Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Логопедическая работа
Ребенок:
¾ обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
¾ усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
¾ употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
¾ умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
¾ умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
¾ правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
¾ умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
¾ умеет строить простые распространенные предложения- предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
¾ составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
¾ умеет составлять творческие рассказы;
¾ осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
¾ владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
¾ владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
¾ осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
¾ умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
¾ знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
¾ правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
¾ воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
¾ владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
¾ выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
¾ участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
¾ передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику;
¾ регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
¾ отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
¾ использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
¾ переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
¾ стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
Ребенок:
¾ обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
¾ использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;
¾ выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);
¾ самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
¾ воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
¾ устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
¾ демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
¾ моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
¾ владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
¾ определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
¾ определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
¾ использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не
¾ владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
¾ создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).
Речевое развитие
Ребенок:
¾ самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
¾ правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
¾ грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
¾ владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
¾ использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
¾ объясняет значения знакомых многозначных слов;
¾ пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
¾ пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
¾ выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
¾ отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
¾ обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
¾ стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
¾ владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);
¾ знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
¾ понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская);
¾ умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;
¾ эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
¾ проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
¾ имеет элементарные представления о видах искусства;
¾ воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
¾ сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
Ребенок:
¾ выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;
¾ выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
¾ выполняет разные виды бега;
¾ сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
¾ осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
¾ знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
¾ знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЦАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Оценка качества реализации Программы основывается, прежде всего, на изучении психолого-педагогических условий и предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия[2];
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для детей групп компенсирующей направленности необходимо создать особые условия для диагностики и коррекции нарушений развития, коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования.
Особое место в оценке качества реализации образовательной Программы занимает изучение взаимодействия педагога с детьми, что требует от педагога наличия необходимых компетенций, позволяющих ему:
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей в группе;
- поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников;
- обеспечивать условия для позитивного и продуктивного взаимодействия детей в группе;
- реализовывать развивающее образование;
- эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Старшая группа