Работа над сочетаниями гласных. «зияние».

При произнесении двух рядом стоящих гласных звуков переход из одного в другой происходит плавно, без разделения дыхательной паузой, за счет перестройки артикуляции и внутриротового пространства.

На начальном этапе работы над дыханием для проверки «теплого» фонационного выдоха используются отдельные гласные звуки, а затем их соединения все по той же линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы.

Используя данную линейку, можно создать шесть цепочек по пять пар:

УО-УА-УЭ-УИ-УЫ

ОУ-ОА-ОЭ-ОИ-ОЫ

АУ-АО-АЭ-АИ-АЫ и т. д.

Несколько позже будет необходимо подобрать тексты скороговорок, изобилующих соединениями гласных, и приступить к их отработке.

Например:

Окул бабу обул, иОкула баба обула. /УО, ИО, AOJ

Солнце выше ели, а мы еще не ели/ (ЕЕ, ЫЕ, EEJ

У о сы не усы, не усищи, а усики.

А у гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Последняя скороговорка содержит пары УА, ЕУ, АУ, ИУ, ЕИ.Работая над этими соединениями, можно привлечь к их оформлению плавные движения рук. Например: пальцы, с подключением работы всей кисти, «закрываются» друг за другом, складываясь на мизинец, и «раскрываются» на большой палец, как «веер». Произнося с такими движениями скороговорку, вы сможете визуально ощутить и проконтролировать округлость, наполнение, перетекание одного гласного в другой без зажимов в гортани.

Кроме того, руки могут стать внешней визуальной моделью работы органов артикуляции. Соединяя движения рук с ощущаемыми и наблюдаемыми в тренировочном зеркале микродвижениями речевого аппарата, вы сможете уловить тончайшие нюансы верных и неверных позиций языка, губ, верхнего нёба, гортани, нижней челюсти.

В дальнейшем, работая над скороговоркой, изобилующей гласными звуками, можно удвоить, утроить и далее многократно увеличить количество гласных в ее словах. Такое упражнение полезно для тренинга, направленного на активное включение в работу диафрагмы. На каждый гласный диафрагма будет производить легкий толчок. Для данного тренинга скороговорка «про осу» будет выглядеть таким образом:

у-у-а-а-сы-ы не-э у-у-сы-ы, не-э у-у-си-и-щи-и, а-а у-у-си-и-ки-и, а-а у-у гу-у-сы-ы-ни-и У-У -соов и ищи и не-э и ищи и не-э сы-ы-ще-эшь

(В дальнейшем могут быть использованы другие скороговорки.)

ЗАДАНИЕ:Подберите из скороговорок, приведенных в конце пособия, несколько текстов для подобного тренинга.

Проговаривать такую скороговорку полезно в неторопливом беге, с опущенными расслабленными плечами, свободными руками, плавно работающей нижней челюстью; на легких пружинящих прыжках с «летающими», свободными, «невесомыми» ногами, «парящим» телом. В статичном положении (стоя или лежа на полу) проверяйте работу диафрагмы и брюшного пресса положенной на низ живота ладонью левой руки, а получаемый при этом теплый выдох проверяйте ладонью правой рукой, находящейся перед лицом. Руки помогут вам верно распределить и «ощутить» дыхание, его теплоту, направленность, объем, а также плотность и округлость оформляемых звуков.

Разнообразные повороты, наклоны, вращения, броски, перекаты, перевороты позволят проверить «мягкость» и «полетность» всего тела. Использование подручных средств (мячик, гимнастическая палка, скакалка, воздушный шарик и т.д.) не только помогут снять мышечные зажимы в области дыхательных и артикуляционных мышц, но и заставят вас в новых условиях контролировать точность произнесения в тренировочных текстах.

Для дыхательного тренинга полезно использовать слова, содержащие соединения гласных:

Маэстро, Фаина, реалии, подиум, родео, авария, аура, боа, баул, Сеул, фиорд, триумф, пиастр, паук, неуч, маис, фиакр, аул, неон, баян, Лаос, ион, Каир, Фауст, реал, филиал, плие, воин, поэт, наука, шпион, пион, суета, театр, алоэ, дуэль, пауза, геолог, биолог, пиала, силуэт, раунд, фиаско, океан, фауна u т. д.

Из предложенных слов можно составить словосочетания и фразы. Например:

Клоун с коалой дуэтом мяукали.

Азиат знает, как паук кусает.

Силуэт поэта в театре.

Исполняет Иоланта пируэты на пуантах.

ЗАДАНИЕ:Продолжайте подбирать подобные слова и соединять их в тренировочные фразы.

В процессе поиска слов и составления словосочетаний и фраз вы обязательно столкнетесь с таким явлением, как «зияние» или «гиатус» (от лат. hiatus - отверстие, дыра), -коим является скопление нескольких гласных на стыке слов. (Поэтический словарь А. Квятковского).

