Захватывающее дух светлое будущее
В следующих главах я расскажу, как создать собственную работающую структуру, распланировать время и организовать систему отчетов. Кроме того, вас ждут полезные советы, приемы и инструменты для сканера. Про настенный календарь вы уже знаете, а сейчас предлагаю вам еще один инструмент.
Стикеры
Если что-то из прочитанного сейчас помогло утихомирить панику, выпишите это на стикеры и наклейте их повсюду: на стены, зеркала, холодильник, двери, на монитор компьютера, в свой рабочий ежедневник. Пусть ваш взгляд всегда падает на какой-нибудь стикер — это успокоит, когда паника начнет закрадываться в вашу сканерскую душу.
Может показаться, что дневник, календарь и стикеры — не слишком впечатляющий набор инструментов, но они зададут хороший старт. Для сканера очень важно наглядное подтверждение, что времени хватит на все, чем хочется заняться. Даже напоминание, что достижение цели — всего лишь цепь последовательных шагов, превращает бездействие в действие. Поэтому не стоит недооценивать влияние таких простых вещей на подсознание.
Едва паника утихнет и вы приметесь за работу, вас покинет страх, что жизнь проходит мимо.
Куда вы направитесь? Когда вы поглощены тем, что вам нравится, правильный путь откроется сам.
Глава 4
Страх перед принятием обязательств
Что если я подпишусь до конца жизни выполнять жалкую, отнимающую все время работу, где будет невыносимо скучно и мои способности пропадут даром?
Застрять на такой работе — настоящий фильм ужасов, в котором меня похоронили заживо и никто не слышит, как я кричу!
Когда дело доходит до обязательств, многие сканеры останавливаются как вкопанные. Перед ними маячит страх потратить жизнь впустую, и уклонение от обязательств — иногда единственное обязательство, которое берет на себя сканер.
Однако это основано на странных заблуждениях, на уже не актуальных сегодня правилах, и, уклоняясь от принятия обязательств, сканер лишает себя того, к чему стремится: жизни, полной познания и освоения неизведанных областей, возможности при желании начинать новое дело.
Минутку, а разве кто-то живет такой жизнью? И даже если это возможно, каким образом это совместить с выполнением обязательств?
Легче, чем вы думаете. Давайте освежим свои представления о понятии «обязательство».
История Джоанн
Джоанн избегает того, что считает обязательствами. Ей кажется: что бы она ни выбрала, это ведет к серьезным и необратимым последствиям.
Не могу выбрать профессию. Что если остановлюсь на одной, а другая окажется лучше? И что если я передумаю? А я совершенно точно передумаю. Понимаете, моя проблема в том, что я хочу быть психологом, композитором, писателем, учителем, путешественником и художником. Но каждый раз, как встаю на какой-то путь, раньше или позже возникает ужасная мысль: «А я уверена, что хочу этим заниматься до конца жизни?» Тут все обычно и заканчивается.
— А что страшного, если вы ошибетесь? — спросила я.
— Господи! — воскликнула она с ужасом. — Все страшно! Во-первых, каждый раз нужны годы, деньги и масса усилий, и если тут обнаруживаешь, что выбор был неправильным, то это все, тупик! Со мной так уже не раз случалось. Я не перенесу этого снова. Я слишком хорошо помню эту скуку, это ощущение, что если продолжишь заниматься тем же, то впереди одна только невыносимая скука — до конца жизни.
— Ну, будь оно так, я не стала бы вас винить, — сказала я. — Если мне что-то наскучит, я не то что до конца дней — до конца недели не стану терпеть. Но многие посылки в ваших рассуждениях мне кажутся неверными.
— Например? — спросила Джоанн.
Ошибочные предположения
Нужно выбрать единственную область деятельности на всю жизнь.
Все, что вам нравится, должно становиться профессией. Делать что-то для удовольствия — не в счет.
Если вы не любите всей душой свою работу, это будет ежедневный ад.
Нельзя ошибиться в выборе, поскольку овладение каждой профессией требует огромных временных и материальных затрат.
Как только вы что-то выбрали, это становится пожизненным приговором без права обжалования.
Если вы страстно, на грани одержимости, не увлечены чем-то одним, то отставить в сторону все остальное не сможете никогда.
Ошибочные допущения складываются в контракт, подписанный кровью и высеченный в граните. Их порождает не только неверная информация, но и страх бессмысленно провести жизнь, и мечта о единственной страсти, такой сильной, что «пожизненный приговор» не пугает. Неудивительно, что сканеры боятся посвятить себя чему-то.
