Древние корни народного искусства (9 ч)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определённую идею, а не изображающего конкретную реальность.
Тема.Входная диагностика уровня художественного развития уч-ся
Народные загадки, отгадки к которым можно при наличии креативности у ребёнка объединить в композицию.
Тема.Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы 1
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь- лось-олень, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.
Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.
Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.
Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические.
Тема. Убранство русской избы 1
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонированная бумага.
Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, № 2).
Тема.Внутренний мир русской избы 1
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, ПОЛ - земля, подпол - подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.
По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.
Литературный ряд: Л. Мей. В низенькой светёлке...
Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светёлке».
Тема.Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки. 1
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.
Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Рязанская вышивка. Михайловское кружево. 1
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Рязанская вышивка. Михайловское кружево
Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.
Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).
Литературный ряд: напевные песенные тексты.
Тема.Народный праздничный костюм. Костюм Рязанской области. 1
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении.
Тема.Народные праздничные обряды 1
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.
Тема.Обобщение темы четверти «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 1
Тестовые задания. Самостоятельная творческая деятельность. Выставка работ учащихся.
II ЧЕТВЕРТЬ
« СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» (7 ч)
Народное искусство сегодня живёт не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края. 1
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской, вырковской, скопинской игрушек.
Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие Кисти для росписи.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшебный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд: весёлая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла 1
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
Тема. Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла 1
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи сиспользованием образа птицы, коня, растительных элементов.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.
Тема. Хохлома. Истоки и современное развитие промысла. Касимовская «хохлома» 1
Из истории художественного промысла. Виды росписи. Хохломская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Основные приёмы письма, Разнообразие построения цветочных композиций. Рождение касимовской росписи, её особенности.
Задание: выполнение фрагмента хохломской
Материалы: Элементы росписи, иллюстрации, образцы росписи на каждую парту.
Формат А4 или альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти №1, №3, №5/белка, колонок, синтетика/.
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла 1
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжика, привязка.
Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
Тема.Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 1
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Скопина. Своеобразие формы и декора скопинской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях скопинских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку.
Материалы: пластилин, банка, стеки
Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Лозоплетение (Шилово). 1
Тестовые задания. Самостоятельная творческая деятельность
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.