Идейно-образный анализ текста (1 час)
Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.
Всесторонний анализ текста (2 часа)
Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.
Содержание обучения
Класс
(34 часа)
Введение (2 ч)
Исторический или биографический комментарий. Связь произведения с эпохой для понимания основных идей.
Анализ лирического произведения (6ч.)
Тема и идея стихотворения. Композиция. Мироощущение лирического героя.
Пафос стихотворения. Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.
Практическая работа № 1
Структура стихотворения (5 ч)
Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...).
Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей). Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая).
Строфика: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм).
Лексико-семантический анализ текста (7ч )
Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Практическая работа №2.Омонимы.
Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.
Практическая работа №3. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.
Средства выразительности языка. (3 ч.)
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,). Практическая работа № 4
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,). Практическая работа № 5. Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). Практическая работа № 6 Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). Практическая работа № 7
Отличие стихотворного произведения от прозаического. Практическая работа № 8
Хронотопический анализ текста (2ч.)
Идейно-образный анализ художественного текста. Практическая работа № 9.
Всесторонний анализ текста (2ч.)
Практическая работа № 10. Всесторонний итоговый анализ текста
V. Тематическое планирование.
«Комплексный анализ текста» для 10 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
I | Введение | |
II | Ритмико-интонационный анализ текста | |
III | Лексико-семантический анализ текста | |
IV | Лингвостилистический анализ текста | |
V | Хронотопический анализ текста | |
VI | Всесторонний анализ текста | |
Итого: |
Практические работы – 6
Всесторонний итоговый анализ текста - 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Комплексный анализ текста» для 11 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
I | Введение | |
II | Анализ лирического произведения | |
III | Структура стихотворения | |
IV | Лексико-семантический анализ текста | |
V | Средства выразительности языка. | |
VI | Хронотопический анализ текста | |
VII | Всесторонний анализ текста. | |
Итого: |
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 20 планирование уроков в 11 классе производится на 34 учебные недели, что составляет 34 часа
Практические работы – 10
Всесторонний итоговый анализ текста - 1
VI. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. | «Филологический анализ художественного текста». — М., «Русское слово» 2010. |
Иванова Е.В. | Анализ произведений русской литературы ХХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011 |
Иванова Е.В. | Анализ произведений русской литературы ХIХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011 |
Михальская А.К. | Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996. |
Аникушкин В.И. | Риторика. 10-11 классы. М.: Просвещение 2012 |
Граудина Л.К. | Русская риторика: хрестоматия. М.: Просвещение 1996 |
Горшков А.И. | Русская словесность: от слова к словесности. М.: Просвещение 1996 |
Никитина Е.И. | Русская речь: Развитие речи. 10 класс. М.: Дрофа 2005 |
Шанский Н.Н. | Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987. |
Малюшкин А.Б. | Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь 10-11 классы |
ТСО
компьютер; проектор; экран; интерактивная доска; система голосования MIMIO VOTE
2) Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.
3) Программное обеспечение:
· операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
· текстовый редактор MS Word;
· программа МIMIO
4) Электронные пособия:
· Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
5) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
· http://www.bibliogid.ru
· http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
· http://www.drevne.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература».
· http://www.gramma.ru
· http://www.gumer.info
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
· http://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
· http://www.krugosvet.ru
· http://www.Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова.
· http://www.litera.ru
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
«СОГЛАСОВАНО» | «СОГЛАСОВАНО» | |
Протокол № 1 заседания Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 20 от 31.08.2016 г. | Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 20 31.08.2016 г. | |
Руководитель ШМО ГЦ __________ Лакштанова И.В. | __________________Лысенко Е.Е. |
Приложение №1
Текст №1
Но вот начинается смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот Люди играют в горелки.
А солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало: вскоре они замолкли совсем, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя … и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто-то ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется хрустит под его ногой.*
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей. Торжественной тишины природы. Те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
З. Определите стилистическую роль однородных членов предложения.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы.
5. Какое состояние человека и природы передает автор. Используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
9. Сделайте морфемный анализ наречий ВЗАПУСКИ, НЕПЕРЕКОР.
10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
11. Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.
12. Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.
Приложение №2
Текст №2
Вчера я приехал в Пятигорск, Нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускат…ся до моей кровли. Нын…чев пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в моем палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письме…ый стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бештау сине…т, «как последняя туча рассея…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестрее…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн…язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и тума…ее, а на краю горизонта тян…тся серебря…ая цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…чиваясь двуглавым Эльбрусом…
Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо – синё – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож…ления?.. днако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рается все водя…ое общество.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
2. По содержанию текста определите его автора и назовите произведение. Кому из героев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?
3. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?
4. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
5. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте орфограммы.
7. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами –Л- и –Н-/-НН-. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
8. Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.
9. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
10. Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены, и объясните, почему их нужно обособить.
11. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в БСП двоеточия и точки с запятой.
12. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Приложение №3
Текст №3
Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. Нет другого художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал все мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. Тем не менее он не уст…вал нагр…мождать сцены страданий. Находя все новые формы их художестве…ого выр…жжения. Им двигала бе..мерная жалость и любовь к людям. Боль за поруга…ое человеческое досто…нство. Но к великому ужасу Достоевского развитие обществе…ых противоречий. Какое он мог наблюдать в 60 - 70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. Достоевский ясно вид…л, что в пореформе…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые. Всё более бе…пощадные и бе…жалостные. Капиталистическая эксплуатац…я, денежный Ра…чет влекли за собой (не)вида…ую раньше нищету масс. Всё большее порабощение человеческой личности. И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношения людей. За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.
По силе разоблачения того, как деньги извр…щали все нормальные отношения людей, Достоевский ср…вним лиш… с великим француз…ким реалистом Бальзаком, которого он ещё в молодости пререводил на русский язык.