Но вот проблема: ни один пункт из этого списка к реальности отношения не имеет.
Рассмотрим каждое предположение подробно, одно за другим.
Ошибочное предположение 1.
Нужно выбрать единственную область деятельности на всю жизнь
Начнем с того, что сканеры не могут выбрать только одно поприще, и этим все сказано. Но что важнее, большинство остальных людей тоже не выбирают единственную сферу деятельности на всю жизнь.
В наши дни практически никто не работает по одной специальности с юности до пенсии. В прошлом именно так и было — одна работа на всю жизнь, сейчас — нет. По статистике, с каждым годом все больше юристов и учителей — прежде стабильная карьера — разочаровываются и ищут себя в других областях. (Существуют даже службы, которые помогают адвокатам и учителям подыскивать иной круг деятельности. Недавно мне попались на глаза любопытные цифры: каждый год адвокатами становятся сорок тысяч человек, и каждый год сорок тысяч человек, неудовлетворенные работой, оставляют эту профессию.)
«Моей дочери нужно выбрать специализацию, и она ужасно мучается, пытаясь определить, чем ей хочется заниматься всю жизнь», — написала мне взволнованная мать. «Господи, чему же вы ребенка учите?!» — подумала я.
Тяжкое бремя, хотя на самом деле больше воображаемое. Ведь даже самые успешные люди не раз меняют профессиональную карьеру.
Ошибочное предположение 2.
Все, что вам нравится, должно становиться профессией. Делать что-то для удовольствия — не в счет
«Я люблю бодибилдинг, но еще я люблю исследования — самые разные. Как мне это совместить? И кто я теперь? Конан-библиотекарь?» — написал посетитель моего форума. Я до слез смеялась. Но у многих моих клиентов точно такие же проблемы, разве что сформулированы не так забавно.
— Где мне найти такую профессию, которая позволит ремонтировать дома, перебирать двигатели мотоциклов, быть поэтом, придумывать компьютерные игры и писать сценарии? — спросил меня один из них.
— Даже не представляю, — ответила я. — Но зачем делать профессию из всего, что нравится?
— Вы имеете в виду — просто заниматься этим? Ради забавы?
— Вы говорите так, будто это что-то противозаконное.
— Но по счетам как-то нужно платить?
— Выберите что-то одно, где можно заработать на жизнь, а всем остальным занимайтесь в свободное время, — предложила я.
Он подумал с минуту.
— Идея хорошая… но тогда все остальное будет просто хобби, а я очень серьезно отношусь ко всему, что люблю делать.
— Леонардо да Винчи тоже ко всему относился серьезно, — парировала я. — До шестидесяти лет ему платили практически только за живопись. Уверена, что чертежи летательных аппаратов или субмарин ему никто не оплачивал. Они от этого стали «просто хобби»?
— Нет. Но тогда что это?
— Таким вопросом, убеждена, Леонардо никогда не задавался. Возможно, нам всем стоит последовать его примеру.
Ошибочное предположение 3.
Если вы не любите всей душой свою работу, это будет ежедневный ад
Скорее всего, ни одна профессия не заинтересует сканера надолго, разве что она дает много разнообразных возможностей. Предположим, вы пошли учиться на врача, но ваша мотивация к высшему образованию — деньги. Вероятно, вы сильно разочаруетесь. Даже в том случае, если вам нравится заниматься медициной. Я сужу по количеству медиков, бросающих работу из-за того, что реальная система организации медицинской помощи не позволяет практиковать так, как они считают нужным и как представляли на студенческой скамье.
Но если вы влюблены в идею стать медиком или юристом — это нужно сделать! Почему? Потому что человек творческий непременно найдет способ применить полученные знания. Медики становятся политиками, юристы пишут книги, консультируют и осуществляют юридическую поддержку в театрах, их охотно привлекают в совладельцы компаний.
Я знаю бухгалтеров, жизни которых позавидует любой сканер. Мой друг Эдди работает три или четыре месяца в году, а остальное время участвует в международных велопробегах, подводных экспедициях или учится в школе фотографии. Один канадский бухгалтер воплотил в жизнь давнюю мечту стать ковбоем, обнаружив, что владельцам ранчо, как в любом бизнесе, тоже нужны бухгалтеры. Теперь большую часть времени он вместе с другими ковбоями пасет скот в прериях, а над отчетностью работает по вечерам. Учителя, попробовавшие себя как мотивационные ораторы, получают выгодные предложения отправиться в тур с выступлениями. Я знакома с психологом, которая исполнила свое желание: она работает с игроками Национальной футбольной лиги.
