Древние корни народного искусства (9 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определённую идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Тема.Входная диагностика уровня художественного развития уч-ся

Народные загадки, отгадки к которым можно при наличии креативности у ребёнка объединить в композицию.

Тема.Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы 1

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь- лось-олень, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа над декоративной композицией на тему древ­них образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народ­ной вышивки.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бу­мага.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резь­бе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лиричес­кие.

Тема. Убранство русской избы 1

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонирован­ная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — бесе­да с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, № 2).

Тема.Внутренний мир русской избы 1

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, ПОЛ - земля, подпол - подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предме­тов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л. Мей. В низенькой светёлке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светёлке».

Тема.Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки. 1

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги вырази­тельных форм посуды, предметов труда и украшение их орнамен­тальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигур­ной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном из­ложении.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Рязанская вышивка. Михайловское кружево. 1

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Рязанская вышивка. Михайловское кружево

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варь­ирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народ­ной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

Тема.Народный праздничный костюм. Костюм Рязанской области. 1

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном из­ложении.

Тема.Народные праздничные обряды 1

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

Тема.Обобщение темы четверти «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 1

Тестовые задания. Самостоятельная творческая деятельность. Выставка работ учащихся.

II ЧЕТВЕРТЬ

« СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» (7 ч)

Народное искусство сегодня живёт не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

древние корни народного искусства (9 ч) - student2.ru Тема. Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края. 1

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской, вырковской, скопинской иг­рушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украше­ние её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие Ки­сти для росписи.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшеб­ный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле­ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла 1

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промыс­ла приёмов письма.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

Тема. Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла 1

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приёмы городецкой росписи.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городец­кой росписи сиспользованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

Тема. Хохлома. Истоки и современное развитие промысла. Касимовская «хохлома» 1

Из истории художественного промысла. Виды росписи. Хохлом­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Основные приёмы письма, Разнообразие построения цветочных композиций. Рождение касимовской росписи, её особенности.

Задание: выполнение фрагмента хохломской

Материалы: Элементы росписи, иллюстрации, образцы росписи на каждую парту.

Формат А4 или альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти №1, №3, №5/белка, колонок, синтетика/.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображе­нием жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жо­стовские подносы; изображение цветов.

Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла 1

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжика, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображе­нием жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жо­стовские подносы; изображение цветов.

Тема.Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 1

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Скопина. Своеобразие формы и декора скопинской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях скопинских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку.

Материалы: пластилин, банка, стеки

Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Лозоплетение (Шилово). 1

Тестовые задания. Самостоятельная творческая деятельность

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Наши рекомендации