Календарный учебный график 1

Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
1 год Сентябрь Май 3 раза в неделю ( два занятия продолжительностью 1 час, одно занятие продолжительностью 2 часа),
2 год Сентябрь Май 3 раза в неделю по 2 часа.

Календарный учебный график 2

Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
1 год Сентябрь Май 2 раза в неделю по 2 часа,
2 год Сентябрь Май 2 раза в неделю по 3 часа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(первого года обучения)

Задачи программы:

  • Образовательные

- изучение работы с техникой, основными программами по работе с видеоматериалом,

- изучение основ сценарного, монтажного и операторского мастерства,

  • Воспитательные

- воспитание качеств, необходимых для работы в коллективе (основной форме работы на съемочной площадке), социализация подростков;

- воспитание нравственности и пропаганда общечеловеческих ценностей;

  • Развивающие

- формирование художественного вкуса через ознакомление с мировыми киношедеврами;

- приобретение опыта создания художественного произведения;

- развитие эстетического восприятия, понятия культуры;

Ожидаемые результаты реализации программы

Дети к концу первого года обучения должны знать:

- что такое видео;

- какова роль света/источников света в кино;

- этапы процесса создания кинокартины;

- основы монтажа;

- как пользоваться камерой;

- культовые картины и их создателей.

уметь:

- пользоваться всей необходимой техникой;

- пользоваться программами для монтажа и обработки видео;

- различать направления и стили киноискусства;

- писать сценарии, рецензии

-создавать собственные художественные произведения

Формы подведения итогов

- беседа;

- устный опрос;

- анкетирование;

- практическое задание в группе;

- творческое задание на дом;

- показ работ;

- викторина по пройденному материалу;

Содержание программы

1. Введение - на первых занятиях проводится инструктаж по технике безопасности при работе с техникой. Беседы о плане работы на будущий год, постановка целей и попытка вычисления предстоящих трудностей, путей их разрешения. Анкетирование учащихся.

2. Начало работы в режиме павильонных и экстерьерных съёмок – учебных заданий, частных упражнений и оттачивания мастерства работы с камерой. Самоопределения каждого из участников кружка по ролям на площадке.

3.1 Определение жанрового и видового направления обучения (короткий метр, документалистика, игровое кино, клипмейкерское дело).

3.2 Беседы об этапах создания кинокартины с параллельным выполнением данных этапов: написание заявок, утверждение их, написание сценария, подготовка раскадровок. Получение опыта в работе с оператором.

3.3-3.6 Просмотр кинофильмов. Беседы о средствах художественной выразительности в кино, о решении пространства кадра, в т.ч. и художественном. Написание рецензии, сценарного плана. Выполнение эскизов к изготовлению декораций, попытки смастерить декорации из имеющихся средств. Беседы о важности костюма и грима в передачи точности каждой особенной обстановки. Выполнение эскизов грима и костюма к определённым экранизациям. Групповое задание на создание художественного грима и визажа.

3.7. Лекции о крупностях кадра в кинокартине. Выполнение учебных заданий на разноплановость. Просмотр картин великих мастеров композиционного решения кадра.

4. Краткий экскурс в мир монтажа, выполнение упражнений на создание нелинейной структуры повествования.

5. Подготовка и выполнение группового задания с использованием всех изученных средств художественной выразительности, распределение ролей на площадке.

6. Подготовка к групповому показу – отбор работ, компоновка, анализ картин;

Участие в районных/городских показах, конкурсах.

Календарно-тематическое планирование

(первого года обучения)

3 раза в неделю ( два занятия продолжительностью 1 час, одно занятие продолжительностью 2 часа)