Ошибочное предположение 4.
Нельзя ошибиться в выборе, поскольку овладение каждой профессией требует огромных временных и материальных затрат
Если вы так считаете, припомните, пожалуйста, всех, с кем учились в старших классах или университете. Сколько из них получили диплом и пошли работать по специальности? И обратная сторона явления: вам известны люди интересных профессий? Спросите себя, сколько из них получили соответствующее образование. Думаю, вы обнаружите, что очень и очень многие оказываются на том или ином месте благодаря цепочке непредвиденных обстоятельств.
Не слишком мудро вкладывать деньги в профессиональное образование, пока вы не знаете двух вещей:
1)-какую работу в реальности вы будете выполнять;
2)-действительно ли для нее необходимо образование.
Как правило, учиться поступают, еще не зная ответов. Почему? Несмотря на то, что образование довольно сложная и дорогая история, многие выбирают этот путь, потому что он прост и понятен. Несколько лет нужно лишь делать то, что от вас требуется. Кроме того, чувство, что это всего лишь репетиция жизни, снижает стресс. Но пробуждение может быть жестоким. Попробуйте заранее получить информацию, пройдите несколько собеседований, а еще лучше поработайте волонтером или стажером в том конкретном месте, которое вас интересует. Таким образом вы сэкономите кучу времени и денег.
Ошибочное предположение 5.
Любая выбранная вами карьера будет пожизненным заключением без права на обжалование
Сверим с реальностью. Вы, вероятно, унаследовали эту идею от тех, кто вырос в 1950-е или 1960-е годы или работал в крупных компаниях вроде IBM, где пытались лелеять своих сотрудников «от колыбели до могилы». Между прочим, такая практика ушла в прошлое. Присмотритесь к людям около пятидесяти лет и младше — как долго они работают на последнем месте?
Даже если искать специально, «пожизненную» работу уже не найти. А что насчет юристов, врачей, финансистов и преподавателей? Я уже говорила, что они нередко уходят с выбранного поприща, но даже остающиеся в профессии составляют лишь малый процент от всех работающих. Многие (и сканеры, и нет) меняют работу. Вооруженные своими умениями и знаниями, они носят их с собой, как сантехник носит с собой свои инструменты. Бывает, что люди вызываются помочь и проявляют способности в каком-то деле за пределами своей должности — их признают и предлагают работу, не имеющую отношения к полученному образованию. Часто это специальности, где нет официальной учебной подготовки и опыт приобретается на практике — что-то вроде ученичества у мастера.
Ошибочное предположение 6.
Если вы страстно, на грани одержимости не увлечены чем-то одним, то отставить в сторону все остальное не сможете никогда
Этот миф, я уверена, породили сканеры, часто жалующиеся, что так и не нашли единственную страсть, которая затмила бы все остальное, к чему их тянет. Вот типичное:
Я все жду, когда раздастся гулкий голос с небес и возвестит, чем мне заняться!
Но голос все не звучит, поскольку не существует такого замечательного единственного увлечения, чтобы сканер с радостью ограничился им. У меня голос не гулкий, и я не взываю с небес, но скажу, как поступать, если вы сканер: занимайтесь всем, к чему лежит душа.
Но есть же люди, которые уходят с головой в одну тему, занимаются ею сосредоточенно и интенсивно — и это доставляет им радость. Неужели со сканерами так не бывает?
Конечно, бывает! На самом деле сканер даже глубже погружается в сферу своих интересов, чем большинство других людей. Если вы сканер, то испытывали это десятки раз. Только не осознавали, что все ваши «страсти» имеют право на существование и ваше стремление к ним правильно.
Но вы все равно продолжаете искать всепоглощающую страсть, длящуюся вечно. Предлагаю вам взглянуть на вопрос свежим взглядом. Рассмотрите понятие «страсть» с разных сторон, чтобы понять, какой трактовки вы придерживаетесь. Я каждый раз настораживаюсь, когда сканер употребляет слово «страсть».
— У меня не было ничего такого, чтобы положить на алтарь свою жизнь. Божий глас не указывал, что делать, ничто не озарялось волшебным светом, не возникало чувство, что я наконец добрался до дома и поиски закончены, — сказал мне недавно один сканер.
— А разве вам не нравилось все, что вы пробовали? — поинтересовалась я.
— Вообще-то нравилось, и даже очень, просто никогда не появлялось чувство, что вот это — оно, то самое.
