Палитры, кисти и другие материалы
Палитры. Палитры не должны втягивать масла из положенных на них красок, потому пропитываются или вареным маслом до тех пор, пока они не перестают принимать масло, или горячим воском; покрываются также масляным лаком, который в этом случае наиболее уместен, так как не растворяется маслом красок. Так же можно использовать в качестве палитры белое керамическое блюдо.
Кисти. Кисти, употребляемые в масляной живописи, выделываются из различного волоса. Наиболее применимы щетинные кисти. Они имеют белый цвет и различны по качеству.
Кроме щетинных кистей, которыми очень хорошо достигаются переходы из тона в тон и которые очень удобны в масляной живописи, имеется мягкие круглые колонковые кисти, применяемые для более тонких работ.
Шпатели и скребки. Инструменты этого рода выделываются из стали и рога. Хорошим стальным шпателем (или мастихином) не только чистят палитру, но иногда и наносят и разравнивают краску на плоскости картины, т.е. пишут, при этом мазки напоминают плоскости и придают декоративность работе. Для последней цели мастихин должен быть тонким и эластичным.
Последовательность выполнения задания «Этюд одетой фигуры, стоящей с опорой на одну ногу. Одежда разноцветная и разнофактурная. Контрастный фон (атласные драпировки)»
Методика работы над длительным живописным этюдом принципиально отличается от методики работы над краткосрочными этюдами. Длительность исполнения произведения предполагает выделение в работе ряда последовательных этапов.
Прежде чем приступить к работе, нужно рассмотреть модель, выбрав место, с которого четко лепится форма. Нельзя садиться слишком близко к постановке — это сильно затруднит задачу целостного восприятия фигуры. Расстояние до модели должно быть не меньше, чем два ее роста.
Сначала делают небольшие эскизы, в которых находят наилучшее композиционное решение и распределяют тональные и цветовые массы, намечая обобщенно освещенные места и тени на фигуре и их отношение к фону. Затем приступают к выполнению подготовительного рисунка на холсте. Для этой цели хорошо подойдёт жидко разведённая «Охра» или «Марс коричневый». В случаи возникновения ошибки, её можно исправить путём правильного рисунка, но уже более интенсивным тоном. Поэтому первоначально рисунок должен выполняться лёгкими движениями в виде наброска, без проработки мелких деталей, чтобы без ущерба для дальнейшей чистоты работы можно было подправить пропорции или композиционное размещение фигуры на холсте.
Компоновка на холсте проходит следующим образам, с верху и с низу оставляются совсем небольшие промежутки от краёв. Такая компоновка применяется в учебных заданиях, чтобы максимально увеличить область для лица, что в свою очередь облегчает мелкую прописку частей лица. Соотношение головы к фигуре, у среднестатистического человека равна 1:8, поэтому на холсте, который обычно берётся 50х70 см., для учебных заданий, если закомпоновать фигуру иначе, то область лица будет мелкой, и возникнет сложность при прописки мелких деталей.
Что касается левой и правой стороны, то необходимо руководствоваться тем, что в какую сторону обращена натура. Перед лицевой частью оставляется больше места чем, перед боковой частью фигуры.
Согласно заданию, фигура стоит в «контрапосте», т.е. в положении стоя с опорой на одну ногу. Для правильного изображения фигуры в контрапосте, необходимо мысленно провести у натуры от ярёмной впадины отвес и проанализировать, на сколько он отходит или не отходит от пятки на которую опирается натура. Затем полученное наблюдение нужно изобразить на холсте, с помощью жидко разбавленной краски. Таким образом, натура не будет казаться падающей, т.к. линия центра тяжести будет приходить от яремной ямки к внутренней лодыжке ноги, несущей нагрузку.
В случаи, если стоящая фигура будет опираться на две ноги, то отвес пройдет через яремную ямку и лобковое сочленение к плоскости опоры.
Затем определяют пропорции и движение натуры, намечая направления основных частей тела, определяют, наклон плечевого пояса по отношению к тазовому и вспомогательной линией соединяют коленные чашечки. Решив обобщенно взаимосвязь частей фигуры в той же последовательности, что и в заданиях по рисунку, нужно уточнить характеристику и движение анатомической формы тела.
В одетой фигуре необходимо проследить ее анатомическое строение, тогда случайные складки не собьют рисунок. Пластика должна отвечать внутреннему строению фигуры, так как только тогда можно убедительно выразить движение натуры, ее положение в пространстве
В процессе построения рисунка одетой фигуры нужно обобщенно, легкими, линиями намечать под внешним покровом одежды формы обнаженной фигуры. Тонкие ткани лучше облегают фигуру, а направления их складок хорошо подчеркивают форму и ее движение.