Возможно соединение трех, четырех, пяти, а, может, и более гласных подряд.

4 гласных: Латвия и Эстония /ИЛИ Jj . биология и анатомия /ИЛИЛ;, приобретение аэрогриля (ИЕАЭ), орхидеи и азалии (ЭИИА), из Дании и Индии (ИИИЩ многомиллионная аудитория (АЯАУ), дикое и опасное (ОЕИА)

5 гласных: у Юлии и у Алексея (ИИИУА), авария у Аиды (ИЯУАЩ гармоничное ее исполнение (ОЕЕЁИ).

ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные примеры самостоятельно.

Произнесение словосочетаний, содержащих «зияние», требует особого внимания и виртуозного исполнения «перетекания» одного гласного в другой без перерыва в дыхании, при верной и четкой их артикуляционной перестройке:

У Оли и у А ли в уали украли. (УО, ИИУА, У А, ИУ)

И Оля и Аля о них рыдают. (ИО, Я ИА, ЯО, A Ю)

Не по тропе, а около (Е A O )

Катилось О и охало. (ОИО)

О о хало, О окало, (ОО, OO )

Не по тропе, а около. ( EAO )

Неверное произнесение слияния гласных на стыке слов может изменить их смысл:

особоэффективно или особо фиктивно;

сильно_нзгибаясь или сильно сгибаясь;

за овальным или завальным;

первые эмигранты или первые мигранты.

ЗАДАНИЕ:Приведите еще несколько примеров, показывающих искажение смысла слов при выпадении одного из гласных звуков на их стыке.

РАБОТА НАД ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ

Известно, что в театральных вузах и училищах на уроках по сценической речи для тренировки дикции и артикуляции используются всевозможные заковыристые звукосочетания.

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти звукосочетания никогда не встречаются в языке, что они лишь плод фантазии педагогов. Действительно, в отдельно взятом слове сложные соединения согласных встречаются не так часто, однако в речевом потоке, в словесной вязи, на стыке слов образуются самые причудливые и разнообразные соединения, включающие в себя 5-6 и более согласных подряд:

молодость вспомнить (СТЬВСП), горазд встречаться ( CTBCTP ), мост строителей ( CTCTP ), треск справа (СКСПР), текст скороговорки ( KCTCK ) u т. д.

ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные словосочетания и извлечь из них звукосочетания для тренировки.

Придумывая и вычленяя в речи подобные звуковые комплексы, вы разовьете лексическую и фонематическую чуткость.

В результате поисков вы обязательно обнаружите не только словосочетания, но и насыщенные разнообразными труднопроизносимыми согласными слова. Они могут стать тренировочными звукосочетаниями, а при многократном повторении или соединении «чистоговоркой», скороговоркой или «трудноговоркой».

Например:

бульвар, верлибр, трансформатор, маршрутка, Сыктывкар, Бернгардовка, канделябр, грейпфрут, фарватер, взяточничество, выкристаллизовавшийся, взгромоздившийся, неперевариваемый, вскидываемые, переквалифицировавшийся, неистовствующая, трудновыговариваемая, безмолвствовавшая, опрокидываемые, осваиваемое, усовершенствование, размазываемое, гидрометеорологический, и т.д.

ЗАДАНИЕ:Продолжите подбирать подобные слова.

Дальнейшей работой с найденными вами словами может стать их соединение в сложные словосочетания или фразы:

Безмолвствовавшая маршрутка.

Опрокидываемый канделябр.

Неперевариваемый грейпфрут.

Может быть, вам даже захочется сочинить целый рассказ или небольшое стихотворение:

На бульваре в Сыктывкаре

Трансформатор продавали.

ЗАДАНИЕ:Запишите придуманные вами словосочетания и тренировочные тексты.

Длительная отработка отдельно взятого звукосочетания до полного автоматизма все-таки в основном неразумна и нецелесообразна (за исключением случая тренировки определенного, вызывающего сложности слова в тексте роли). Механически втренированный навык виртуозного выговаривания определенного сочетания звуков моментально разрушается при малейшем изменении такового.

Поэтому даже в работе над одним и тем же звукосочетанием следует искать разнообразные подходы к его тренировке.

Возьмем для примера одно из первых звукосочетаний, предлагаемых для дикционного тренинга - ПТКУ.Данное звукосочетание направлено на проработку губного звука П,звука Т,произносимого кончиком языка, и звука К,в формировании которого участвует корень языка. Осознав порядок согласных в данном звукосочетании, способ его артикуляции, распределив усилия на их произнесение, приступим к работе над ним. Идя по уже известной нам ранее линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы,мы произносим цепочку звукосочетаний

Наши рекомендации