Если и вы когда-либо думали так же, пора это пересмотреть. Возможно, то, что вы пробовали, необязательно должно быть «тем самым». Возможно, изучение новой области доставляет вам удовольствие, и «тем самым» является для вас именно изучение.
Большинство сканеров упускают эту мысль и не понимают, что уже нашли «тот самый» — правильный стиль жизни. Для вышеупомянутого сканера ложкой дегтя было убеждение, что каждое приятное занятие должно стать большой страстью и вести к окончательному выбору. Это портило все удовольствие.
— А если забыть о поиске большой страсти и наслаждаться тем, что вы можете учиться чему угодно и ваша жизнь разнообразна и восхитительна? — спросила я своего собеседника.
Он посмотрел на меня как мальчик, которому разрешили прогулять школу и вместо этого пойти в кино.
— А что, так можно? — спросил он с чуть виноватой улыбкой.
Да, можно. Можно и ему, и вам. И даже нужно, потому что вечный поиск неуловимой единственной великой страсти ослепляет сканеров и не дает различить массу других, реальных вдохновляющих увлечений, которые встречаются каждый день. Страсть — дар, с которым сканеры живут, часть их сущности. (Я предпочитаю вместо страсть говорить интерес или энтузиазм.) Укоренившееся представление, будто страсть длится вечно, надо отбросить без сожалений. Вспомните известное выражение: «Будьте осторожны в своих желаниях» — и возрадуйтесь, что на сей раз вы желаемое не получили.
Вы можете найти идеальное сочетание своих интересов и превратить их в карьеру себе по душе. Или можете обнаружить, что любите сам процесс обучения. Единственная настоящая «страсть» сканеров — страсть использовать все свои способности, упражнять свой любознательный мозг, следовать всему увлекательному, пока не узнают то, что хотели знать.
А затем — оставить это и переключиться на другое.
Словом, если вы сканер, который боится отдаться чему-то полностью, слушайте меня внимательно: вы не отыщете одно-единственное страстное увлечение, настолько значительное, что все остальные исчезнут. Да вам бы это и не понравилось. У вас будет множество страстных увлечений. Никто не ждет от вас окончательного — раз и навсегда — выбора работы или образа жизни. Вы рождены, чтобы выбирать путь многократно и черпать в этом максимум знаний и удовольствия. Один путь — слишком мало для вас.
Типичный ход событий
Если вам удастся побороть свои заблуждения, вы начнете замечать вокруг себя, как многие карьеры развиваются в реальности.
Анника. Сканером я была с самого детства, и каждый доступный курс в колледже и университете приводил меня в такое восхищение, что я выбрала обучение в области гуманитарных исследований в Университете Сан-Франциско. Это было больше двадцати лет назад. Гуманитарное направление там было очень прогрессивным для своего времени. Оно включало академическую философию мультикультурности и этнокультурных различий задолго до того, как это стало модным. Так, я получила классическое гуманитарное образование с упором на компаративную мировую историю, литературу, социологию и историю искусств.
Затем я сделала карьеру в сфере сбора средств для фондов, маркетинге, организации специальных мероприятий и благотворительности, начав с первой после диплома работы на общественном телевизионном канале в Сан-Франциско. Шаг за шагом я оказалась в Чикаго, где налаживала сбор средств в фонды медицинской и социальной помощи. Четыре года я провела, помогая крупному международному банку распределять миллионы на программы благотворительности и работы с общественностью.
Теперь я живу в Портленде, штат Мэн, и несколько дней в неделю работаю помощником администратора местного художественного агентства. Изучать новый город, новую область интересов и совершенно иной образ жизни очень увлекательно. Пока не очень представляю, куда это все приведет, — мне сорок с небольшим, и я сейчас пересматриваю все аспекты своей жизни.
Мой внутренний сканер всегда испытывал сильнейший интерес к международным делам, особенно к европейской жизни и культуре. Не так давно я обнаружила, что у меня есть ирландские корни, и после этого три года увлеченно разыскивала архивные записи о предках; кончилось все получением ирландского гражданства и паспорта.
Хотя мне нравится моя новая жизнь в Портленде, Зеленый остров тоже сильно манит меня. Я обдумываю все возможности и надеюсь когда-нибудь оказаться «на том берегу пруда»… хотя бы на несколько лет.
Раньше меня напрягала такая сканерская жизнь… а теперь я понимаю — так было задумано природой, и даю раскрыться тому, что во мне заложено, для чего я предназначена.