Месяц Планируемая дата Наименование тем и разделов Количество часов
Теория Прак-тика Всего
сентябрь   Вводное занятие. ТБ
    Вводный тренинг -
    Основы киноискусства -
    Особенности языка. Короткий метр -
    Лекции о жанрах игрового кино. -
    Просмотр короткометражных картин. Обсуждение -
    Жанры документального кино. Тренинг на знакомство. -
    Жанры анимационного кино -
    «Золотой век» Голливуда -
    ФЭКС(Козинцев, Трауберг) -
    Французкое кино 1920-е годы. -
октябрь   Комики европейского кино. -
    Постановка этюдов -
    Постановка этюдов в естественных условиях -
    Понятие «глубина резкости» Длиннофокусные линзы -
    Сюрреализм в кино. Приемы создания на практике. -
    Американское кино 20-х -
    Длиннофокусные объективы. Область применения. -
    Этюды на площадках. Подготовка к съемкам -
    Просмотр короткометражных фильмов -
    Заявки на этюд. Типы камер. Органическое молчание. -
    Типы видеоносителей. Съемка с нижней точки -
    Типы видеофайлов, отбор, концентрация -
    Чарли Чаплин. Фильм «Малыш» -
ноябрь   Рисующий свет. Основы мастерства. Прокладывание теней. -
    Рисующий свет. Практика установки -
    Виды видеоискусства -
    Этапы создания кинокартины. Съемка портрета -
    Заявка -
    Сценарий -
    Раскадровка -
    Пространство, решение интерьера -
    Реквизит -
    Декорация -
декабрь   Костюм, грим -
    Композиция кадра, крупности -
    Сценарий -
    Нелинейный монтаж -
    Сценарий -
    Раскадровка -
    Лев Кулешов, Михаил Ромм -
    Костюм, грим -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Виды видеоискусства -
    Декорация -
    Работа оператора при съемки актёрских этюдов -
январь   Нелинейный монтаж -
    Актёрский тренинг -
    Виды видеоискусства -
    Этапы создания кинокартины -
    Раскадровка -
    Режиссер Элем Климов -
    Декорация -
    Натурные съемки -
    Виды видеоискусства -
    Панорама -
    Нелинейный монтаж -
февраль   Сценарий -
    Заявка -
    Кинодраматургия
    Пространство, решение интерьера -
    Анализ внутрикадрового монтажа. -
    Композиция кадра, крупности -
    Тренинг на восприятие. -
    Сценарий -
    Работа режиссера на площадке -
    Пространство, решение интерьера -
    Грим -
    Написание сценария -
март   Костюм, грим -
    Съемки этюдов -
    Разбор ролей в сценарии -
    Реквизит -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Воплощение фильма. От идеи до титров. -
    Сценарий -
    Театр и кино -
    Сценарий -
    Пьеса. -
    Декорация -
    Нелинейный монтаж -
апрель   Постановка театральных этюдов. -
    Реквизит -
    Сценарное искусство -
    Литература и кино -
    Внутрикадровый монтаж. -
    Пространство, решение интерьера -
    Актёрская игра -
    Киногерой прошлого и настоящего -
    Композиция кадра, крупности -
    Построение мизансцены -
    Актёрские типажи -
    Сценарий -
май   Нелинейный монтаж -
    Грим в работе оператора -
    Актёр на площадке -
    Реквизит -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Работа режиссера с актёрами -
    Реквизит
    Сценарий -
    Актёрский тренинг -
    Композиция кадра, крупности
    Грим и его на несение -
    Итоговое занятие -
    Итоговое занятие
    Итого:

Календарно-тематическое планирование

(первого года обучения)

( 2 раза в неделю по 2 часа)

Месяц Планируемая дата Наименование тем и разделов Количество часов
Теория Прак-тика Всего
сентябрь   Вводное занятие. ТБ.
    Вводный тренинг. Анкетирование
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма, написание рецензии
    Особенности киноязыка. Лекции о жанрах игрового кино. -
    Тренинг «Режиссерское наблюдение»
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма. Дебаты «герой и жанр» -
октябрь   Жанры документального кино. -
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма, написание рецензии -
    Основы сценарного мастерства. -
    Написание синопсиса. Дневник наблюдений.
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма. Создание трейлера.
    Представление трейлера к фильму. -
Ноябрь   Просмотр фильма по заданию. -
    Обсуждение фильма. -
    Основы мастерства кинооператора. Свет в кино. -
    Крупности кадров. Раскадровка
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма -
    Основы композиции кадра. Съемка этюда
    Съемка операторского этюда. Просмотр. -
Декабрь   Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма, разбор монтажного решения. -
    Основы монтажа. Эффект Кулешова -
    Работа в монтажной программе. Практика -
    Просмотр фильма по заданию Берлинская школа -
    Обсуждение фильма. -
    Монтажная фраза. Сцена. Эпизод .
    Принципы монтажа
Январь   Основы кинопроизводства -
    Периоды съемок( подготовительный, съемочный, постпродакшн)
    Пространство, решение интерьера
    Реквизит. Декорация. Костюм, грим
    Просмотр фильма по заданию. -
    Обсуждение фильма. Кинокритика. -
    Экранизация
    Создание сценария по мотивам произведения. -
Февраль   Написание оригинального сценария. Утверждение. -
    Создание режиссерского сценария -
    Раскадровка.
    Подготовительный период к съемкам. Читка сценария. -
    Костю грим, декорации. Художественный цех
    Съемочный период. Приемы кинооператора. -
    Съемка в павильоне. Панорама -
    Натурные съемки -
Март   Досъемки -
    Первичная обработка видеофайлов
    Монтаж отснятого материала -
    Монтаж отснятого материала -
    Постпродакшн -
    Работа со звуком
    Переозвучивание материала.
    Сведение звука. -
Апрель   Фокусная группа. Предпоказ и опрос аудитории. -
    Чистовой монтаж. -
    Художественное оформление титров. Анимация
    Художественное оформление титров. Анимация -
    Подготовка файла для участия в конкурсе, кинофестивале. -
    Представление своего произведения. Участие в кинофестивале.
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма, дебаты -
Май   Создание творческого портфолио
    Создание творческого портфолио -
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение фильма. Тренинг на восприятие. -
    Дневник наблюдений. Круглый стол. -
    Просмотр фильма по заданию -
    Обсуждение. Анкетирование по итогам первого года обучения -
    Итоговое занятие
  Итого:  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(второго года обучения)

