в картине «Фонтан», или сопоставление широкого каскада и разросшихся деревьев - «Венецианский праздник», или расстановка статуй среди случайных деревьев «Сельские развлечения». В полотнах: «Общество в парке» - дан новый мотив построения эффектной декорации из сочетания высоких густых рощ и прогалин между ними; «Концерт» - показано сочетание нового типа парка с архитектурой дома.
Из вышеперечисленного следует то, что новый тип парковых посадок был выработан еще в начале ХVШ в.
Итак, пейзажные nарки формировалuсь под влиянuем следующих факторов:
1) знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;
2) социально-экономические условия;
3) вырождение регулярных композиций, сказавшееся в чрезмерной сухости плана, чопорности, витиеватости, перегруженности декоративными элементами. В потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;
4) пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками;
5) археологические исследования, в результате которых установлено то, что история пейзажного парка древняя и возникла задолго до бурного ее триумфа. Тогда существовали разные естественные акценты в виде развалин, гротов, рощиц и т. п.
В эпоху Ренессанса - в виде отдаленной от здания части имения, где, помимо участков с плодовыми деревьями и огородов, прокладывались прогулочные дорожки, а также в Англии были в форме цветущих лугов с отдельными группами и единичными экземплярами ценных деревьев, как чисто духовное явление.
И только Англия до конца сформировала идеи и принципы пейзажного парка, который и стали своеобразным протестом против французского классицизма ХУН в. в скульптуре и архитектуре. А в поэзии, живописи и садовом зодчестве классицизм тесно смыкается