Наибольшего реализма в изображении… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток». Роман «Пр…ступление и нак…зание» в художестве…ом отношении… наиболее совершенен и закончен.
Вопросы и задания.
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2.Выразительно прочитайте текст, определите его тему и идею.
3.Найдите ключевые слова в тексте, расскажите. Какими частями речи они являются, прокомментируйте их лексико-стилистическую принадлежность.
4.К какому стилю принадлежит данный текст и почему? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
5.Какие средства связи предложений использовал автор в 1-ом абзаце?
6.Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните их стилистическую роль.
7. Разберите по членам 1-ое предложение, объясните постановку в нем тире.
8. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.
9. Выпишите из текста слова, в суффиксах которых всегда пишется буква И. Расскажите о стилистических функциях этих суффиксов.
10.Расскажите о правописании И/Ы после Ц в разных морфемах. Приведите примеры из текста.
11.Какова стилистическая роль приставок БЕЗ-/БЕС-? Подберите синонимы и антонимы к словам БЕЗМЕРНО и БЕСПОЩАДНЫЙ.
12.Расскажите о правописании приставок на З/С и приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры из текста.
13. Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.
Приложение №4
Текст №4
О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал только одни долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, - и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут, на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки… Я закрыла глаза, бежала себя не помня, а он за мной… безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно… И потянуло меня вдруг в Россию, на родину, к девочке моей… (Утирает слёзы). Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше! (Достает из кармана телеграмму). Получила сегодня из Парижа… Просит вернуться… (Рвет телеграмму). Словно где-то музыка.(Прислушивается).
Вопросы и задания.
1.Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.
2. Выразительно прочитайте текст, определите его тип.
3. Назовите автора, произведение, из которого взят отрывок, и героиню, произносящую этот монолог.
4. Найдите примеры семантических и ассоциативных связей, объясните их роль в создании текста.
5. Подберите синонимы к слову БЕЖАЛА.
6.Какие синтаксические средства использует автор в монологе, чтобы передать внутреннее эмоциональное состояние героини?
7. Что такое инверсия? Какова её роль в тексте?
8. Что изменится, если поменять местами слова: «О мои? грехи»; «муж? мой умер»; «удар? прямо в голову»; «купила? я дачу»?
9. Какие члены предложения называются уточняющими? Для чего они служат в предложении?
10. Как в данном тексте выделяются уточняющие члены предложения? Объясните, когда уточняющие члены обособляются тире, а когда запятыми. Приведите примеры.
11. Объясните правописание наречий, выделенных в тексте.
12. Расскажите о правописании НЕ с наречиями, приведите примеры из текста.
13. Сделайте морфологический разбор любого глагола и числительного из текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
Введение | |||||
Что такое анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Виды анализа. | |||||
Ритмико-интонационный анализ текста | - | ||||
Фонетика: связь звука, цвета, смысла. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Явление звукописи в художественной литературе. | |||||
Фонетический анализ художественного текста. Практикум. | 5.10 | ||||
Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Ритм художественного текста. | |||||
Интонация предложений. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Стихотворная речь. | 9.11 | ||||
Ритмико-интонационный анализ художественного текста. | |||||
Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Лексико-семантический анализ текста | - | ||||
Лексика: сила слова. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Изобразительные возможности слов. | 7.12 | ||||
Омонимы. | 14.12 | ||||
Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов. | 21.12 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления. | 11.01 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Средства выразительности языка. | |||||
Практическая работа № 1 | |||||
Стилистические фигуры. | 1.02 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Практическая работа № 2 | |||||
Практическая работа № 3 | |||||
Лексико-семантический анализ художественного текста. Практикум. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ художественного текста. | 1.03 | ||||
Лингвостилистический анализ текста | - | ||||
Стили речи | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Изобразительные возможности словообразовательных средств. | |||||
Практическая работа № 4 | 5.04 | ||||
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 12.04 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Практическая работа № 5 | |||||
Практикум: лингвостилистический анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ художественного текста. | |||||
Пространство и время в художественных произведениях. | |||||
Хронотопический анализ текста | - | ||||
Идейно-образный анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Всесторонний анализ текста | - | ||||
Практическая работа № 6 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Всесторонний итоговый анализ текста | |||||
Итоговый урок | |||||
Итого: | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
I | Введение | - | |||
Исторический или биографический комментарий. | 6.09 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Связь произведения с эпохой для понимания основных идей. | 13.09 | ||||
II | Анализ лирического произведения | - | |||
Тема и идея стихотворения. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Композиция. | |||||
Мироощущение лирического героя. | 4.10 | ||||
Пафос стихотворения. | |||||
Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Практическая работа № 1 | |||||
III | Структура стихотворения: | - | |||
Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...). | 8.11 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей). | |||||
Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая). | |||||
Строфика( двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм). | |||||
IV | Лексико-семантический анализ текста | - | |||
Лексика: сила слова. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Изобразительные возможности слов. | |||||
Практическая работа №2 | 10.01 | ||||
Омонимы. | |||||
Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Практическая работа №3 | |||||
Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления. | 7.02 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | |||
V | Средства выразительности языка. | - | |||
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,). | 14.02 | ||||
Практическая работа №4 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,). | |||||
Практическая работа №5 | 7.03 | ||||
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). | |||||
Практическая работа №6 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). | 4.04 | ||||
Практическая работа №7 | |||||
Отличие стихотворного произведения от прозаического | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Практическая работа №8 | |||||
VI | Хронотопический анализ текста | - | |||
Идейно-образный анализ художественного текста. | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Практическая работа № 9 | 2.05 | ||||
VII | Всесторонний анализ текста | - | |||
Практическая работа № 10 | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал | ||||
Всесторонний итоговый анализ текста | |||||
Итого: | 34 |