РАЗДЕЛ 10.ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 века.
10.1. Реализм во Франции Барбизонцы.
Реализм в искусстве середины XIX века связан с победой прагматизма в общественном сознании, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки. На примере творчества барбизонцев, а также художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе, Оноре Домье показать, что в искусстве этого периода появляются новые темы и новый герой, новые особенности художественного мастерства, свидетельствующие о реалистическом отражении жизни. История возникновения барбизонской школы, создание жанра реалистического пейзажа. Первый реалистический образ крестьянина в творчестве Франсуа Милле. «Пейзажи настроения», «интимные пейзажи» Камиля Коро, умение выразить в них личное отношение и настроение. Творчество Гюстава Курбе. Умение трактовать простые жанровые сцены как возвышенно-исторические; героическая окраска картин провинциальной жизни. Объемность пластической формы, колорит и свет в произведениях Курбе. Программа реализма, созданная Курбе. Графика Домье, отражение в ней исторических событий, происходивших во Франции в 19 в. Скульптурные бюсты политических деятелей как подготовительный этап для литографического портрета. Язык
иносказаний и метафор, гротеск как средство политической сатиры. Влияние
Домье на творчество постимпрессионистов Салонная живопись, ее особенности.
Самостоятельная работа: анализ одного из произведений Коро, Курбе, Домье.
10.2. Импессионизм.
Сформировать представление об импрессионизме как художественном
течении. Показать преемственность в художественном творчестве, влияние
живописи Делакруа, Курбе, Домье на импрессионистов. Временные рамки импрессионизма, его предыстория.
Самостоятельная работа: определить черты творческого метода художников - импрессионистов
10.3.Творчество Эдуарда Мане.
Познакомить учащихся с творческой биографией художника, ставшего центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Сущность художественного метода импрессионизма – передача непосредственных впечатлений от окружающей среды, создание живописными средствами иллюзии света и воздуха, богатой световоздушной среды. Письмо чистым цветом, новое восприятие дополнительного цвета. Разрушение материальности мира. Подмена картины этюдом. Вывод живописи на пленэр. Влияние импрессионизма при всей его ограниченности на дальнейшее развитие живописи. Творчество Эдуарда Мане, передача в его произведениях жизни современного города.
Самостоятельная работа: найти аналог в изобразительном искусстве картине "Завтрак на траве"
10.4.Творчество Клода Моне.
Художник - глава импрессионистской школы. Предметом его исследований становится «мгновенность», что приводит к созданию картин на один и тот же сюжет.
Самостоятельная работа: выполнить копию фрагмента картины К. Моне.
10.5. Творчество О. Ренуара
Раскрыть как жизнерадостное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Огюста Ренуара. Характерной чертой творчества стало изображение в картинах художника молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко.
Самостоятельная работа: проанализировать картину О.Ренуара "Завтрак гребцов"
10.6.Творчество Эдгара Дега.
Показать как художник создает серию замечательных портретных образов, в которых проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Рассказать одержимости художника настоящей страстью к изучению окружающей действительности. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции, но на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скачки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины «за туалетом». Во всех этих образах утверждалась новая, чисто современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость, непосредственность и демократизм. Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ.
Самостоятельная работа: анализ произведений художников-импрессионистов, выявление в каждом из них особенностей импрессионизма.
10.7. Постимпрессионисты. Творчество Ван Гога.
Отсутствие общей программы и общего метода у художников –постимпрессионистов. Сформировать понятие о творческой индивидуальности представителей постимпрессионизма, показать сходство и различие произведений Сезанна, Гогена, Ван Гога с картинами импрессионистов. «Великий голландец» - Ван Гог. Личность художника, трагичность биографии. Секреты эмоционального воздействия его картин. Произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Духовное богатство и художественный талант Ван Гога.
Самостоятельная работа: выполнить копию картины Ван Гога.
10.8.Творчество Поля Сезанна.
Поль Сезанн как вождь нового поколения. Колорит в произведениях
мастера в качестве проявление живописной стихии. Живописная
«отвлеченность» в работах Сезанна.
Самостоятельная работа: посмотреть фильм из серии "История живописи"(ВВС), посвященный творчеству постимпрессионизму.
10.9.Творчество Поля Гогена.
Отказ Поля Гогена от буржуазной цивилизации, «бегство» вэкзотические страны. Задача художника, как ее понимает Гоген, - передавать не видимость предметов, а их сущность, идею, используя образ в качестве знака, символа. Намеренная примитивизация формы. Цвет как символ, знак. Декоративность произведений Гогена. Элементы символики в произведениях Гогена.
Самостоятельная работа: написание сочинений по произведениям
постимпрессионистов.
Зачет.
Провести в форме тестирования, которое должно выявить понимание и
знания учащихся о разнообразии художественных течений, стилей,
особенностей развития изобразительного искусства России и Западной Европы в XIX веке. Провести сравнительный анализ содержания и формы художественных произведений Русских художников конца 19 века и импрессионистов. работа со зрительными рядами.
5 год обучения первое полугодие