Изобразительное творчество и синтетические искусства

(КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ)

I четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изоб­ражения в синтетических искусствах

Театр и экран — две грани изобразительной образности

Сценография или театрально-декорационное искусство — осо­бый вид художественного творчества

Сценография как искусство и производство

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: кос­тюм, грим и маска

Театр кукол

Театрализованный показ проделанной работы

II четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

Художник и художественные технологии: от карандаша к ком­пьютеру. Эстафета искусств

Фотография — расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ра­курса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчест­ва оператора

Фотография — искусство светописи. Натюрморт и пейзаж — жанровые темы фотографии

Человек на фотографии. Специфика художественной образно­сти фотопортрета

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизобра­жения

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся

III четверть. Азбука экранного искусства

Кино — запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры.

Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основ­ные телевизионные жанры

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль зву­ки и музыки в фильме

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

IV четверть (I вариант). Фильм — искусство и технология («Мы делаем видеофильм»)

От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду Этапы сценарной работы над видеофильмом Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские Монтаж видеофильма: правила и реальность Звук влюбительском видеофильме Итог на экране

IV четверть (II вариант). Художник — зритель — современность

Оприроде художественного творчества Связи искусства с жизнью каждого человека Искусство среди нас. Каждый народ Земли — художник

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их ви­ды и жанры

Синтетические искусства. Их виды иязык Современные проблемы пластических искусств Вечные истины искусства (обобщение темы)

Этот тематический блок представляет собой расширение кур­са визуально-пластических искусств и осознание их прочной свя­зи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран — движущаяся картина. Экранное изображение являет­ся прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В осно­ве развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Имен­но поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохож­дения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит боль­шей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искус­ства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относитель­но свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшем информации. Иначе он не приобретёт способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художест­венном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка неразвиваются (а иногда и портятся).

Цельпрограммы IX класса — помочь учащимся получить представление:

— о роли в культуре современного мира визуальных синтети­ческих искусств, возникающих на базе изобразительного искусст­ва вследствие технической эволюции изобразительных средств;

— о сложности современного творческого процесса всинте­тических искусствах;

— о принципах художественной образности и специфике изо­бражения в фотографии и экранных искусствах;

— о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

— о постоянном взаимовлиянии пространственных и времен­ных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетиче­ской отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них худо­жественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Учащиеся должны:

— освоить элементарную азбуку фотографирования;

— уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принци­пов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

— усвоить принципы построения изображения и пространст­венно-временного развития и построения видеоряда (раскад­ровки);

— усвоить принципы киномонтажа в создании художествен­ного образа;

— осознать технологическую цепочку производства видео­фильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видео работами;

быть готовыми к аргументированному подходу при анализесовременных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе. Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современного;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и испытания в режиссуре, сценическом мастерстве.

Изучение цикла визуально-пластических искусств неумолимо требует вовлечения ученика в круг синтетических искусств, в среде которых живёт сегодня каждый человек, понимания роли в них искусств изобразительных.

Новые серьёзные требования предъявляются и к оснащению учебного процесса. С учётом различия в техническом обеспече­нии школ предусматривается вариативность учебных заданий и практических работ. Осваивая с детьми этот курс, необходимо учитывать возможности школы и ее учащихся. Очень хорошо, ес­ли на помощь при изучении программы придёт видеоаппаратура, которая даст возможность многое познать через процесс воспри­ятия на видеоэкране.

Проводиться занятияв IX классе и соответственно выпол­няться задания могут в трех направлениях: художественно-обра­зовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изо­бразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику). Сочетание этих направлений, характер про­ведения урока и заданий определяются учителем и подготовленностью детей и конкретными условиями школы.

I ЧЕТВЕРТЬ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации