Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Логопедическая работа

Ребенок:

¾ обладает сформированной мотивацией к школьному обуче­нию;

¾ усваивает значения новых слов на основе углубленных зна­ний о предметах и явлениях окружающего мира;

¾ употребляет слова, обозначающие личностные характери­стики, с эмотивным значением, многозначные;

¾ умеет подбирать слова с противоположным и сходным зна­чением;

¾ умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взро­слого);

¾ правильно употребляет грамматические формы слова; про­дуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

¾ умеет подбирать однокоренные слова, образовывать слож­ные слова;

¾ умеет строить простые распространенные предложения- предложения с однородными членами; простейшие виды слож­носочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

¾ составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

¾ умеет составлять творческие рассказы;

¾ осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

¾ владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

¾ владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

¾ осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

¾ умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

¾ знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

¾ правильно произносит звуки (в соответствии с онтогене­зом);

¾ воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

¾ владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах дея­тельности: в игре, общении, конструировании и др.;

¾ выбирает род занятий, участников по совместной деятель­ности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

¾ участвует в коллективном создании замысла в игре и на за­нятиях;

¾ передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику;

¾ регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в про­цессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справед­ливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);

¾ отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

¾ использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картин­ным материалом, народным творчеством, историческими сведе­ниями, мультфильмами и т. п.;

¾ переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

¾ стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

Ребенок:

¾ обладает сформированными представлениями о форме, ве­личине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

¾ использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;

¾ выполняет схематические рисунки и зарисовки выполнен­ных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);

¾ самостоятельно анализирует объемные и графические об­разцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

¾ воссоздает целостный образ объекта из разрезных предмет­ных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллю­стрированных кубиков и пазлов;

¾ устанавливает причинно-следственные связи между усло­виями жизни, внешними и функциональными свойствами в жи­вотном и растительном мире на основе наблюдений и практиче­ского экспериментирования;

¾ демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

¾ моделирует различные действия, направленные на воспро­изведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактиль­ного и зрительного обследования предметов и их моделей;

¾ владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предме­тов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

¾ определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

¾ определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

¾ использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не

¾ владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

¾ создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).

Речевое развитие

Ребенок:

¾ самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

¾ правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

¾ грамотно использует все части речи, строит распространен­ные предложения;

¾ владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмо­ционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

¾ использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

¾ объясняет значения знакомых многозначных слов;

¾ пересказывает литературные произведения по иллюстратив­ному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержа­ние которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, по­знавательный опыт детей;

¾ пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) сред­ства выразительности речи;

¾ выполняет речевые действия в соответствии с планом по­вествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, на­глядные опоры;

¾ отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

¾ обладает языковыми операциями, обеспечивающими овла­дение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

¾ стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

¾ владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложен­ной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);

¾ знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

¾ понимает доступные произведения искусства (картины, ил­люстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семенов­ская матрешка, дымковская и богородская);

¾ умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;

¾ эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чув­ства и эмоции с помощью творческих рассказов;

¾ проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

¾ имеет элементарные представления о видах искусства;

¾ воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

¾ сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

Ребенок:

¾ выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;

¾ выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

¾ выполняет разные виды бега;

¾ сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

¾ осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

¾ знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

¾ знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЦАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Оценка качества реализации Программы основывается, прежде всего, на изучении психолого-педагогических условий и предметно-развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия[2];

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для детей групп компенсирующей направленности необходимо создать особые условия для диагностики и коррекции нарушений развития, коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования.

Особое место в оценке качества реализации образовательной Программы занимает изучение взаимодействия педагога с детьми, что требует от педагога наличия необходимых компетенций, позволяющих ему:

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей в группе;

- поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников;

- обеспечивать условия для позитивного и продуктивного взаимодействия детей в группе;

- реализовывать развивающее образование;

- эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Все направления коррекционно-образовательной работы с деть­ми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные за­дачи во всех формах ее организации.

Каждая ступень Программы включает логопедическую ра­боту и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Старшая группа

Наши рекомендации