Классификация уровня творческого развития учащихся

Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями.

Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией.

Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений.

Уровни Оценка
Низкий Средний Высокий  
Отсутствие работы Отсутствие работы Отсутствие работы
Работа не аккуратная, небрежная, грязная. Работа не аккуратная, небрежная. Не старательная. Низкий уровень сложности.
Задание выполнено, но далеко не качественно. Задание выполнено на низком уровне сложности. Выполнено, но не старательно.
Старательное выполнение задания. Выполнено чисто, до конца Выполнено на высоком уровне сложности.

За практическую, творческую работу:

-«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей, самостоятельность, оригинальность исполнения;

-«4» ставится при наличии 1-2 недочётов или одной ошибки, выполнение творческой работы близко к образцу;

-«3» ставится при выполнении 2/3 от объёма предложенных заданий;

-«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Таблица тематического распределения количества часов по предмету

В 5,6,7,8,9 классах.

5 класс «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» 34 часа
1 четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов
2 четверть «Связь времён в народном искусстве» 7 часов
3 четверть «Декоративное искусство в современном мире» 10 часов
4 четверть «Декор, человек, общество, время» 8 часов
6 класс «Изобразительное искусство и мир интересов человека» 34 часа
1 четверть Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 9 часов
2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 7 часов
3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» 10 часов
4 четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» 8 часов
7 класс «Изобразительное искусство и мир интересов человека» 34 часа
1 четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» 9 часов
2 четверть «Поэзия повседневности» 7 часов
3 четверть «Великие темы жизни» 10 часов
4 четверть «Реальность жизни и художественный образ» 8 часов
8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека» 34 часа
1 четверть «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» 9 часов
2 четверть «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» 7 часов
3 четверть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» 10 часов
4 четверть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» 8 часов
9 класс «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение) 34 часа
1 четверть «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» 9 часов
2 четверть «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» 7 часов
3 четверть «Азбука экранного искусства» 10 часов
4 четверть «Фильм – искусство и технология» 7 часов

Класс

Учебно-тематическИЙ план

Наименование разделов и тем Всего часов Вид занятий
Теоретические Практические
I «Древние корни народного искусства»    
  Входная диагностика уровня художественного развития учащихся  
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.  
  Убранство русской избы.      
Внутренний мир русской избы.  
Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки.      
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Рязанская вышивка.  
Народный праздничный костюм. Костюм Рязанской области.  
Народные праздничные обряды.  
Обобщение темы четверти «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»  
II «Связь времён в народном искусстве»      
Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края.  
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.  
  Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла.  
  Хохлома. Истоки и современное развитие промысла. Касимовская «хохлома».    
  Искусство Жостова. Роспись по металлу. Истоки и современное развитие промысла.  
Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Опошни (Полтава).  
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Лозоплетение (Шилово).  
  Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».  
III «Декор – человек, общество, время»    
  Зачем людям украшения.    
  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.  
Одежда «говорит» о человеке.  
  О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. О чём рассказывают нам гербы Рязанской области.  
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).  
IV   «Декоративное искусство в современном мире»      
Современное выставочное искусство.  
Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства. Витраж.  
Ты – сам мастер декоративно – прикладного искусства. Чеканка.    
  Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства. Мозаичное панно.  
  Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».    
  Лепка из солёного теста. Пряник.  
  Натюрморт – букет цветов. Тюльпаны. 1 (экскурсия)
Обобщение темы четверти, года. Пленэр.  
  Итого    

Требования к уровню усвоения предмета

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

· дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

· понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

· осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества

Формирование художественно-творческой активности:

· учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

· учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

· проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

Год обучения (5 класс)

Учащиеся должны знать:

· знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

· знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

· знать несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны понимать:

· значение древних корней народного искусства;

· связь времён в народном искусстве;

· место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

· особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии;

· знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

· уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

· представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

· различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

· отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

· создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

· создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

· объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

· выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

· создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

· владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

· владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

V КЛАСС (35 ч)

Наши рекомендации