Задачи:

  • Образовательные

- изучение истории кинематографа, его места в системе видов искусств,

- знакомство с биографиями известных личностей, творческий путь - пример собственных стараний в процессе создания произведения искусства;

  • Воспитательные

- развитие качеств, помогающих в работе с кино - целеустремлённости, упорности, трудолюбия и многих других.

- воспитание тяги к познанию, изучению всего нового и необходимого в процессе создания работ любого вида;

· Развивающие

- развитие эстетического восприятия, понятия культуры;

-приобретение опыта работы с техниками и материалами, базирующимися на ИКТ.

Ожидаемые результаты

Дети к концу второго года обучения должны знать:

- жанры и виды киноискусства;

- основы кинодраматургии

- планирование мизансцены, её устройство и использование для усиления эффекта внимания зрителей;

- азы работы с актёрами.

уметь:

- создавать звуко-зрительнй образ;

- работать с программным обеспечением ( цветокоррекция, экспокоррекция, подгонка)

- создавать эскизы собственных мизансцен.

Формы подведения итогов:

- показ работ;

- выступление;

- письменные работы,

- эскизы, зарисовки.

Содержание образовательной программы

1. Введение - на первых занятиях проводится инструктаж по технике безопасности при работе с техникой. Беседы о плане работы на будущий год, постановка целей и попытка вычисления предстоящих трудностей, путей их разрешения.

2. Начало работы в режиме павильонных и экстерьерных съёмок – учебных заданий, частных упражнений и оттачивания мастерства работы с камерой. Самоопределения каждого из участников кружка по ролям на площадке.

3.1 Определение жанрового и видового направления обучения (короткий метр, документалистика, видеокарта, клипмейкерское дело).

3.2 Беседы об этапах создания кинокартины с параллельным выполнением данных этапов: написание заявок, утверждение их, написание сценария, подготовка раскадровок. Получение опыта в работе с оператором.

3.3 Просмотр фильмов в группе. Основы кинокритики ( обсуждение, анализ произведения, написание рецензий)

3.4-3.6 Беседы о средствах художественной выразительности в кино, о решении пространства кадра, в т.ч. и художественном. Выполнение эскизов к изготовлению декораций, попытки смастерить декорации из имеющихся средств. Беседы о важности костюма и грима в передачи точности каждой особенной обстановки. Выполнение эскизов грима и костюма к определённым экранизациям. Групповое задание на создание художественного грима и визажа.

3.7. Лекции о крупностях кадра в кинокартине. Выполнение учебных заданий на разноплановость. Просмотр картин великих мастеров композиционного решения кадра.

4. Обзор истории мирового кинематографа. Знакомство в основными этапами развития, культовыми картинами и режиссерами. Краткий экскурс в мир нелинейного монтажа, выполнение упражнений на создание нелинейной структуры повествования.

5. Подготовка и выполнение группового задания с использованием всех изученных средств художественной выразительности, распределение ролей на площадке.

6. Подготовка к групповому показу – отбор работ, компоновка, анализ картин;

Участие в районных/городских показах, конкурсах.