После предварительного рисунка, можно приступать ко второму этапу работы. Второй этап работы над длительным этюдом называется «подмалевок», он заключается в том, чтобы задать первичные цветотоновые отношения: взаимодействие большой формы и пространства, отношения света и тени внутри формы, преимущественно контрастные взаимосвязи тонов, теплохолодности, иногда фактур. Писать подмалевок нужно без белил, жидко разбавленными красками, проложив теневые участки и определив освещенные места. Тут же необходимо взять верные цветовые отношения. Находя большие, тональные массы, нужно выявить общую силуэтность фигуры к фону. Как правило, в первых постановках теневые места натуры темнее фона, а освещенные несколько светлее. В живописи фигуры и фона нужно передать ощущение пространства. Если этого не достичь, то получится, что фон как бы «приклеен» к модели. Нельзя также допускать резкой границы теневой части с фоном, что затрудняет передачу объемной формы.
На стадии подмалевка работа должна идти интенсивно, основанная на чувственном восприятии натуры, важно прокрыть весь холст, не оставляя белый цвет грунта.
Следующий этап называется «прописка», он заключается в решении множество задач: уточнение цветотоновых отношений в работе, композиционных пластических связей, передача особенностей освещения, выявление объёмных, фактурных и материальных качеств объектов и предметов. Прописка может выполняться, в зависимости от манеры письма, различными способами: корпусным, фактурным или тонким, часто лессировочным письмом.
В работе над человеческой моделью на этом этапе идёт активная разработка полутонов, поиск рефлексивных взаимосвязей, более сложно прорабатываются цветовые и тоновые отношения, выявляющие характер и направленность освещения. Выявляются пространственные планы постановки. Тщательно моделируется большая форма и выявляется мелкая пластика. Необходимо обратить внимание на индивидуальную окраску кожного покрова модели и её изменение в связи с освещением и рефлексией окружающего пространства. Организуется колористическое единство изображение в соподчинении с общей тональностью работы. Выявляется схожесть с оригиналом и психологическая характеристика постановки.
После обобщенной прописки основных участков изображения переходят к лепке форм головы, торса, рук, Обобщенно прописывают нижнюю часть постановки, которая в комнатных условиях обычно несколько затемнена. Решая задачу выявления формы, нужно передавать и индивидуальную характеристику фигуры, ее движения. Нужно уметь грамотно передать фигуру в условиях определенного освещения. При этом нельзя писать мелкие формы лица и другие детали, не наметив большую форму. Неправильно начинать в этюде фигуры, например, у кистей рук сразу же выписывать отдельные пальцы. Кисть руки нужно наметить сначала обобщенно, угадав сочетания красок и основные светотеневые отношения, не нарушая подготовительный рисунок. Те части фигуры, которые находятся ближе к нам и к свету, видны более контрастно, поэтому и изображать их лучше пастозно, корпусно. В то же время в теневых участках и в более удаленных местах постановки отношения мягче. Воздушная среда, в которой находится постановка, смягчает границы формы.
Весь процесс живописи нужно вести отношениями. Нельзя писать освещенную часть формы, не сравнивая ее по цвету с теневой частью и не согласуя с общим колористическим строем постановки. Среди многочисленных складок одежды нужно, прежде всего, изображать самые крупные, характерные. В освещенной части фигуры они могут быть выполнены очень контрастно и объемно.
После того, как основные отношения определены, форма натуры вылеплена, композиционные центры (голова, руки) прописаны, необходимо приступить к завершающему этапу. Отходя от мольберта на несколько шагов необходимо постараться, обобщенно взглянуть на всю постановку «сразу», сравнив ее с изображением на холсте. На завершающем этапе происходит обобщение. Что это такое? В процессе скрупулезной детализации лица, складок на стадии прописки, происходит раздробленность работы: тона, цвета, пространства. Чтобы работа не казалась плоской мозаикой, надо обледенить незначительные переходы в свету, погрузить натуру в единую среду, в которой действуют законы рассеивания света. Таким образом, рефлексы не должны быть яркими, а задний план не смотря на то что по заданию он контрастный, не должен выходить на передний план, он слегка приглушается, посредством введения в его холодноватого оттенка и смягчения переходов одной складки в другую.
Обобщение выполняется лессировкой, т.е. жидко разведёнными красками.