Календарно-тематическое планирование

(второго года обучения)

( 3 раза в неделю по 2 часа)

Месяц Планируемая дата Наименование тем и разделов Количество часов
Теория Практика Всего
сентябрь   Съемки движущихся объектов -
    Макросъемка.
    Киноискусство в современном мире. -
    Короткий метр. Просмотр мировых шедевров -
    Лекции о жанрах игрового кино. -
    Просмотр короткометражных картин. Обсуждение -
    Жанры игрового кино. -
    Жанры анимационного кино -
    Альфред Хичкок -
    Эйзенштейн -
    Итальянское кино 1920-е годы. -
октябрь   Комики европейского кино. -
    Постановка этюдов -
    Постановка этюдов в естественных условиях -
    Понятие «глубина резкости» Длиннофокусные линзы -
    Сюрреализм в кино. Приемы создания на практике. -
    Американское кино 40-х -
    Длиннофокусные объективы. Область применения. -
    Этюды на площадках. Подготовка к съемкам -
    Просмотр короткометражных фильмов -
    Типы камер. Органическое молчание. -
    Съемка с нижней точки -
    Типы видеофайлов, отбор, концентрация -
    Чарли Чаплин. Фильм «Цирк» -
ноябрь   Рисующий свет. Фоновый свет -
    Фоновый свет. Практика установки -
    Звук в кино -
    Съемка портрета при дневном освещении -
    Звук в кино. Создание звуковой дорожки -
    Титры -
    Художественное решение титров -
    Пространство и актер -
    Музыка и фильм -
    Музыкальная дорожка -
декабрь   Звуковые эффекты. -
    Композиция кадра, крупный план -
    Наложение звуков -
    Нелинейный монтаж -
    Звук как прием -
    Синопсис -
    Андрей Тарковский -
    Фабула -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Виды видеоискусства -
    Звук и музыка. Наложение. -
    Работа оператора при съемке актёрских этюдов -
январь   Нелинейный монтаж -
    Актёрский тренинг -
    Виды звуковых эффектов -
    Банк звуков -
    Поиск звуковых эффектов -
    Режиссер Эмир Кустурица -
    Создание звуков -
    Натурные съемки
    Записывающие студии -
    Панорама
    Нелинейный монтаж -
февраль   Сценарий -
    Кульминация -
    Кинодраматургия -
    Пространство, решение интерьера -
    Анализ внутрикадрового монтажа. -
    Крупный план -
    Тренинг на восприятие. -
    Сценарий -
    Работа режиссера на площадке -
    Пространство, решение интерьера -
    Макросъемка -
    Написание сценария -
март   Макросъемка -
    Съемки этюдов -
    Разбор ролей в сценарии -
    Реквизит -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Воплощение фильма. От идеи до титров. -
    Сценарий -
    Театр и кино -
    Сценарий -
    Пьеса. -
    Деталь. Крупный план -
    Нелинейный монтаж -
апрель   Постановка театральных этюдов. -
    Реквизит -
    Съемка портрета -
    Литература и кино -
    Внутрикадровый монтаж. -
    Пространство, решение интерьера -
    Актёрская игра -
    Киногерой прошлого и настоящего -
    Композиция кадра, крупности -
    Построение мизансцены -
    Актёрские типажи -
    Сценарий -
май   Нелинейный монтаж -
    Оператор и кинотехника -
    Актёр на площадке -
    Комбинированные съемки -
    Нелинейный монтаж -
    Нелинейный монтаж -
    Работа режиссера с актёрами -
    Образ современного киногероя -
    Средний план -
    Актёрский тренинг -
    Крупный план, общий план -
    Макросъемка -
    Итоговое занятие -
    Итоговое занятие -
Итого:    

Календарно-тематическое планирование

(второго года обучения)

( 2 раза в неделю по 3 часа)

Месяц Планируемая дата Наименование тем и разделов Количество часов
Сентябрь   Вводное занятие. ТБ. Анкетирование
    Повторение пройденного материала. Основы кинопроизводства.
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение
    Написание рецензии к фильму.
    История кино. Братья Люмьер.
    Тренинг «Режиссерское наблюдение»
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение -
    Особенности документального жанра. (сценарий, съемочный период, монтаж)
Октябрь   Немое кино. Шедевры беззвучного экрана  
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение -
    Съемка короткометражного фильма -
    Съемка и монтаж короткометражного фильма -
    Фильмы Чаплина -
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение   -
    Фильмы Вертова и Эйзенштейна  
    Тренинг «Эзенштейновед» -
Ноябрь   Появление звуковой технологии и кино 1930-х гг   -
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение -
    Съемка игрового этюда
    Съемка игрового этюда -
    Фильмы военных лет. -
    Просмотр фильма по заданию. Обсуждение -
    Тренинг «Режиссерский дневник»
    Съемка интервью -
Декабрь   Просмотр фильма по заданию. Обсуждение -
    Экранизация, историческое кино.
    Написание сценария. Тема и идея.

Наши рекомендации